Серия 4. Исследование состояния словаря
1. Исследование состояния номинативного словаря.
А. Предмет и его части:
□ чайник _______________________________________________________
□ кукла ________________________________________________________
□ машина ______________________________________________________
□ стул _________________________________________________________
□ сапог ________________________________________________________
Б. Объяснение лексического значения слов:
□ огород _______________________________________________________
□ подоконник ___________________________________________________
□ клумба _______________________________________________________
□ поезд ________________________________________________________
В. Обобщающие понятия.
Назвать одним словом:
□ яблоко, груша, банан, слива _____________________________________
□ олень, волк, барсук, медведь ____________________________________
□ береза, дуб, осина, ель __________________________________________
□ ручка, ластик, тетрадь, книга ____________________________________
Назвать предметы, относящиеся к
□ мебели _______________________________________________________
□ инструментам _________________________________________________
□ насекомым ___________________________________________________
□ обуви ________________________________________________________
□ грибам _______________________________________________________
Г. Подбор слов-предметов к словам-признакам[1].
□ увлекательное _________________________________________________
□ хорошее ______________________________________________________
□ морозный ____________________________________________________
□ звонкая ______________________________________________________
□ холодное _____________________________________________________
2. Исследование предикативного словаря (подбор действий к предметам).
Кто как голос подает?
□ собака __________________ □ утка _____________________
□ петух ___________________ □ гусь _____________________
□ лошадь _________________ □ ворона ___________________
□ кошка __________________ □ жук ______________________
Кто как передвигается?
□ собака __________________ □ лошадь ___________________
□ ворона _________________ □ человек __________________
□ червяк _________________ □ бабочка __________________
□ рыба ___________________ □ черепаха _________________
3. Исследование словаря признаков (подбор признаков к предметам — по 5—6 слов).
□ осень (какая?)_________________________________________________
□ друзья (какие?) _______~________________________________________
□ вечер (какой?) _________________________________________________
□ ведро (какое?) _________________________________________________
4. Исследование антонимов.
□ день, весна, мороз _____________________________________________
□ большой, низкий, широкий ______________________________________
□ сесть, говорить, ссориться ______________________________________
□ расстегивать, входить, наливать __________________________________
□ темно, далеко, быстро __________________________________________
5. Исследование синонимов.
□ летчик ____________________ □ шофер ________________________
□ врач ______________________ □ печальный _____________________
Результаты выполнения заданий по серии 4 Максимально — 100 баллов | |||||||||||||||||
Предметы Мах = 40 | Действия Мах = 20 | Признаки Мах = 20 | |||||||||||||||
Задание 1 | Задание 2 | Задание 3 | |||||||||||||||
А | Б | В | Г | ||||||||||||||
Н | С | К | Н | С | К | Н | С | К | Н | С | К | Н | С | К | Н | С | К |
Антонимы Мах = 10 | Синонимы Мах = 10 | Пересказ Мах =50 | |||||||||||||||
Задание 4 | Задание 5 | Задание 6 | |||||||||||||||
Н | С | К | Н | С | К | Н | С | К | |||||||||
Серия 5. Исследование грамматического строя речи
1. Исследование навыков словообразования.
А. Образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов:
□ книга __________________ □ воробей _______________________
□ стул ___________________ □ ковер _________________________
□ ведро __________________ □ хлеб __________________________
□ гриб ___________________ □ топор _________________________
□ белка __________________ □ скамейка ______________________
Б. Образование названий детенышей:
□ у лисы _________________ □ у козы _________________________
□ у утки _________________ □ у собаки _______________________
□ у свиньи _______________
В. Образование глаголов префиксальным способом:
лить ___________________________________________________________
шел ___________________________________________________________
Г. Образование относительных прилагательных:
□ скамейка из дерева _____________________________________________
□ тетрадь из бумаги ______________________________________________
□ сумка из кожи _________________________________________________
□ кукла из резины _______________________________________________
□ шуба из меха __________________________________________________
□ сок из моркови ________________________________________________
Д. Образование притяжательных прилагательных (хвост чей? ухо чье?
голова чья?):
□ у лисы _______________________________________________________
□ у лошади _____________________________________________________
□ у медведя _____________________________________________________
□ у льва ________________________________________________________
□ у овцы _______________________________________________________
□ у тигра _______________________________________________________
2. Исследование навыков словоизменения.
А. Образование существительных множественного числа:
□ ухо ____________________ □ утенок ________________________
□ стул ____________________ □ ведро _________________________
□ книга ___________________
Б. Предложно-падежные формы:
В | Куда идут девочки? Где лежит лекарство? | |
Из | Откуда выйдут девочки? Откуда возьмем лекарство? | |
На | Где висит пальто? Где стоит торт? | |
С | Откуда снимем пальто? Откуда возьмем торт? | |
За | Куда прячутся ребята? Где сидит ученик? | |
Из-за | Откуда выбегут ребята? Откуда встанет ученик? | |
Под | Где сидит ежик? Где находится крючок? | |
Из-под | Откуда вылезет ежик? Откуда вынем крючок? | |
Над | Где летает змей? Где сияет радуга? | |
Слева, рядом | Где находится волк? Где сидит заяц? |
В. Падежные конструкции:
Вин. пад. | Кого ты видел в зоопарке? | |
Род. пад. | Чего много в лесу? Откуда осенью падают листья? | |
Дат. пад. | К кому ты любишь ходить в гости? Кому нужна удочка? | |
Твор. пад. | Чем ты смотришь? Чем ты слушаешь? За чем мы ходим в лес? | |
Пред. пад. | На чем катаются дети? |
Г. Согласование прилагательных с существительными[2].
Прочитай словосочетания, допиши слова:
□ портрет краси... _______________________________________________
□ стаканчик бумаж... _____________________________________________
□ улыбка приветли... _____________________________________________
□ дни тепл... ____________________________________________________
□ окно гряз... ___________________________________________________
Д. Согласование существительных с числительными 1, 2, 5:
Посчитай предметы и запиши словосочетания. Например: 1 гусь, 2 гуся,
5 гусей.
□ дом _________________________________________________________
□ окно ________________________________________________________
□ ведро ________________________________________________________
□ дерево _______________________________________________________
□ кукла ________________________________________________________
Результаты выполнения заданий по серии 5 Максимально — 100 баллов | ||||||||||||||
Словообразование. Мах = 50 | ||||||||||||||
Задание 1 | ||||||||||||||
А | Б | В | Г | Д | ||||||||||
Н | С | К | Н | С | К | Н | С | К | Н | С | К | Н | С | К |
Словоизменение. Мах = 30 | Согласование. Мах = 20 | |||||||||||||
Задание 2 | Задание 3 | |||||||||||||
А | Б | В | А | Б | ||||||||||
Н | С | К | Н | С | К | Н | С | К | Н | С | К | Н | С | К |
Серия 6. Обследование связной речи
1. Составление рассказа по сюжетной картинке.
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
2. Составление рассказа по серии сюжетных картинок (3—4 картинки).
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
3. Пересказ прослушанного рассказа.
ГОРОШИНЫ
по И.Н. Садовниковой
В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчика. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.
____________________________________________________