Формы обучения Виды самостоятельной работы студентов
Лекции | активное слушание и конспектирование лекций, самостоятельная работа с источниками и литературой при подготовке к слушанию лекции. |
Семинары | работа с источниками и литературой по теме семинаров, написание докладов, рефератов, подготовка сообщений для выступлений на семинаре. Работа с обучающими и контролирующими компьютерными программами |
Лабораторные работы | экспериментально-исследовательская работа, изучение учебной и справочной литературы, с помощью методических указаний, оформление результатов экспериментальной работы. |
Деловые игры | работа по решению ситуативных задач и заданий, изучение литературы и источников, методических указаний, работа с раздаточным дидактическим материалом. |
Домашняя работа | выполнение упражнений, решение задач, подготовка докладов, рефератов, выполнение творческих заданий преподавателя. |
Виды самостоятельной работы студентам предлагает кафедра, разрабатывая семестровые графики, в которых студенту указываются виды самостоятельной работы и сроки их выполнения, с указанием на учебно-методические материалы, имеющиеся на кафедре.
Подведение итогов и оценка самостоятельной учебной и научной работы студентов проводится преподавателем во время индивидуальных и групповых консультаций. Баллы, набранные студентами по всем видам самостоятельной работы, заносятся в аттестационные ведомости и учитываются при итоговой аттестации.
Активные методы контроля самостоятельной работы студентов во многом определяют ее результативность. Существуют следующие виды контроля:
входной контроль знаний и умений ( лекции, практические занятия) в начале изучения курса, темы и т.д.;
контроль за усвоением студентами учебного материала на лекциях путем проведения экспресс-опросов (письменных или устных) по конкретным вопросам, проблемам, темам курса;
текущий контроль, регулярные проверки уровня усвоения материала студентами на семинарах, лабораторных и практических занятиях;
промежуточный контроль по окончании изучения раздела, темы курса;
самоконтроль, осуществляется студентами в процессе изучения учебной дисциплины при подготовке к контрольным работам, коллоквиумам;
тестирование.
В последние годы наряду с традиционными формами контроля - коллоквиумами, тестами, зачетами, экзаменами - достаточно широко в вузах России используется новая балльная система контроля знаний студентов. Использование балльной системы позволяет добиваться более ритмичной работы студентов в течение семестра, активизирует его познавательную деятельность. Введение балльной системы вызывает увеличение нагрузки преподавателя за счет дополнительной работы по структурированию содержания дисциплины, разработки заданий разного уровня сложности и т.д. , но такая работа позволяет преподавателю раскрыть свои педагогические способности и воплотить свои идеи в совершенствование учебного процесса.
На первом занятии преподаватель рассказывает студентам о формах занятий по изучаемому курсу, видах самостоятельной работы и о системе их оценки в баллах и помогает студентам составить график самостоятельной работы с указанием конкретных сроков представления выполненной работы на проверку преподавателю. (см. приложение №1)
Компьютерная поддержка организации самостоятельной работы студентов становится абсолютно необходимой – как для оперативного доступа к учебно-методическим материалам, размещенным на web-страничках кафедр и сайте университета, так и для автоматического учета учебных достижений студентов.
Поэтому преподаватели должны на первом занятии рассказать студентам о web-страничках кафедр на сайте университета, дать адреса, объяснить студентам принципы размещения на web-страничках учебно-методического материала, подробнее рассказать об учебно–методическом комплексе изучаемой студентами дисциплины, объяснить структуру размещенного на web-страничке учебного материала ( программа курса, список источников и литературы, темы докладов, рефератов, курсовых работ, вопросы к коллоквиуму, для самопроверки и т.д.,) систему балльной оценки учебной и научной работы студентов по всем видам учебной и научной работы. Рассказать об электронных ресурсах библиотеки РГГУ и сообщить сведения о наиболее важных для самостоятельной работы студентов базах данных: интегрированный список периодических изданий в количестве 15647 наименований ( liber.rsuh.ru);
полнотекстовые электронные ресурсы по философии, истории, психологии, экономике, религиоведению, социологии, востоковедению, культурологии ( liber.rsuh.ru); труды преподавателей и сотрудников РГГУ (liber.rsuh.ru)