II. Нормативно-правовое регулирование и характеристика системы религиозных организаций, с которыми ИУ осуществляет взаимодействие для оказания социальной помощи, защиты и поддержки осужденных.

Взаимодействие в социальной работе. - участие 2-х и более субъектов в осуществлении совместной деятельности по оказанию помощи объектам-клиентам в решении их социальных проблем.

Принципы взаимодействия: научность, законность, совместная деятельности в интересах решения одной задачи, а также в интересах органа, осуществляющего основной объем социальной работы, деятельность каждого субъекта в пределах оговоренной компетенции, максимальное использование возможностей привлекаемого субъекта.

Цели организации взаимодействия в социальной работе:

улучшение ресурсов помощи другого субъекта;

достижение эффективного результата в короткие сроки;

мобилизация ресурсов самопомощи у объекта;

приведение субъекта в состояние возможности оказания помощи объекту от внешних ресурсов;

приведение в надлежащее состояние субъектно-объектных отношений, которые могут иметь продолжение в других видах деятельности.

Формы взаимодействия субъектов в социальной работе:

- обмен информацией;

- составление технологии совместной деятельности в соответствии с избранной стратегией и тактикой;

- проведение мероприятия, согласованного с другим субъектом взаимодействия;

- анализ совместной деятельности;

- взаимный контроль осуществления воздействий;

- взаимное стимулирование активности в совместной деятельности;

- оценка полученных результатов и взаимообмен ими.

Технологические стадии осуществления взаимодействия в социальной

работе:

- установление связей с субъектом (субъектами);

- изучение ресурса другого субъекта;

- взаимообмен информацией;

- уяснение задачи;

- принятие решений и реализация согласованных мероприятий;

- реализация права на обращение за консультацией, помощью к третьему субъекту или к специалистам с согласия взаимодействующей стороны;

- восстановление, поддержание и развитие социально-полезных связей осужденных;

- участие в работе комиссий по вопросам помилования на территориях субъектов РФ (согласно Указу Президента РФ от 28 декабря 2001 года №1500 «О Комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов РФ»);

- оказание осужденным помощи в подготовке к освобождению из м.л.с, решении вопросов ТБУ, медицинского и социального обеспечения, ресоциализации и социально-психологической реабилитации.

Взаимодействие специалиста по социальной работе с государственными органами – совместная деятельность специалиста по социальной работе ГСЗО ИУ с представителями государственных органов и учреждений по участию в решении социальных проблем осужденных.

В оказании социальной помощи осужденным с ИУ взаимодействуют следующие государственные организации:

- Пенсионные фонды.

- Фонды социального страховании.

- Органы занятости населения.

- Органы внутренних дел.

- Управления жилищно-коммунального хозяйства и их структурные подразделения.

- Управления социальной защиты населения и их учреждения.

- Органы опеки и попечительства.

- Службы ЗАГС.

- Управления и учреждения здравоохранения (ВТЭК, МСЭК, больницы, скорая медицинская помощь).

- Органы и учреждения народного образования.

- Органы местного самоуправления.

- Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при местных органах самоуправления.

- Предприятия, относящиеся к государственному сектору экономики.

Наиболее активное взаимодействие ИУ в социальной работе с осужденными осуществляется со следующими структурами:

1) паспортно-визовыми отделами Федеральной миграционной службы, органами внутренних дел (документирование, трудовое и бытовое устройство, регистрация по месту жительства, профилактическая работа);

2) органами службы занятости населения (трудоустройство, обучение профессии и постановка на учет по приобретению статуса безработного для получения прожиточного пособия);

3) органы государственной опеки и попечительства (защита прежде всего имущественных прав и интересов несовершеннолетних, оказавшихся без попечения родителей, а также ограниченно дееспособных);

4) комиссии по делам несовершеннолетних при региональных органах власти и местного самоуправления (организация профилактической деятельности, решение различных проблем и вопросов несовершеннолетних, связанных с обучением, необходимостью трудового и бытового устройства, когда другим образом их решить невозможно);

5) управлениями и лечебными учреждениями здравоохранения (по вопросам организации прохождения лечения лиц, имеющих трудноизлечимые и неизлечимые заболевания);

6) управлениями и учреждениями образования (по вопросам, связанным с необходимостью обучения или продолжения образования);

7) органами и учреждениями социальной защиты населения (по вопросам социального обслуживания по месту жительства либо устройства в дома-интернаты лиц, имеющих для этого основания);

8) попечительскими советами, общественными и религиозными организациями (по вопросам участия во всех формах социальной работы с осужденными в период их пребывания в ВК, оказания помощи при освобождении, ресоциализации и социальной адаптации освободившихся);

9) центрами социальной реабилитации, принадлежащим государственным и негосударственным структурам (по вопросам оказания помощи в социальной реабилитации определенным категориям осужденных после их освобождения).

10) В соответствии с Поручениями Президента РФ на основании Решений Государственного Совета РФ, прошедшего в феврале 2009 года, на региональных уровнях готовятся и принимаются Специальные Программы по содействию в социальной адаптации лицам, освобождающимся из мест лишения свободы. Принятие данных Программ возложено на Глав Администраций и Региональные правительства. В отдельных регионах уже имеет место не только принятие Региональных программ, но и принятие Региональных законодательных актов О социальной адаптации лиц, освобождающихся из мест лишения свободы. Многие региональные программы содержат положения, которыми предусмотрена возможность пребывания в специально создаваемых реабилитационных центрах лиц, освободившимися из ИУ, для их социальной адаптации в обществе, чтобы профилактировать возможность совершения ими новых уголовных преступлений.

Наши рекомендации