Диагностическое портфолио будущего педагога. Портфолио коррекционных и развивающих упражнений

( Выполненные задания предоставляются в форме отчетов)

План отчета.

1.Тема учебной программы.

2.Название теста или задания.

3.Цель теста или задания .

4.Ход выполнения теста или задания.

5. Результат тестирования или выполнения задания.

6.Самоанализ полученных результатов .

7.Подбор коррекционных упражнений для саморазвития психических процессов и свойств.

8 Результаты упражнений фиксируются в психологическом дневнике.

Тема 6.2. Психологическое развитие и обучение

1.Один из концептуальных принципов современного обучения — «Обучение не плетется в хвосте развития, а ведет его за собой» — сформулировал:

а) Л. С. Выготский в) Б. Г. Ананьев

б) Л. С. Рубинштейн г) Дж. Брунер

2. . Учебная деятельность является ведущей деятельностью в:

а) младшем школьном возрасте в) старшем подростковом возрасте

б) младшем подростковом возрасте г) юношеском возрасте

3. . В современной концепции обучения тезис «Научить знаниям» заменен тезисом «Научить…»

а) основными навыками

б) делать выводы в соответствии с полученными знаниями

в) получать знания

г) контролировать знания

4. Основные признаки развития это:

А) дифференциация,

Б)расчленение ранее бывшего единым элемента;

В)появление новых сторон, новых элементов в самом развитии;

Г)перестройка связей между сторонами объекта

Д) все ответы верны

5 ………….показал ведущую роль системы отношений между индивидом и средой для психического развития человека

А) Л. С. Выготский

Б) Дж. Брунер

В) З. Фрейд

6. Л. С. Выготский выделял в качестве критических периодов детства возраст

А)около 1 года,

Б)3 года, 6-7 лет,

В)период новорожденности и подростковый период

Г)все ответы верны.

Подготовка сообщения.

Изучить взгляды К. Роджерса, А. Адлера на психологическое развитие ребенка оформить в виде реферата, доклада

Практическая работа Диагностическое портфолио будущего педагога. Портфолио коррекционных и развивающих упражнений

( Выполненные задания предоставляются в форме отчетов)

План отчета.

1.Тема учебной программы.

2.Название теста или задания.

3.Цель теста или задания .

4.Ход выполнения теста или задания.

5. Результат тестирования или выполнения задания.

6.Самоанализ полученных результатов .

7.Подбор коррекционных упражнений для саморазвития психических процессов и свойств.

8 Результаты упражнений фиксируются в психологическом дневнике.

Тема 6.3. Психологические особен­ности преддошкольного и дошкольного возраста

1.Ведущая деятельность в раннем возрасте.

А)игра Б)учеба В)работа

2. ………..создает наиболее благоприятные условия для развития у ребенка определённых психических свойств и видов поведения.

А)Игра Б) учеба

3. Показателем психологической готовности ребенка к школе является:

А. Наличие специальных знаний, умений и навыков. В. Самостоятельность в умственной деятельности. С. Желание быть школьником.

D. Умение строить свои взаимоотношения со взрослы­ми, сверстниками на основе соподчинения мотивов.

4. К концу дошкольного возраста имеются……… линии развития (П. Я. Гальперин):

А) - линия формирования произвольного поведения,

когда ребенок может подчиниться школьным правилам;

Б) - линия овладения средствами и эталонами позна-

вательной деятельности, которые позволяют ребенку пе-

рейти к пониманию сохранения количества;

В) - линия перехода от эгоцентризма к децентрации.

Г)все ответы верны

Развитие по этим линиям определяет готовность ре-

бенка к школьному обучению.

5.К этим линиям, которые были проанализированы

Д. Б. Элькониным, следует добавить

А)мотивационную готовность ребенка к школьному обучению.

Б)Интеллектуальная готовность которая включает в себя: ориентировку

в окружающем; запас знаний; развитие мыслительных

процессов (способность обобщать, сравнивать, класси-

фицировать объекты); развитие разных типов памяти (об-

разной, слуховой, механической и др.);

В) развитие произвольного внимания.

Г)все ответы верны

Практическая работа

1. ) Составление диагностического портфолио по теме

«Диагностика психического развития детей преддошкольного и дошкольного возраста (двигательная активность, сенсорная активность, познавательные процессы, взаимодействие со взрослыми

2. Работа с поисковыми программами в интернете Темы «Психологическая готовность ребенка к школе» «Схема организации и проведения беседы со школьником.», «Беседы с родителями школьника»

Подготовка портфолио. Развитие педагогической наблюдательности.Наблюдение и анализ дневников «Мой ребенок» с позиции реализации принципов психологического развития ребенка. Подбор собственных примеров для иллюстрации каждого из принципов психического развития.

Самоанализ личной наблюдательности .

Тема 6.4. Психологическое развитие в младшем школьном воз­расте

1. Учебная деятельность является ведущей деятельностью в:

а) младшем школьном возрасте в) старшем подростковом возрасте

б) младшем подростковом возрасте г) юношеском возрасте

2. Укажите единственный правильный ответ, зачеркнув соответствующую букву.

Ведущими критериями возрастного развития у млад­ших школьников являются:

А. Психологические. В. Педагогические. С. Физические

3. Шестилетних школьников отличаетособый психоло­гический склад, который характеризуется:

А. Непроизвольностью психических процессов.

В. Отсутствием стремления к взрослости.

С. Высоким стремлением к участию в деятельности на

первых ролях.

D. Устойчивостью внимания. Е. Отсутствием умения думать.

4. Благодаря любви, заботе и эмпатии близких людей и учителя у младших школьников формируется:

А. Адекватная самооценка.

В. Завышенная самооценка.

С. Низкий уровень притязаний.

D. Высокий уровень притязаний.

Е. Чувство незащищенности.

F. Чувство собственной неповторимости.

Практическая работа

1. Составление диагностического портфолио по теме

2.Диагностика психического развития и отношения ребенка (7-9 лет) к роли школьника.

3 Подготовка кейса с психолого педагогическими ситуациями «Первые годы ребенка в школе.. Анализ и решение психолого-педагогических ситуаций «Адаптация к школе».

Тема 6..5. Психологические особенности формирование личности подростка.

Тест

1. На образование подросткового кризиса влияют

А) внешние факторы:

постоянный контроль со стороны взрослых, зависимостьи опека, от которых подросток всеми силами стремится освободиться, считая себя достаточно взрослым, чтобы

принимать самостоятельно решения.

Б)внутренние факторы состоят в привычках и чертах характера, мешающих подростку осуществить задуманное(внутренние запреты, привычка подчиняться взрослым

и др.).

В)все ответы верны

2.Л. С. Выготскийотмечал основные новообразования подросткового периода: А)изменение интересов в связи с переходным возрастом

Б) появление мышления в понятиях,

В) изменение воображения,

Г) развитие рефлексии и на ее основе самосознания

Д) все ответы верны

3. Интерес к другому полу проявляется у подростков

А) в неадекватных формах: ≪задирание≫, приставание, игнорирование.

Б) исчезновении непосредственности в общении

В)проявлении демонстрации безразличия или стеснительности.

Г) интерес к другому полу усиливается, однаковнешне возникает еще большая изолированность.

Д) все ответы верны

4.,,,,,,,,,,- ведущий тип деятельности в подростковом возрасте

А) общение со своими сверстниками

Б) игра

В)учеба

5.Чувство взрослости подросткапроявляется:

А)в стремлении к самостоятельности,

Б) в желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей

В) подросток отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще

нет ощущения подлинной, полноценной взрослости

Г)есть огромная потребность в признании его взрослости

Д)все ответы верны

6. Развитие личности в подростковом возрасте Л. Колберг связывал с усвоением морали, он выделил ……… главных уровня моральных суждений:

А) доморальный, когда дети ориентируются не на этические принципы, а на возможное поощрение и наказание, - доподростковый уровень;

Б) уровень ≪конвенциальной морали≫, когда ребенок следует тому, что ожидается и одобряется окружающими,этот уровень преобладает в 10-13 лет;

В) уровень ≪автономной морали≫, т. е. самостоятельно выработанных моральных принципов. Данный уровень развивается лишь в 13-16 лет, но и к концу подростково-

го возраста он присущ только 10 % детей

Г)все ответы верны

Практическая работа

Составление индивидуальной характеристики на учащегося подросткового возраста по материалам наблюдения и экспертного опроса (методика сравнитель­ного изучения учащихся).

Подготовка диагностического портфолио Развитие способности к самообразованию учителя. Составить «копилку» психологических методов используемых в воспитательной работе, опираясь на работы выдающихся психологов ,психотерапевтов, педагогов.

Подготовить форму психологического дневника «Самовоспитание подростка

Тема 6.6.Психология ранней юности

Тест

1. Юность - период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны – А)от 15-16 до 2 1 -

Б) от 16 до 25 лет

В)от 21 до 25

Г)все ответы верны

2. Юность стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению

А)к себе (≪Кто Я?≫, ≪Каким Я должен быть?≫),

Б)по отношению к другим людям;

В)к моральным ценностям.

Г)все ответы верны

3. Умственное развитие старшеклассника заключается

А)в накоплении умений и изменении отдельных

свойств интеллекта,

Б) в формировании индивидуального стиля умственной деятельности

В)все ответы верны

4. Достижения юношеского периода – новый уровень развития самосознания, который характеризуется следующими фактами:

А)- открытие своего внутреннего мира во всей его инди-

видуальной целостности и уникальности;

Б)- стремление к самопознанию;

В)- формирование личной идентичности, чувства индивидуальной самотождественности, преемственности и единства;

Г)- самоуважение-и становление личностного способа бытия, когда во многих жизненных коллизиях юный человек может вслух сказать: ≪Я лично отвечаю за это!≫

Д) все ответы верны

Практическая работа

«Наблюдение за изменением сосредоточенности внимания школьников на уроке физической культуры».

Сравнительный анализ материалов, содержащихся в индивидуаль­ных характеристиках учащихся юношеского возраста, для группы учащихся

Тема 6.7. Психология обучения

Тест.

1.Особенностями мотивации слабо успевающих школьников являются:

а) интерес к вопросам узкого прагматического характера

б) охотное выполнение однотипных заданий

в) все ответы верны

г) стремление найти самое ясное решение

2. Вид мотивов учения, характеризующийся ориентацией учащегося на овладение новыми знаниями — фактами, явлениями, закономерностями, называется:

а) широкими познавательными мотивами

б) широкими социальными мотивами

в) учебно-познавательными мотивами

г) узкими социальными мотивами

3. Средствами учебной деятельностью являются:

а) предметы окружающей действительности

б) методы обучения

в) теоретические и практические задания

г) интеллектуальные действия, мыслительные операции, знакомые языковые средства

4. Отметка в отличие от оценки выражается в:

а) замечании в) одобрении

б) похвале г) баллах

5. Вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков – это:

а) игра в) общение

б) труд г) учение

6. ________ считал, что в начальной школе должны быть только оценки, а не отметки

а) Амонашвили в) Выготский

б) Божович г) Леонтьев

7. . ___________- деятельность субъекта по овладению обобщенными способами действий, направленной на его саморазвитие на основе решения посредством учебных действий специально поставленных педагогом учебных задач (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов)

а) ни один из ответов не верен в) учебная деятельность

б) воспитательная деятельность г) педагогическая деятельность

8. . Степень автоматизированности и быстрота выполнения действия характеризует:

а) меру развернутости в) меру самостоятельности

б) меру освоения г) меру обобщенности

Практическая работа

Наблюдение за путями и способами оптимизации процесса обучения на уроке физкультуры

Тема 6.8.Психология воспитания

Тест.

_1.________ средства воспитания содержат воздействия, реализуемых без личных контактов воспитателя и воспитуемого

а) поведенческие в) комплексные

б) косвенные г) прямые

2. . Способ влияния, который включает в себя систему доводов, обосновывающих выдвигаемые пожелания, предложения и т. п., называется:

а) внушением в) заражением

б) подражанием г) убеждением

3. . Наиболее высокой ступенью морального развития по Л. Кольбергу является:

а) мораль «хорошего мальчика», сохранение добрых отношений

б) мораль поддержания отношений

в) мораль индивидуальных принципов совести

г) ориентация на наказание и покорность

.

4. Внушение, повествование, диалог, доказательство относят к группе воспитательных методов:

а) коррекции в) оценки и самооценки

б) упражнений г) убеждения

5. На конкретного школьника можно воздействовать не прямо, а через коллектив, считал:

а) Л.П. Божович в) Я.А. Коменский

б) С.Л. Рубинштейн г) А.С. Макаренко

Практическая работа

Тест. «Измерение мотивации достижения успехов и избегания неудач в ходе занятий физической культурой и спортом»

Тема 6.9. Психология педагога

Тест

1.Компоненты педагогических способностей это:

А(дидактические , речевые, конструктивные,

Б)перцептивные, экспрессивные, коммуни­кативные,

В)педагогическое воображение, организаторские.

Г)все ответы верны

2. Функции педагога –

А) руководство приобретением социального опыта учащимся

Б) реализа­цией социального опыта учащимся

В) передача накопленных чело­вечеством знаний

Г) все ответы верны

3.Педагогические умения и навыки:

А) информационные,

Б)мобилиза­ционные и развивающие

В) ориентационные.

Г)все ответы верны

4.Методы выявления пе­дагогических способностей

А)наблюдение

Б)тестирование

В)метод экспертных оценок

Г)все ответы верны

Практическая работа

Тренинг «Психотехнологии внутренних состояний учителя физической культуры»

Заполнение дневников –самоотчетов (результаты выполнения упражнений)

Подготовка портфолио. Развитие навыков психологического воздействия. Применять стратегии психологического воздействия в отношении учащихся занимающихся физической культурой и спортом с учетом возраста.

Тема 6.10. Психотехнологии внутренних состояний учителя физической культуры .

Тест.

1.Самодиагностика симптомов неуверенности в себе это

А)осознание своих страхов

Б)осознание своих негативных мыслей и чувств

В)осознание своих мышечных зажимов

Г)все ответы верны

2.. Психотехнология формирования уверенности в себе это.

А) техники развития уверенности в себе.

Б)техника «Ощущения уверенности». Техника «Биоэнергетическая медитация».

В) техника «Модели уверенного поведения

Г)все ответы верны

Практическая работа

Подготовка кейса /Психолого- педагогические ситуации на уроках физической культуры и спортивных соревнованиях) Анализ конфликтов во взаимоотношениях спортсменов в предсоревновательный период .

Тема 6.11.Психологические технологии воздействия на личность учащегося

1.Базовыми психотехнологиями воздействия являются

А) психотехнологии заражения

Б) психотехнологии внушения

В)психотехнологии убеждения

Г)все ответы верны

2. Методы управления группой

А)ме­тод использования символов и метод соревнования.

Б)методы морального стимулирования

В)методы поощрения и порицания

Г)все ответы верны

Практическая работа «Психологический тренинг –самовоспитание и самообразование педагогов при прохождение групповых и индивидуальных тренингов»

Контрольная работа №2

Наши рекомендации