Методические рекомендации по организации самостоятельной работы для студентов очной формы обучения

Самостоятельная работа является отдельным видом занятия, включаемого в тематический план.

Самостоятельная работа предшествует всем видам занятий (лекциям, семинарским и практическим занятиям) и имеет перед собой цель подготовить студентов к предстоящему восприятию лекционного материала, а также его последующему обсуждению на семинарах.

Значение самостоятельной работы заключается в том, что подготовившись к предстоящему занятию, например лекционному, пойдете на лекцию, зная в общих чертах соответствующий закон и теоретический материал, что позволит вам уже на другом, более качественном уровне воспринимать от лектора учебный материал. Главное здесь заключается в том, что все, что вам будет говорить лектор ляжет на уже подготовленную интеллектуальную «почву».

Преподаватель-лектор имеет возможность иллюстрировать материал теми примерами, которые были предметом вашего внимания при изучении на самостоятельной подготовке. Важно еще и то, что когда вы в знаете основы предлагаемой вам на лекции материала, преподаватель-лектор может сосредоточить свое внимание на проблемных вопросах, не останавливаясь на элементарных понятиях. Подобный подход позволит и вас вовлечь в процесс выявления, формулирования и решения проблем изучаемого предмета. Это будет трудно сделать, если ваше сознание не будут подготовлено к восприятию материала.

Таким образом, самостоятельная работа это активная работа, как в учебное, так и во внеаудиторное время с учебным материалом, выполнение специальных заданий, являются начальным этапом получения первичной информации.

Завершая изучение темы, преподаватель кратко должен сориентировать вас на то, с чего начинается следующая тема, на какие вопросы следует обратить пристальное внимание при подготовке либо к лекционному, либо семинарскому или практическому занятию.

В самом первом приближении, на самостоятельной подготовке вы должны ознакомиться с соответствующей главой или статьями соответствующих законов и подзаконных нормативно-правовых актов; главой или параграфом учебника; с конспектом лекционного занятия.

Однако, как показывает практика, изучение каждого из разделов криминалистики представляет для вас определенную сложность. В первую очередь это обусловлено тем, что изучать деятельность, не занимаясь ей, только лишь по текстовым материалам весьма проблематично.

Можно выучить нормы, регламентирующие порядок производства, однако как в реальности происходит эта деятельность, что делает следователь, специалист, судья; как взаимодействует с другими участниками; вам приходится пока только догадываться. Неоценимую помощь здесь может сыграть, например, просмотр видеосъемки реальных следственных действий, либо инсценировка их в рамках проведения практических занятий.

Способы и приемы, которыми вы пользуетесь для того, что бы выучить учебный материал, различны. Однако любой из приемов запоминания информации будет совершенно бесполезен, если у вас не будет интереса и желания знать содержание криминалистической деятельности.

Во-вторых, определенные трудности у вас вызывает запоминание определений. Здесь следует отталкиваться от постулата, что все определения понятий (дефиниции) состоят из признаков. Для того, что бы отличить одно явление от другого следует выделить и описать только ему присущие признаки. Как только вы выделите признаки понятия, то из них вы можете сложить определение.

И последнее, во время самостоятельной подготовки к занятиям хорошим приемом активизации вашей познавательной деятельности является проговаривание вслух изучаемой информации.

Приступая к изучению судебной криминалистики, помните, что вся полученная вами за время учебы информация начнет складываться в единое представление о вашей будущей профессиональной деятельности только на старших курсах, когда вы уже побываете на практике и сами непосредственно увидите область применения ваших знаний.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ

Наши рекомендации