Учение как ведущая деятельность младшего школьника

Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка. Меняется ведущий вид деятельности.Теперь им становится учеб­ная деятельность. Учебная деятельность ребенка развивается так же постепенно, через опыт вхождения в нее, как и все предшествующие деятельности (манипулятивная, предметная, игровая).

Учебная деятельность — один из основных видов деятельности человека, специально направленный на овладение способами пред­метных и познавательных действий, обобщенных по форме теорети­ческих знаний.

Усвоение (учение) является существенной характеристикой учебной деятельности, и тем не менее это - различные явления.

Усвоение - это процесс, осуществляющийся в любой деятельно­сти, а учебная деятельность - это вид деятельности, особая форма со­циальной активности личности.

Учебная деятельность выполняет двоякую функцию:будучи формой активности индивида, она является условием и средством его психического развития, обеспечивая ему усвоение теоретических знаний и тем самым развитие у него специфических способностей, которые в этих знаниях кристаллизованы.

На определенном этапе психического развития (в младшем школьном возрасте) учебная деятельность играет ведущую роль в формировании личности.

Как форма специально нормируемого сотрудничества ребенка с взрослыми, учебная деятельность является одним из основных средств включения подрастающих поколений в систему общест­венных отношений,в открытую коллективную деятельность, в ходе которой усваиваются ценности и нормы, лежащие в основе любой коллективной деятельности.

Сущность учебной деятельностизаключается в решении учеб­ных задач, основное отличиекоторых в том, что их цель и результат состоят в изменении самого действующего субъекта, заключающемся в овладении определенными способами действия, а не в изменении предметов, с которыми действует субъект.

Таким образом, учебная деятельность представляет собой дея­тельность, направленную на самого учащегося. Ребенок учится не только знаниям, но и тому, как осуществлять усвоение этих знаний.

Учебная деятельность имеет свой предмет —это .человек. В случае с учебной деятельностью младшего школьника это - ребенок.

Учась письму, счету, чтению и так далее, ребенок ориентирует себя на самоизменение. Он овладевает необходимыми, присущими окружающей его культуре способам суждений и умственных дейст­вий.

Рефлексируя, он сравнивает себя прежнего и себя нынешнего. Собственное изменение прослеживается и выявляется на уровне дос­тижений.Самое существенное в учебной деятельности - это реф­лексия на самого себя,отслеживание новых достижений и проис­шедших изменений.

«Не умел» — «умею», «не мог» — «могу», «был» — «стал». Это ключевые оценки результата углубленной рефлексии своих достиже­ний и изменений. Важно, чтобы ребенок стал для самого себя одно­временно предметом изменения и субъектом, который осуществляет это изменение самого себя.

5.1. Предмет и задачи детской психологии. Связь детской психо­логии с другими науками. Понятие роста и развития. Природа детства

Детская психология— наука, изучающая особенности психиче­ской жизни ребенка и закономерности психического развития в дет­ском возрасте.

Предметомдетской психологии является изучение закономер­ностей психического развития ребенка. Основной задачейявляется описание и объяснение особенностей психического развития ребенка на каждом возрастном этапе.

Детская психология, являясь самостоятельной фундаментальной наукой, имеет тесные и взаимные связи с другими дисциплинами: с одной стороны, она опирается на философию, культурологию, психо­логию развития, общую психологию; с другой - является научным фундаментом для педагогической психологии, педагогики и практи­ческой психологии.

Рост- это количественное изменение или усовершенствование какой-либо функции; явление роста, то есть количественного накоп­ления.

Развитие- это качественные изменения, возникновение психи­ческих новообразований.

Детство— период наиболее интенсивного развития человека. Природа детства.Детство - период, продолжающийся от ново­рожденное™ до полной социальной и, следовательно, психологиче­ской зрелости. Это - период становления ребенка полноценным чле­ном человеческого общества.

Этапы детства человека- продукт истории, и они столь же подвергаются изменению, как и тысячи лет назад. Исследования П. П. Блонского, Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, данные этногра­фии о развитии детей в различных обществах показали, что детство,

будучи социокультурным феноменом, носит конкретно-исторический характер и имеет свою историю развития.

Данные о том, как проходит детство у народов, стоящих на раз­ных ступенях общественного развития, показывают^ что чем ниже эта ступень, тем раньше включается подрастающий человек во взрослые виды труда. В условиях примитивной культуры дети буквально с мо­мента, когда начинают ходить, трудятся вместе с взрослыми. Детство появилось тогда, когда труд взрослых стал недоступным для ребенка, начал требовать большой предварительной подготовки. Оно и было выделено человечеством как период подготовки к жизни и взрос­лой деятельности,в течение которого ребенок должен был приобре­сти необходимые знания, умения, психические качества и свойства личности. И каждый возрастной этап призван сыграть в этой подго­товке свою особую роль. Взрослые организуют жизнь детей, строят воспитание в соответствии с тем местом, которое отведено ребенку обществом.

5. 2. Психическое развитие ребенка: предпосылки, факторы,

Наши рекомендации