Нормативно-правовое регулирование в системы высшего образования РФ
Необходимым условием для формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны. [6] Одна из основных задач по совершенствованию системы высшего образования – повышение качества российского образования. Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. В настоящее время сформирован комплекс задач в области образования, которые направлены на его развитие.
Правовое регулирование системы высшего образования РФ осуществляется отраслевым законодательством и нормами конституционного, международного, гражданского, административного, финансового (в т.ч. бюджетного) и трудового права, а также нормативно- правовыми актами органов исполнительной власти Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, принимаемыми в пределах их компетенции. К органам исполнительной власти, оказывающей влияние на образовательную политику, относятся: правительство, министерство финансов, министерство экономики, министерство образования. Решения, принимаемые исполнительными органами, выходят в виде официальных документов. [25]
Документов, регулирующих область высшего образования достаточно много: постановления, приказы Министерства образования и науки России, приказы Российского образовательного надзора, ФЗ-№273 "Об образовании в Российской Федерации". Они касаются различных разделов высшего образования. Основные документы, которые определяют и регулируют государственную политику в сфере высшего образования, это ФЗ-№273 "Об образовании в Российской Федерации" Федеральная программа развития образования, Национальная доктрина развития образования и Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года. В ФЗ-№273 "Об образовании в Российской Федерации" содержатся нормы, регламентирующие высшее образование. В национальной доктрине развития образования закрепляются основные цели, задачи и приоритеты, направленные на развитие области образования. В федеральной программе развития образования и концепции модернизации российского образования говорится о стратегических приоритетных направлениях государственной политики в области развития и задачах развития российского образования.
Согласно Концепции действующей на данный момент Федеральной целевой программы развития образования 2016-2020 годы приоритетные направления государственной политики в сфере образования формируются на основании норм, указанных в следующих нормативно-правовых актах:
1) Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации» № 273 ФЗ: предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование [2];
2) Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", в котором говорится о целевых мероприятиях и показателях в области образования и науки [4];
3) Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р:;
4) Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденные Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 31 января 2013 г.: основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года определяют цели и приоритеты политики в области социального и экономического развития в среднесрочной перспективе, направлены на реализацию положений указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 - 606, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и уточнены с учетом сложившихся экономических условий. [9]
Каждый из данных документов создает направления для развития образовательной сферы, а Федеральная программа развития образования создает комплекс мер по решению заданных задач с целью улучшения качества образования. Программа устанавливает институциональные компоненты в области образования, в которых присутствует возможность более качественного, действенного, с получением больших результатов использования финансовых ресурсов с ориентиром на достижение поставленных целей и задач, направленных на социально-экономическое развитие страны. Помимо этого, программа определяет механизмы участия субъектов образовательной деятельности для реализации наиболее значительных на данный промежуток времени назначений в области развития образования. Данная программа содержит комплексную систему задач, которая объединяет все уровни образования в единую систему, направленную на достижение конкурентоспособности образования страны, с помощью механизмов развития и формирования личности, человеческого капитала, как одного из главных факторов развития социальной сферы, в частности общества, государства и экономики в целом. Однако основной целью программы, как и государственной политики в области образования, является развитие образовательной сферы страны, посредством формирования конкурентоспособности человеческого потенциала. [8]
Согласно прогнозу социально-экономического развития РФ на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов развитие высшего образования будет направлено на повышение качества образования, а так же повышение общедоступности в его получении, подготовка высококвалифицированных кадров в соответствии с требованиями нынешнего общества и государства, необходимостью развития инноваций в экономической сфере, а так предоставление рынку труда профессионально обученных кадров. Для этого предстоит выполнить следующие задачи:
1) развитие оценки качества образования;
2) совершенствование системы подготовки, переподготовки и мотивации педагогических кадров (механизм «увязки» качества преподавательской работы и заработной платы);
3) развитие научно-исследовательской деятельности посредством увеличения ее финансирования, а так же создания мотивации вовлечения студентов и преподавательских кадров в фундаментальные и прикладные исследования;
4) совершенствование сети образовательных организаций;
5) развитие системы непрерывного образования;
6) увеличение конкурентных преимуществ развития российского высшего образования на международном рынке образовательных услуг с помощью расширения экспортирования российских образовательных услуг. [32]
Помимо данных нормативно-правовых актов в сфере высшего образования существуют федеральные государственные образовательные стандарты (далее ФГОС). ФГОС представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
1) единство образовательного пространства Российской Федерации;
2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования. [26]
Таким образом, можно сделать вывод о том, что государство регулирует сферу образования с помощью различных нормативно-правовых документов. Основными документами, которые определяют и регулируют государственную политику в сфере высшего образования, являются Федеральная программа развития образования, Национальная доктрина развития образования и Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года.
Вывод к главе 1:
На основании изученного теоретического материала было установлено, что тема высшего образования является актуальной в настоящее время. Было выявлено, что с 1991 г. ценность получения высшего образования значительно изменилась и количество желающих его получить возрастала с каждым годом. В связи с этим возросло и число высших учебных заведений. Сейчас получение высшего образования многие считают подлинно необходимым. Однако вместе с повышением спроса на образование снизилось его качество. Был рассмотрен рейтинг образовательных систем и было выявлено, что нашему государству необходимо повышать конкурентные преимущества на рынке образовательных услуг. Также, мы ознакомились с нормативно-правовыми документами, регулирующими сферу образования в России. Были рассмотрены основные цели и задачи государственной политики в сфере образования. Было выяснено, что главной целью образовательной политики нашего государства является повышение качества российского образования, на что будет нацелено дальнейшее исследование.