Порядок формирования портфолио
Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок формирования и использования портфолио обучающегося (далее - Портфолио), предусмотренного Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ Минобразования России от 18.07.02 № 2783), письмом Минобразования России от 20.08.03 № 03-51-157ин/13-03 "Об организации предпрофильной подготовки обучающихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в образовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования»
1.2. Портфолио предполагается как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения.
1.3. Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, включая государственную (итоговую) аттестацию и т. д.
1.4. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деяльности (учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др.) и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию. Важная цель Портфолио - представить отчет по процессу образования подростка, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.
1.5. В Портфолио отражается как качественная, так и количественная оценка достижений (результатов) учащегося за весь период обучения либо за определенное время его формирования.
1.6. Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:
• поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
• поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
• развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
• формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
• содействовать индивидуализации (персонализации) образования учащихся;
• способствовать успешной социализации обучающихся в будущем.
1.7. Ведение Портфолио повышает образовательную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей, что позволяет сделать выбор дальнейшего направления и формы обучения старшеклассниками более верным и ответственным.
Порядок формирования Портфолио
2.1. Портфолио используется при составлении образовательного рейтинга выпускников гимназии наряду с результатами государственной (итоговой) аттестации, централизованного тестирования, ЕГЭ, играет важную роль при зачислении обучающихся в профильные классы школы.
2.2. Период формирования Портфолио - все время обучения в основной средней школе.
2.3. В разделе "Официальные документы" индивидуальные достижения могут быть подтверждены (представлены): дипломами олимпиад, конкурсов, соревнований, грантами (международного, федерального, республиканского, городского, районного и школьного уровней, а также сертификатами учреждений дополнительного образования и сторонних организаций, осуществляющих официальное взаимодействие с органами образования).
2.4. Сертификаты индивидуальных достижений выше городского уровня не требуют ранжирования и дают право быть зачисленными в 10 – ый класс по избранному профилю вне конкурса; достижения, подтвержденные сертификатами городской системы образования, ранжируются, но приоритетными считаются профильные достижения.
2.5. Раздел «Курсы по выбору, творческие работы» включает в себя три информационных блока о деятельности обучающегося с ее качественными оценками (например, по степени ориентации на выбираемый профиль и т. д.):
• информация о прохождении элективных курсов;
• перечень представленных проектов и творческих работ;
2.6. Раздел "Отзывы и рекомендации" включает в себя характеристики отношения обучающегося к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, возможно одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и другими лицами, а также письменный анализ своей конкретной деятельности и ее результатов самим школьником. В этом разделе могут быть представлены тексты заключений, рецензии, отзывы, резюме, эссе, рекомендательные письма и прочее.
2.7. Заключительным этапом в работе с Портфолио является составление сводной итоговой ведомости, в которую включены разделы: "Общая информация"; "Официальные документы"; "Курсы по выбору, проекты, творческие работы"; "Отзывы".
Классный руководитель, заполняя ведомость, выставляет максимально возможные баллы, объективность их выставления проверяет заместитель директора по УВР, курирующий организацию деятельности по профильному обучению в гимназии, а директор гимназии не позднее 30 мая текущего года подписывает сводную итоговую ведомость, которая затем заверяется гербовой печатью.
2.8. Для решения спорных вопросов, возникающих в процессе работы с Портфолио в течение учебного года или в момент заполнения сводной итоговой ведомости, приказом директора гимназии создается комиссия, которая в течение трех дней должна рассмотреть возникшую проблему.