Деятельность младшего школьника.
Памятка для учителя по психолого-педагогическому наблюдению
За деятельностью обучающихся
Важно помнить, что ребенок - специфический объект исследования, его психика находится в становлении, развитии, поэтому при ее изучении следует руководствоваться определенными принципами.
Принцип гуманизма и педагогического оптимизма выливается в требование “Не навреди!”. Любое исследование должно помочь развитию школьника, а не тормозить его. Нужно верить в будущее ребенка. Диагноз предполагает не только установление наличного уровня развития, но и выявление его резервов.
Принцип объективности и научности предполагает, что психическое развитие должно быть раскрыто в его собственных закономерностях, объяснено в понятиях возрастной психологии.
Принцип комплексности, системности и систематичности предполагает, что изучение учащегося проводится последовательно. При этом исследуются не отдельно взятые параметры, а прослеживаются все стороны развития, чтобы не только контролировать, но и прогнозировать его ход, ставить педагогические задачи.
Принцип детерминизма означает, что всякое психическое явление взаимосвязано с другими, что оно вызывается целым комплексом причин. Важно понять причинно-следственные связи в становлении тех или иных психических особенностей.
Принцип развития психики сознания и деятельности предполагает, что все психические особенности ребенка находятся в становлении и основным условием их развития является та или иная деятельность. При этом деятельность - не только одно из условий развития психики, но и один из путей ее изучения.
Принцип единства сознания и деятельности означает взаимосвязь и взаимовлияние сознания и деятельности. Сознание руководит деятельностью, но в деятельности оно и формируется. Изучать сознание можно опосредованно через деятельность ребенка. Принцип индивидуального и личностного подхода означает, что общие законы психического развития проявляются у каждого ребенка своеобразно и неповторимо.
Деятельность младшего школьника.
1. Учебная деятельность: готовность к школьному обучению (для первоклассников); мотивы учения и учебные интересы; отношение к школе, учению и отметкам; учебные достижения (успеваемость, знания, умения, навыки); активность, любознательность, прилежание; наличие “школьной тревожности”.
2. Игровая деятельность: место в жизни учащегося; преобладающие и любимые игры; предпочтительные роли в них; взаимоотношения в игре со сверстниками и взрослыми.
3. Трудовая деятельность: общественно-полезный и бытовой труд (постоянные и ситуативные поручения); мотивы, отношение к труду; активность, способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками; роли и функции в совместной трудовой деятельности.
4. Общение: потребность в общении, общительность, круг желаемого и реального общения, удовлетворенность общением, характер общения (доминирование, подчинение, лидерство, конформизм, эмпатия, конфликтность); общение со взрослыми, сверстниками и младшими; общение с детьми своего и противоположного пола.
Методы и методики: наблюдение за учащимися в различных видах деятельности и анализ продуктов деятельности; беседа; сочинения “Мой класс”, “Моя семья” и аналогичные рисунки; анкетирование для изучения учебных интересов и мотивов деятельности.
Дата | Наблюдения | Педагогические мероприятия |
Дата | Наблюдения | Педагогические мероприятия |
Дата | Наблюдения | Педагогические мероприятия |
Дата | Наблюдения | Педагогические мероприятия |
Дата | Наблюдения | Педагогические мероприятия |
Дата | Наблюдения | Педагогические мероприятия |
Дата | Наблюдения | Педагогические мероприятия |
Дата | Наблюдения | Педагогические мероприятия |
Дата | Наблюдения | Педагогические мероприятия |
Дата | Наблюдения | Педагогические мероприятия |
Дата | Наблюдения | Педагогические мероприятия |
Дата | Наблюдения | Педагогические мероприятия |
Дата | Наблюдения | Педагогические мероприятия |
Дата | Наблюдения | Педагогические мероприятия |
Дата | Наблюдения | Педагогические мероприятия |
Дата | Наблюдения | Педагогические мероприятия |
Дата | Наблюдения | Педагогические мероприятия |
Дата | Наблюдения | Педагогические мероприятия |
Дата | Наблюдения | Педагогические мероприятия |
Дата | Наблюдения | Педагогические мероприятия |
Дата | Наблюдения | Педагогические мероприятия |
Дата | Наблюдения | Педагогические мероприятия |
Дата | Наблюдения | Педагогические мероприятия |
Дата | Наблюдения | Педагогические мероприятия |
Дата | Наблюдения | Педагогические мероприятия |
Дата | Наблюдения | Педагогические мероприятия |
Дата | Наблюдения | Педагогические мероприятия |
Дата | Наблюдения | Педагогические мероприятия |
Дата | Наблюдения | Педагогические мероприятия |
Дата | Наблюдения | Педагогические мероприятия |
Дата | Наблюдения | Педагогические мероприятия |
Дата | Наблюдения | Педагогические мероприятия |
Дата | Наблюдения | Педагогические мероприятия |
Дата | Наблюдения | Педагогические мероприятия |
Дата | Наблюдения | Педагогические мероприятия |
Дата | Наблюдения | Педагогические мероприятия |
Дата | Наблюдения | Педагогические мероприятия |
Дата | Наблюдения | Педагогические мероприятия |
Дата | Наблюдения | Педагогические мероприятия |
Дата | Наблюдения | Педагогические мероприятия |
Дата | Наблюдения | Педагогические мероприятия |
Задание № 2
Заполните экспертную карту, направленную на определения уровня адаптации младшего школьника.
Параметры психолого-педагогического статуса обучающегося | Фамилия, имя обучающегося | ||
+ | _ | ||
1. Интеллектуальное развитие а) сохраняет удовлетворительную работоспособность б) внимателен на уроке в) понимает и выполняет указания учителей без дополнительных разъяснений г) не нуждается в дополнительной индивидуальной помощи на уроках д) выполняет домашние поручения) | |||
2. Учебная мотивация а) охотно, с интересом учится б) стремится к улучшению результатов в) активен на уроках г) редко пропускает занятия | |||
3. Коммуникативные навыки а) достаточно ли контактен, доверчив, легко откликается на воспитательные меры б) хорошо ли складываются его отношения в классе | |||
4. Социальная адаптация а) дисциплинирован на уроках б) не провоцирует конфликты со сверстниками в) способен самостоятельно справиться с поручениями учителя | |||
Вывод об уровне адаптации школьника (адаптация в норме (от 14 до 10 плюсов), (субнорма (от 9 до 6 плюсов) Дезадаптация ( от 5 плюсов и ниже) | |||
Условные обозначения: + - показатель проявляется в деятельности и поведении 0 - не знаю - (минус) показатель не наблюдается |
Задание № 4
По результатам диагностики и дневника наблюдение составить психолого-педагогическую карту младшего школьника (диагностики разбираются на консультации)
Психолого-педагогическая карта________________________
Параметры психолого-педагогического статуса школьника | |
Особенности учебной деятельности | |
1.1. Произвольность психических процессов | |
1.2. Развитие мышления | |
1.3. Сформированность важнейших учебных действий | |
1.4. Развитие речи | |
1.5. Развитие тонкой моторики | |
1.6. Умственная работоспособность и темп учебной деятельности | |
Особенности поведения и общения | |
2.1. Взаимодействие со сверстниками | |
2.2. Взаимодействие с педагогами | |
2.3. Соблюдение социальных и этических норм | |
2.4. Поведенческая саморегуляция | |
2.5. Активность и независимость | |
Отношение к учебной деятельности | |
3.1. Наличие и характер учебной мотивации | |
3.2. Устойчивое эмоциональное состояние | |
4.1. Отношения со сверстниками. | |
4.2. Отношения с педагогами. | |
4.3. Отношение к значимой деятельности. | |
4.4. Отношение к себе. |
Задание № 5
На основе исследование составить индивидуальный образовательный маршрут для учащегося с особыми образовательными потребностями. (структура маршрута обсуждается на консультации)