Порядок формирования портфолио

Положение

О портфолио обучающихся 5-11 классов МОУ

«Малечкинская средняя общеобразовательная школа»

(новая редакция)

Общие положения

1.1. Настоящее положение (далее – Положение) о портфолио обучающегося (далее – Портфолио) является локальным актом, регулирующим порядок, периодичность и формы учета индивидуальных образовательных достижений обучающихся МОУ «Малечкинская средняя общеобразовательная школа» (далее – обучающихся) в процессе освоения ими основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительных общеобразовательных программ (общеразвивающих и предпрофессиональных).

1.2. Положение разработано в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:

· Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

· Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373;

· Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;

· Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413;

· приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";

· приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";

· Уставом образовательной организации (далее – ОО) МОУ «Малечкинская средняя общеобразовательная школа»

· основной образовательной программой (далее – ООП) начального общего, основного общего, среднего общего образования;

· локальными нормативными актами ОО;

1.3. В Положении используются следующие понятия, термины и сокращения:

· портфолио обучающегося – комплексный документ, отражающий совокупность индивидуальных образовательных достижений обучающегося в урочной и (или) внеурочной деятельности;

· технология портфолио – педагогическая технология формирования навыков самооценки учащихся, развития у них рефлексивных, коммуникативных, познавательных и личностных универсальных учебных действий;

· индивидуальное образовательное достижение обучающегося – результат освоения обучающимся основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительных общеобразовательных программ (общеразвивающих и предпрофессиональных), имеющий личную значимость для обучающегося;

· единица Портфолио – элемент Портфолио, подвергающийся учету и накоплению (приложение 1 к Положению);

· данные Портфолио – информация, основанная на учете единиц Портфолио;

· ВСОКО – внутренняя система оценки качества образования;

· ВШК – внутришкольный контроль;

· ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт;

· УУД – универсальные учебные действия.

1.4. Портфолио – одна из форм аутентичного индивидуального оценивания, ориентирующегося на процесс оценивания и самооценивания, дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, включая итоговую и промежуточную аттестацию.

1.5. Настоящее положение регулирует требования и нормы к построению и действию «портфолио».

1.6. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимся в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других – и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию, способствует развитию осознанного образования учащимися, развитию само- и взаимооценивания.

1.7. Портфолио достижений позволяет обучающемуся адаптироваться при переходе из класса в класс, из школы в школу, принимать участие в конкурсе при зачислении на обучение на рейтинговой основе в другие образовательные учреждения, в профильные классы, позволяет создать для каждого обучающегося ситуацию переживания успеха.

1.8. Настоящее положение разработано в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, поэтому ведение портфолио является обязательным для классов, обучающихся по ФГОС ООО.

Цели и задачи портфолио

2.1. Обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, зафиксировать его усилия и достижения в различных областях, продемонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.

2.2. Решить важные педагогические задачи:

· реализация права обучающихся на удовлетворение их индивидуальных потребностей и интересов в процессе получения образования;

· привитие учащимся первичных навыков самооценки, привлечение внимания родителей к успехам своих детей и вовлечение их в сотрудничество с учителем и самими учащимися;

· организация сбора информации о динамике продвижения обучающегося в урочной и внеурочной деятельности;

· содействие процессу ВШК;

· обеспечение социальной защиты обучающихся, соблюдение прав и свобод в части содержания образования, его влияния на личностное развитие обучающихся;

· установление степени соответствия фактически достигнутых обучающимися образовательных результатов планируемым результатам образовательных программ;

· оптимизация внутренней системы оценки качества образования и развитие информационной открытости образовательной организации.

· поддержка высокой учебной мотивации обучающихся;

· поощрение их активности, самостоятельности;

· расширение возможности обучения и самообучения;

· содействие индивидуализации (персонализации) обучения;

· развитие навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности обучающихся;

· выявление существующего уровня сформированных умений и совершенствование их путём внесения коррекции в учебный процесс;

· формирование умения учиться, ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность, делать отчёт об индивидуальных образовательных достижениях;

· создание дополнительных предпосылок и возможностей для успешной социализации.

Функции портфолио

· диагностическая – фиксирует изменения и рост за определённый период времени,

· целеполагания – поддерживает учебные цели,

· мотивационная – поощряет результаты учащихся, преподавателей и родителей,

· содержательная – раскрывает весь спектр выполняемых работ,

· развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году,

· рейтинговая – показывает диапазон навыков и умений.

Порядок формирования портфолио

4.1. Накопление (сбор) Портфолио проводится в три периода:

· начальная школа (согласно Положения о портфолио первоклассника);

· основная школа;

· старшая школа.

4.2. Процессу формирования Портфолио предшествует разъяснительная работа с обучающимися, родителями в начале каждой ступени обучения.

4.3. Формирование портфолио обучающимися 5-11 классов ведётся в основном самостоятельно, с помощью родителей. Классный руководитель является консультантом.

4.4. Обучающийся оформляет портфолио в соответствии с принятой в школе структурой. Обучающийся имеет право включать в папку дополнительные разделы, материалы, элементы оформления, отражающие его индивидуальность. Папка и собранные в ней материалы должны иметь эстетический вид.

4.5. Учет документов, входящих в портфолио осуществляет классный руководитель, который оказывает помощь обучающемуся в процессе формирования портфолио. Проводит информационную работу по формированию портфолио с обучающимся и его родителями. Осуществляет посредническую функцию между обучающимися и учителями, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения портфолио.

4.6. Оценка тех или иных достижений (результатов), входящих в портфолио, а также всего портфолио в целом, либо за определенный период его формирования, является как качественной, так и количественной. Оцениванию не подлежат:

· темп работы ученика;

· личностные качества школьников;

· своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и т. д.).

4.7. Максимальное количество баллов, которое может набрать в портфолио обучающийся школы, не ограничено.

4.8. По итогам учебного года обучающийся проводит анализ портфолио. Организуется школьный конкурс Портфолио по ступеням обучения или возрастным группам.. Объективность выставления итогового балла проверяется заместителем директора по ВР. Победители, призёры, лауреаты награждаются грамотами, имеют право участвовать в муниципальном конкурсе «Лучший ученик» .

4.9. Сводная итоговая ведомость портфолио заверяется школьной печатью и подписью классного руководителя и представителя администрации.

Структура портфолио

5.1. Портфолио оформляется в виде папки достижений с приложением документов, заверенных образовательным учреждением.

5.2. Перечень обязательных разделов портфолио:

· титульный лист, общие сведения об обучающемся (приложение 1);

· учебная деятельность по предметам (приложение 2);

· внеурочная деятельность по предметам (приложение 3);

· проектная и исследовательская деятельность (приложение 4);

· участие в познавательных мероприятиях различных уровней (олимпиады, конкурсы и др.) (приложение 5);

· социальная деятельность (участие в организации классного и школьного самоуправления; участие в мероприятиях, играх, конкурсах, акциях; участие в волонтёрской деятельности) (приложение 6);

· спортивная деятельность (приложение 7)

· внешкольная деятельность (участие в мероприятиях вне школы) (приложение 8);

· курсы по выбору (приложение 9);

· оценка учащегося по материалам портфолио (приложение 10);

· дополнительные сведения: отзывы - набор характеристик учителей, родителей, одноклассников, работников других образовательных учреждений об отношении обучающегося к различным видам деятельности (от 1 до 5 баллов);

· лист самоанализа результатов относительно поставленных целей и запланированных обучающимся результатов, постановка новых целей и задач в свободной форме (от 1 до 5 баллов);

· сводная итоговая ведомость рейтинга достижений (приложение 11);

· рекомендации классного руководителя и психолога (по желанию);

· приложения: документы, подтверждающие достижения, занесённые в таблицы (грамоты, дипломы, сертификаты).

Приложение 1

МОУ «Малечкинская средняя общеобразовательная школа»

Портфолио достижений обучающегося

Фамилия __________________

Имя ___________________

Отчество ________________________

Дата рождения ___________________

Начато

«....»................... 20.. .г.

Личная подпись ______________

Место для фотографии

п. Малечкино

2015 год

Приложение 2

Учебная деятельность

Ведомость фактических отметок на уровне основного общего образования.

  5 кл. 6 кл. 7 кл. 8 кл. 9 кл. Экзамен Итог
Русский язык              
Литература              
Иностранный язык (анг              
Второй иностранный язык              
Математика              
Алгебра              
Геометрия              
История              
Обществознание              
География              
Биология              
Музыка              
Изобразительное искусство              
Физкультура              
Технология              
Физика              
Химия              
Информатика              
ОБЖ безопасности жизнедеятельности безопасности жизнедеятельности              
ККР              
Индив. проект              
               
               
Средний балл              
Подпись классного руководителя              

Внеурочная деятельность по предметам

Класс Название реализуемого курса (кружка) Результат Подпись педагога
5 класс 1.Экология человека 2.Истоки 3.Занимательный немецкий 4. Музыкальный час    
6 класс      
7 класс      
8 класс      
9 класс      
10 класс      
11 класс      


Приложение 4

Проектная и исследовательская деятельность

№/п Сроки Название мероприятия Уровень Результат Подтверждающий документ Количество набранных баллов соответствии с приложением № 5)
Участник Победитель, призер, /место
1. 28.09.15 Школьный фестиваль проектов Школьный   Победитель/ 1 место Диплом 1 степени  
Октябрь Конференция «Первые шаги в науку» Муниципальный +   Сертификат участника  
               
               
               


Приложение 5

Результативность участия в познавательных мероприятиях различных уровне(олимпиады, конкурсы и т.д.)


№/п Сроки Название мероприятия Уровень Результат Подтверждающий документ Количество набранных баллов соответствии с приложением № 5)
Участник Победитель, призер, /место
1. 28.09.10 Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по истории Школьный   Победитель/ 1 место Диплом победителя  
Октябрь Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по истории Школьный   Призёр Диплом призёра  
               
               
               

Социальная деятельность

(участие в организации классного и школьного самоуправления; участие в мероприятиях, играх, конкурсах, акциях различных

уровней; участие в волонтерской деятельности)

№/п Сроки Название мероприятия Уровень Результат Подтверждающий документ Количество набранных баллов (в соответствии с приложением № 5)
Участник Победитель, призер, /место
1. 28.09.10 Деловая игра «В мире профессий» Муниципальный   Победитель/ 1 место Диплом 1 степени  
Октябрь Конкурс рисунков «Ко дню города» Школьный +   Сертификат участника  

Приложение 7

Спортивная деятельность

№/п Сроки Название мероприятия Уровень Результат Подтверждающий документ Количество набранных баллов (в соответствии с приложением № 5)
Участник Победитель, призер, /место
1. 28.09.10 Соревнования по стрельбе Муниципальный   Победитель/ 1 место Диплом 1 степени  
             
               
               
               

Приложение 8

Внешкольная деятельность (участие в мероприятиях вне школы)

№/п Сроки Название мероприятия Уровень Результат Подтверждающий документ Количество набранных баллов (в соответствии с приложением № 5)
Участник Победитель, призер, /место
1. 28.09.10 Соревнования по стрельбе Муниципальный   Победитель/ 1 место Диплом 1 степени  
             
               
               
               

Приложение 9

Курсы по выбору (для учащихся 9-11-х классов) Приложение №

№/п Сроки Название курса по выбору Количество часов Итоговая отметка (зачет/незачет)
1.        
       
         
         
         


Приложение 10

Лист оценки достижений учащихся по материалам портфеля достижений.

Показатели Измерители Результат - балл
Учебная 1 - 8 класс - средний балл годовых оценок До 5
деятельность 9 класс - результаты экзаменов и средний балл До 5
(приложение № 2) аттестата  
Проектная и исследовательская деятельность Школьный уровень:  
Победитель
Призер
(Приложение № 4) Участник
  Муниципальный уровень:  
  Победитель
  Призер
  Участник
  Региональный уровень:  
  Победитель
  Призер
  Участник
  Всероссийский уровень:  
  Победитель
  Призёр
  Участник
  Международный уровень:  
  Победитель и призёр
Результативность участия в познавательных мероприятиях различных уровней (олимпиады, конкурсы и т.д.) (Приложение № 5) Школьный уровень:  
Победитель
Призер
Участник
Муниципальный уровень:  
Победитель
Призер
Участник
Региональный уровень:  
  Победитель
  Призер
  Участник
  Всероссийский уровень:  
  Победитель
  Призёр
  Участник
  Международный уровень:  
  Победитель и призёр
Социальная деятельность (Приложение № 6) Школьный уровень:  
Победитель, организатор
Призёр
  Участник
  Муниципальный уровень:  
  Победитель

Показатели Измерители Результат - балл
  Призёр
  Участник
  Региональный уровень:  
  Победитель
  Призер
  Участник
  Всероссийский уровень:  
  Победитель
  Призёр
  Участник
Внешкольная деятельность (Приложение № 7) Муниципальный уровень:  
Победитель
Призёр
Участник
  Региональный уровень:  
  Победитель
  Призер
  Участник
  Всероссийский уровень:  
  Победитель
  Призёр
  Участник
  Международный уровень:  
  Победитель и призёр
Дополнительные сведения   1-5
Лист самоанализа   1-5
  Итого  

Приложение 11

Сводная итоговая ведомость рейтинга достижений за учебный год.

(Фамилия, имя, отчество)

ученика (цы) « » класса

МОУ «Малечкинская средняя общеобразовательная школа»

Показатели Балл
Учебная деятельность  
Проектная и исследовательская деятельность  
Результативность участия в познавательных мероприятиях различных уровней (олимпиады, конкурсы и т.д.)  
Социальная деятельность  
     
ИТОГО:  

Настоящий итоговый документ составлен на основании оригиналов официальных документов, представленных в портфеле достижений.

Грамоты, дипломы, резюме и другие материалы представлены в приложении к итоговому документу.

Дата.

М.П.

Директор МОУ «Малечкинская средняя общеобразовательная школа» ____________/__________

Наши рекомендации