Трудовая и учебная деятельность младшего школьника

С поступлением ребенка в школу в число ведущих наряду с общением и игрой выдвигается учебная деятельность. В разви­тии детей младшего школьного возраста этой деятельности при­надлежит особая роль. Учебная деятельность как самостоятель­ная складывается именно в это время и определяет во многом (если не сказать преимущественно) интеллектуальное развитие детей от 6—7 до 10—11 лет. В целом же с поступлением ребенка в школу его развитие начинает определяться уже не тремя, как было в дошкольном детстве, а четырьмя различными видами деятельности. В.В.Давыдов считает, что именно внутри учебной деятельности ребенка младшего школьного возраста возникают свойственные ему основные психологические новообразования*. Эта деятельность определяет характер других видов деятельно­сти: игровой, трудовой и общения.

* Давыдов В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших школь­ников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. — М., 1981.

Каждый из четырех названных выше видов деятельности име­ет свои особенности в младшем школьном возрасте. Учение здесь только начинается, и поэтому о нем нужно говорить как о разви­вающемся виде деятельности. Ему предстоит совершенствовать­ся в течение долгих лет жизни, если человек будет все это время продолжать учиться. Однако если процесс развития учебной дея­тельности идет стихийно, то он занимает длительное время. При продуманном и разумном формировании учебной деятельности можно добиться того, что уже к старшим классам школы ребенок полностью овладевает психологическими основами учения. Глав­ная нагрузка здесь приходится как раз на младший школьный возраст, где образуются основные составляющие этой деятельно­сти: учебные действия, контроль и саморегуляция.

У многих детей с поступлением в школу появляются допол­нительные обязанности по дому, и это помогает им быстрее перестроиться на новую систему отношений. Важно, чтобы в домашней трудовой деятельности младшего школьника нахо­дили отражение и применялись те знания и умения, которые он приобретает в школе. Это, с одной стороны, сделает учение в школе более осмысленным и необходимым, а с другой сторо­ны, на практике раскроет детям полезность знаний по основ­ным предметам, которые они изучают в школе, повысит их ин­терес к учебным предметам. Да и сам домашний труд от этого сделается более привлекательным и в большей степени будет способствовать закреплению на практике получаемых теорети­ческих знаний, воспитанию у детей трудолюбия.

Не меньшее значение для интеллектуального развития млад­ших школьников, чем учение и труд, имеет расширение сферы и содержания их общения с окружающими людьми, особенно взрослыми, которые для младших школьников выступают в ро­ли учителей, служат образцами для подражания и основным источником разнообразных знаний. Коллективные формы ра­боты, стимулирующие общение, нигде не являются настолько полезными для общего развития и обязательными для детей, как в младшем школьном возрасте.

Иными в этом возрасте становятся и детские игры, они при­обретают более совершенные формы, превращаются в развива­ющие. Изменяется, обогащаясь за счет вновь приобретаемого опыта, их содержание. Индивидуальные предметные игры при­обретают конструктивный характер, в них широко используют­ся новые знания, особенно из области естественных наук, а также те знания, которые приобретены детьми на занятиях тру­дом в школе. Интеллектуализируются групповые, коллектив­ные игры. В этом возрасте важно, чтобы младший школьник был обеспечен достаточным количеством развивающих игр в школе и дома и имел время для занятий ими. Игра в этом воз­расте продолжает занимать второе место после учебной дея­тельности как ведущей и существенно влиять на развитие детей.

За время обучения в младших классах школы дети так быст­ро продвигаются вперед в своем развитии, что между перво­классниками и учащимися третьих-четвертых классов за какие-нибудь два-три года образуется заметный разрыв. Вместе с ним увеличиваются и индивидуальные различия детей по достигну­тому уровню развития. В обобщенном виде эти различия по их основным параметрам можно представить следующим образом.

У первоклассников и отчасти у второклассников домини­рует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, в то время как ученики третьих и четвертых классов в боль­шей степени опираются на словесно-логическое и образное мышление, причем одинаково успешно решают задачи во всех трех планах: практическом, образном и словесно-логическом (вербальном).

Первоклассники и значительная часть учащихся вторых клас­сов не способны к полноценной саморегуляции, в то время как дети, обучающиеся в третьем и четвертом классах, вполне в состоянии управлять собой и внешне — своим открытым пове­дением, и внутренне — своими психическими процессами и чувствами.

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах

Наши рекомендации