Учебная деятельность младшего школьника

Поступление в школу является переломным моменты в жизни ребенка: специально организованная познавательная деятельность в значительной мере обогащает и развивает социальный опыт младшего школьника.

Содержание учебного материала является, безусловно, важным источником обогащения социального опыта детей. Чтение и обсуждение рассказов, сказок, стихотворений помогает детям понять различные социальные явления, сложность человеческих взаимоотношений, нравственные нормы и ценности. На уроках чтения дети обсуждают вопросы о дружбе, доброте, справедливости, честности, патриотизме, гуманизме и т.д. B процессе обучения происходит систематическое расширение кругозора детей, обогащение новыми знаниями. Однако чтобы эти знания не стали мертвым грузом, не были бы усвоены формально, а действительно бы вошли в социальный опыт ребенка. необходимо, чтобы их освоение сопровождалось эмоциональными переживаниями и опиралось на собственный опыт детей.

Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних явлений, безусловным доверием к учителю. Младшим школьникам (как и дошкольникам) свойственно подражание. Это вполне естественно: ведь дети еще мало знают о жизни, социальный опыт их еще не велик. Они наблюдают за поведением окружающих людей и повторяют его. Подражание не является простым автоматическим актом заимствования. В младшем школьном возрасте подражание становится все более избирательным и сознательным актом (хотя, естественно, сохраняются бессознательные элементы). В этом возрасте происходит переход от подражания внешним проявлениям взрослых и сверстников к подражанию их внутренним качествам, характерологическим особенностям. Такая перестройка подражания обусловливается как изменениями внешних условий, так и внутренними причинами. Школьные и семейные обстоятельства требуют от ребенка самостоятельного действия. Развивающаяся рефлексия позволяет отражать действительность глубже и обобщеннее.

Педагог приобщает подрастающее поколение к культурному наследию, общественному опыту старших поколений. В реальной деятельности учитель наглядно демонстрирует усвоенные модели поведения, социальные нормы и ценности. Педагог не только сообщает значения понятий, он также вкладывает в знания свое отношение, сообщает им свою индивидуальность. Для большинства младших школьников (особенно первых - вторых классов) учитель становится образцом для подражания. Замечают, как учитель строит свои отношения с другими, выполняет ли свои обещания, может ли признать свою неправоту, соответствуют ли его дела словам. Отношение учителя к ученикам в значительной мере определяет то, какие взаимоотношения будут складываться между детьми.

Вдумчивые воспитатели всегда тщательно следят за своим поведением, понимая, что они образец для подражания. Помня о том, что их окружают дети, они стремятся во всем, даже в повседневных мелочах, быть для них примером. Они добры, трудолюбивы, приветливы, правдивы. Учитель влияет на ребенка всеми сторонами своей личности: своими взглядами, ценностными ориентациями, интересами, поведением, внешним обликом, манерами. Положительное влияние учителя усиливается при установлении эмоциональной близости с ребенком.

В младшем школьном возрасте самооценка и общественное мнение только начинают складываться и не служат еще действенным регулятором поведения, решающее влияние имеет оценка учителя. В своих оценках он стремится быть справедливым и точным. Следует отметить, что оценивать необходимо поступки, мотивы, результаты деятельности детей, и не следует переносить эту оценку на личность в целом. Оценка учителя должна помогать школьнику ориентироваться, как в сущности своих поступков, так и в ценностях общества.

Постепенно ребенок начинает сам оценивать поступки других людей и свои собственные. Младшим школьникам свойственна непосредственность и прямолинейность оценок. Следует давать содержательные оценки, предоставлять возможность ученикау отстаивать свое мнение; тактично направлять и корректировать рассуждения ребенка. Так учитель помогает ему сформировать собственную оценочную деятельность.

На ранних этапах освоения деятельности ребенку необходима помощь взрослого. Однако при взаимодействии со взрослым происходит неизбежное разделение деятельности. Учитель ставит цели, контролирует и оценивает действия ребенка. При таком взаимодействии ребенок не может полностью освоить социальный опыт, так как не может полностью нести ответственность за свои поступки и действия. Полноту овладения деятельностью, ребенок приобретает во взаимодействии со сверстниками. Ж.Пиаже выделил отношениям со сверстниками как особое явление и противопоставлял их отношениям со взрослыми. Он отмечал, что между ребенком и взрослыми отношения всегда будут иерархическими и несимметричными. В труппе же сверстников отношения равноправные и симметричные, только при таких отношениях ребенок может преодолеть эгоцентризм; у него развивается терпимость, умение встать на точку зрения другого, критичность. В процессе взаимодействия с другими людьми у младшего школьника начинает формироваться самооценка, создаются существенные предпосылки для нравственного развития личности, формирования её ценностных ориентаций. Другими словами, взрослый передает весь операциональный состав деятельности, но остается держателем смыслов и целей. При кооперации со сверстниками ситуация равноправного общения дает ребенку опыт контрольно-оценочных действий и высказываний При взаимодействии детей в повседневной жизни у них формируется умение работать сообща: планировать, распределять обязанности, помогать друг другу, работать в общем темпе, быть ответственными за выполнение задания.



Наши рекомендации