Серия 2. ИССЛЕДОВАНИЕ НАВЫКОВ ПИСЬМА

Для 1-го класса

Инструкция: напиши, пожалуйста,

свое имя

буквы: Б, К, 3, Ц, Е, Ч

слова: мама, стол, ствол.

Письмо оценивается в целом, а не каждая проба в отдельности, как в дру­гих заданиях.

Оценка

45 баллов — не более 1 ошибки в написании или незнание одной буквы; 30 — незнание 2-3 букв или их неточное написание;

15 — не более 4 ошибок дисграфического характера (зеркальность, смеше­ние букв по фонетическому или атрикуляционному сходству) или до 5 иных ошибок;

О — более 4 дисграфических ошибок или более 5 других, отсутствие навы­ков письма.

Для 2-го класса

Инструкция: я буду диктовать, а ты пиши.

Настала осень. Дует холодный ветер. Солнце светит тускло. Часто идут дожди. В лесу стоит тишина.

Для 3-го класса

«ПТИЦЫ»

Наступил декабрь. Выпал пушистый снег. Он покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно. Они ищут себе пищу. Дети кла­дут в кормушку хлеба и зерен.

Оценка

2-й класс

45 баллов — не более 3 ошибок, связанных с нарушением правил орфогра­фии или пунктуации или пропуском слова при письме под диктовку;

30 — допускаются до 5 погрешностей недисграфического характера и/или 1—2 дисграфического;

15 — до 5 орфографических и пунктуационных ошибок и/или не более 5 дисграфических;

О — множественные дисграфические и орфографические ошибки.

3 - й к л ас с

45 баллов — не более 2 ошибок, связанных с нарушением правил орфогра­фии или пунктуации или пропуском слова при письме под диктовку;

30 — допускаются до 3 погрешностей недисграфического характера; 15 — до 5 орфографических ошибок и/или не более 2 дисграфических; О — множественные дисграфические и орфографические ошибки.

Полезно проанализировать качество дисграфических ошибок. Мы выделяли ошибки нескольких типов, но в индексы были включены штрафные оценки только за два типа ошибок: 1) заме­ны букв по звуковому сходству; 2) грамматические ошибки на письме.

Штрафные баллы, для обоих типов ошибок

О баллов — отсутствие ошибок;

-5 — одна ошибка;

-10 — две ошибки;

-15 — три и более ошибки.

Максимальный балл за письмо равен 45.

Серия 3 . ИССЛЕДОВАНИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ Первоклассникам предлагается прочесть слова:

мак юла флаг блеск
нож курица йод ствол
день дерево цирк ванна
пила собака стул диван
ем сапоги крик забор
юг голубика шмель индюк

Учащимся второго и третьего класса дается для чтения текст «Как я ловил раков» (А.Н. Корнев, 1997). В конце каждой строки указанно количество прочитанных на данный момент слов.

В нашей деревне текут два ручейка. В них живет (9)

много раков. Мальчики ловят их руками под камнями, (17)

в дырах между корнями или под берегом. Потом они (26)

варят их и лакомятся ими. Одного рака я получил от (36)

моего друга, и он мне очень понравился, был очень вкусный. (46)

Мне тоже захотелось ловить раков. Но легко сказать, (54)

а трудно сделать. У раков свое оружие — клешни, (63)

которыми они щиплются как следует. Кроме того, я (71)

боялся сунуть руку в дыру между корнями. Ведь можно (80)

прикоснуться к лягушке или даже змее! Мой друг (88)

посоветовал мне, как можно ловить раков совсем по-другому. (96)

Нужно привязать на длинную палку тухлое мясо. (ЮЗ)

Рак крепко схватит мясо, и затем его легко вытащить (112)

из воды, как рыбу на удочке. Этот способ мне очень (122)

понравился, и поэтому я подготовил все нужные вещи. (130)

В пруду я нашел глубокое место и сунул палку в воду. (141)

Сижу спокойно. Вода чистая, но раков я не видел (150)

нигде. Вдруг я заметил усы, потом глаза и клешни, и, (160)

наконец, весь рак медленно вылез к мясу. Потом схватил (169)

мясо клешнями и разорвал его челюстями. Я очень (177) осторожно вытянул свою удочку из воды — и рак лежит на траве. (188)

Я наловил много раков. Мама их сварила. Какими они (197)

были красными! И очень вкусными! (202)

Для выяснения степени понимания смысла прочитанного, следует задать ребенку 2-3 вопроса, или попросить пересказать то, что он успел прочесть.

Оценка производится по трем критериям

1-й класс (начало обучения)

Критерий скорости чтения

15 баллов — высокая скорость чтения, соответствующая 15 и более словам в минуту;

10 — средняя скорость чтения, от 8 до 14 слов в минуту; 5 — низкая скорость чтения, 7 и менее слов в минуту; 0 — отсутствие навыка чтения.

Критерий способа чтения

15 баллов — чтение целыми словами;

10 — послоговое чтение;

5 — побуквенное чтение;

0 — отсутствие навыка чтения.

Критерий правильности чтения

15 баллов — допущено не более трех ошибок с самокоррекцией;

10 — не более 6 ошибок на уровне слова или слога;

5 — до 10 ошибок на уровне слова, слога и буквы;

0 — множественные ошибки на уровне слога и буквы, отсутствие навыка чтения.

2-й класс

Критерий скорости чтения

15 баллов — высокая скорость чтения, от 60 слов в минуту и выше;

10 — средняя скорость чтения, от 45 до 59 слов в минуту;

5 — низкая скорость чтения, от 30 до 44 слов;

0 — очень низкая скорость чтения, 29 и менее слов в минуту.

Критерий правильности чтения

15 баллов — не более 3 ошибок с самокоррекцией;

10 — не более 6 ошибок на уровне слова, большая часть исправлена само­стоятельно;

5 — до 6 ошибок на уровне слова и слога, без саморрекции;

0 — множественные ошибки на разных уровнях.

Критерий понимания смысла прочитанного

15 баллов — полное понимание смысла прочитанного;

10 — неполное понимание;

5 — фрагментарность или незначительное изменение смысла ситуации;

0 — отсутствие понимания прочитанного или грубое искажение смысла.

3-й класс

Критерий скорости чтения

15 баллов — высокая скорость чтения, 90 и выше слов в минуту;

10 — средняя скорость чтения, от 70 до 89 слов в минуту;

5 — низкая скорость чтения, 50-69 слов в минуту;

0 — очень низкая скорость чтения, 49 и менее слов минуту.

Критерий правильности чтения

15 баллов — не более 3 ошибок с самокоррекцией;

10 — до 5 ошибок, частично с самокоррекцией;

5 — до 6 ошибок без коррекции;

0 — множественные ошибки.

Критерий понимания смысла прочитанного

15 баллов — полное понимание смысла прочитанного;

10 — неполное понимание;

5 — фрагментарность или незначительное изменение смысла ситуации;

0 — отсутствие понимания прочитанного или грубое искажение смысла.

Балл за чтение складывается из суммы оценок по каждому критерию. Максимальная оценка соответствует 45 баллам.

Максимальный балл за все задания, проверяющие состояние письменной речи равен 120.

Максимальная оценка за весь тест соответствует 900 баллам.

Наши рекомендации