Формы и виды самостоятельной работы студентов

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Ростовский государственный строительный университет»

Утверждено на заседании кафедры

экономической теории и

предпринимательства

« »__________ 2015г.

Экономика

Методические указания

По самостоятельной работе для студентов, обучающихся

По техническим направлениям подготовки бакалавров

Ростов-на-Дону

УДК 330 (075.8). ББК 65.01.

Экономика. Методические указания по самостоятельной работе для студентов, обучающихся по техническим направлениям подготовки бакалавров.- Ростов-на-Дону: Рост. гос. строит. ун-т, 2015. –35с.

Рассматриваются основные формы и виды самостоятельной работы студентов, примерные задания для самостоятельной работы по темам курса Экономика, приводятся списки основной и дополнительной литературы. Указания предназначены для бакалавров, обучающихся по техническим направлениям.

Электронная версия методических указаний находится в библиотеке.

УДК 330 (075.8). ББК 65.01.

Составитель: к.э.н., доц. О.С. Пузиков,

к.э.н., доц. Е.Н.Сидоренко

Рецензент: д.э.н., проф. Е.О. Миргородская

Редактор

Темплан 2015 г., поз.

Подписано в печать Формат 60х841/16 Ризограф.

Бумага писчая. Уч. изд. л. Тираж 3 экз. Заказ

Редакционно-издательский центр РГСУ

344022, Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, 162

© Ростовский государственный

строительный университет, 2015

Введение

Самостоятельная работа студентов (СРС) является неотъемлемой частью процесса подготовки специалистов. Это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, носящая индивидуальный характер.

Самостоятельную работу студентов (СРС) следует рассматривать как средство вовлечения обучающихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации. При правильной организации такая работа очень важна для развития самостоятельности у будущего специалиста и выступает средством, обеспечивающим для студентов:

· прочное усвоение знаний по предмету;

· овладение способами и приемами самообразования;

· развитие потребности в самостоятельном пополнении знаний.

Основная задача организации самостоятельной работы заключается в создании необходимых психолого-дидактических условий развития интеллектуальной инициативы и мышления студентов на занятиях любой формы. Для организации самостоятельной работы необходимы следующие условия:

– готовность студентов к самостоятельному труду;

– мотивация получения знаний;

– наличие и доступность всего необходимого учебно-методического и справочного материала;

– система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы;

– консультационная помощь преподавателя.

Цель СРС – научить студента осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию.

Формы и виды самостоятельной работы студентов

При изучении курса экономической теории СРС представляет собой единство трех взаимосвязанных форм: 1. Внеаудиторная самостоятельная работа; 2. Аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя; 3. Творческая, в том числе научно-исследовательская работа.

Виды внеаудиторной СРС разнообразны: работа с литературой, подготовка и написание рефератов, докладов, эссе и других письменных работ на заданные темы курса. Студенту предоставляется право выбора вида и темы работы. Важным является выполнение домашних заданий разнообразного характера: решение задач; подбор и изучение литературных источников; разработка и составление различных схем; проведение расчетов и др.; выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие у студентов самостоятельности и инициативы. Индивидуальное задание может получать как каждый студент, так и часть студентов группы; подготовка к участию в научно-теоретических конференциях и др.

Аудиторная самостоятельная работа может реализовываться при проведении семинаров и во время чтения лекций.

При чтении лекционного курса непосредственно в аудитории контролируется усвоение материала основной массой студентов путем проведения экспресс-опросов. На семинарских занятиях не менее 30% времени отводится на самостоятельное решение задач. При этом обязательным является разбор типовых ошибок при их решении (в конце текущего занятия или в начале следующего). По результатам самостоятельного решения задач каждый студент получает оценку.

Оценка предварительной подготовки студента к занятию может быть сделана путем экспресс-тестирования (тестовые задания закрытой формы) в течение 5 - 10 минут. При проведении семинаров студенты могут выполнять СРС как индивидуально, так и малыми группами (творческими бригадами), каждая из которых решает комплекс заданий.

Работа с литературой

Работа с литературой является важной составляющей частью самостоятельной внеаудиторной работы студентов и необходима при подготовке ко всем видам занятий: практическим, написанию рефератов, докладов, аннотаций, эссе, при подготовке к зачетам, экзаменам, тестированию, участию в научных конференциях. Прежде чем приступить к освоению научной литературы, рекомендуется чтение учебников и учебных пособий по соответствующим темам.

Изучение научной, учебной и иной литературы требует ведения рабочих записей. Форма записей может быть весьма разнообразной: простой или развернутый план, тезисы, цитаты, конспект.

План является наиболее краткой и самой доступной формой записей содержания исходного источника информации. План может быть простым и развернутым. Их отличие состоит в степени детализации содержания и, соответственно, в объеме.

Тезисы – сжатое изложение содержания изучаемого материала в утвердительной (реже опровергающей) форме. Тезисы необходимы также для подготовки выступлений в форме докладов, презентаций, защиты курсовых работ и др.

Аннотация – краткое изложение основного содержания исходного источника информации, дающее о нем обобщенное представление.

Резюме – краткая оценка изученного содержания исходного источника информации, полученная, прежде всего, на основе содержащихся в нем выводов. Резюме весьма сходно по своей сути с аннотацией. Однако, в отличие от последней, текст резюме концентрирует в себе данные не из основного содержания исходного источника информации, а из его заключительной части, прежде всего, выводов.

Конспект – сложная запись содержания исходного текста, включающая в себя цитирование наиболее важных мест, а также сжатый анализ записанного материала и выводы по нему. Более сложными видами самостоятельной работы являются: доклады, рефераты, эссе, курсовые работы.

Доклад

Доклад – это развернутое устное сообщение, посвященное заданной теме, сделанное публично, в присутствии слушателей. Темами доклада обычно являются вопросы, не освещенные в полной мере или вообще не рассматриваемые на лекциях, предполагающие самостоятельное изучение студентами. Обычно студенты выступают с докладами на практических занятиях или конференциях.

Тезисы докладов являются самостоятельной разновидностью научной публикации и представляют собой текст небольшого объема, в котором кратко сформулированы основные положения докладов. Тезисы доклада обычно имеют объем до 3 страниц, содержат в себе самые существенные идеи, сохраняют логику доклада и его основное содержание.

Реферат

Реферат (от лат. referrer – докладывать, сообщать) – краткое изложение сущности какого-либо вопроса, темы на основе одной или нескольких книг, монографий, статей или других первоисточников по актуальной проблеме. Это может быть также обзор литературы и различных точек зрения по какой-нибудь одной теме, представляющей учебный интерес. Реферат должен содержать основные статистические и фактические сведения и выводы по рассматриваемому вопросу.

Реферат должен быть оформлен в соответствии с установленными требованиями. Объём реферата обычно составляет 10-12 печатных страниц.

Контрольная работа – это одна из основных форм текущего контроля знаний студентов. Её цель заключается в оценке качества усвоения студентами отдельных тем и разделов курса экономической теории, а также умения решать конкретные практические и теоретические и задачи.

Тестовые задания по темамрасширяютте женавыки, дополняя их умениями использовать теоретические знания при выполнении конкретных практических заданий.

Различные виды расчётных работ, решение задач и упражненийнаправлены на приобретение умений самостоятельного ориентирования в реальных экономических ситуациях, способствующих формированию экономического мышления.

Составление схем и таблицобеспечивает самостоятельный поиск необходимых статистических данных, характеризующих тот или иной экономический процесс или явление.

Наши рекомендации