Перечень тем лекционных занятий

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине

«Сравнительная специальная педагогика»

для ОП «44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование»

Магистерская программа:

«Организация обучения и управление образованием лиц с ограниченными возможностями здоровья »

«Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья»

«Современные технологии инклюзивного образования для детей с различными формами дизонтогенеза»

«Логопедия»

по циклу М.2. – профессиональный цикл

Б.03 – базовая часть

Екатеринбург 2015

Рабочая учебная программа по дисциплине

«Сравнительная специальная педагогика»

Составитель:

Зак Галина Георгиевна, доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии ИСО УрГПУ

Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры специальной педагогики и специальной психологии УрГПУ

Протокол от 10.09.15 г. № 1.

Зав. кафедрой О.В. Алмазова

Руководитель учебного подразделения И.А. Филатова


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Наименование дисциплины: «Сравнительная специальная педагогика».

1.2. Цели и задачи изучения дисциплины:

Цель дисциплины:

Дисциплина «Сравнительная специальная педагогика» ставит своей целью – ознакомление магистров с опытом зарубежных коллег и сравнения его с отечественным опытом в деле обучения воспитания, социализации и интеграции лиц с ограниченными возможностями в социальную среду.

Задачи дисциплины:

¾ Ознакомить магистрантов с историей возникновения и развития компаративных исследований, теоретическими основами и содержанием сравнительной специальной педагогики;

¾ Изучить и систематизировать знания о процессах интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в различных условиях получения образования как в России, так и за рубежом;

¾ Конкретизировать и систематизировать знания об основных понятиях сравнительной специальной педагогики;

¾ Углубить знания и представления о механизмах нарушенного развития личности и онтогенетических адаптивных процессах в межсистемной социальной организации личности и общества;

¾ Конкретизировать и систематизировать знания об основных этапах развития специальной педагогики и психологии;

¾ Формировать умения и навыки самостоятельной работы по темам и разделам программы;

¾ Воспитывать у магистрантов правильное понимание и активную жизненную позицию в реализации принципа гуманного отношения к личности с дефектом.

1.3. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина опирается на знания обучающихся, полученные в рамках таких дисциплин, как «Современные проблемы науки и специального дефектологического образования» (М 1. Б.02), «Методология психолого-педагогического исследования» (М.1. Б.03), «Медико-биологические проблемы дефектологии» (М.2. Б.01), «Психология лиц с нарушением интеллекта» (М.2.В.01), «Основы организации научно-исследовательской работы» (М 1. Б 05) В то же время указанная дисциплина является базой для изучения последующих дисциплин вариативной части профессионального цикла (М.2.В.), а также дисциплин по выбору обучающихся.

Дисциплина «Сравнительная специальная педагогика»является дисциплиной ООП по направлению «44.04.03 – Специальное (дефектологическое) образование» по циклу М 2 – профессиональный цикл блок М 2 Б 04 – базовая (общепрофессиональная) часть.

1.4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.

В результате изучения дисциплины магистрант должен:

Знать:

¾ Основные закономерности развития социальных систем, в том числе и системы специального образования, в условиях глобализации и интеграции экономики, межкультурной коммуникации, возникновения единого информационного пространства.

¾ Содержание понятия «Сравнительная специальная педагогика», ее предмет, цель, задачи и методы исследования.

¾ Факторы и условия развития специальной педагогики и специального образования: компаративный аспект.

¾ Современный уровень развития специальной педагогики и специального образования в развитых странах мира.

¾ Различия в принципиальных подходах к процессу получения образования и интеграции лиц с ОВЗ в России и других странах мира.

¾ Основные характеристики систем специальной педагогики.

¾ Характеристики индивидуальности ребенка с дефектом с точки зрения различных научных подходов.

¾ Характеристики моделей специального образования с позиций различных научных подходов.

¾ Проблемы и противоречия системы обучения и воспитания детей с нарушениями развития: компаративный аспект.

¾ Современные практикоориентированные модели обучения и воспитания детей с нарушениями развития.

¾ Современные психолого-педагогические технологии коррекционно-компенсирующего обучения в России и за рубежом: сравнительный аспект.

Уметь:

¾ Грамотно и адекватно ситуации оперировать основными терминами и понятиями сравнительной специальной педагогики.

¾ Анализировать конкретную информацию о процессе обучения детей с нарушением развития в различных странах мира.

¾ Осуществлять системный анализ педагогических явлений и процессов в различных странах мира.

¾ Проводить сравнительный анализ различных систем общего и специального образования.

¾ Оказывать консультативную помощь специалистам и управленцам системы общего и специального образования.

¾ Самостоятельно подбирать литературу, готовить доклады и сообщения по темам дисциплины; публично выступать с докладами и защитой рефератов.

¾ Самостоятельно работать с литературными источниками: цитировать, аннотировать, конспектировать, реферировать.

Владеть:

¾ Умениями анализировать, сопоставлять и сравнивать системы специального образования в различных странах мира.

¾ Навыками грамотного и адекватного ситуации применения основного понятийно-терминологического аппарата дисциплины.

¾ Навыками применения собственных знаний при анализе информации (клинической, психологической, педагогической) о проблемах ранней диагностики развития детей младенческого и раннего возраста, полученной из разных источников, в том числе через Интернет-ресурсы.

¾ Навыками составления таблиц основных показателей нервно-психического, умственного, речевого, эмоционального и др. развития детей.

¾ Навыками оказания консультативной помощи лицам, заинтересованным в получении информации о проблемах сравнительной специальной педагогики.

¾ Навыками самостоятельной работы по разделам и темам дисциплины.

¾ Методами психолого-педагогического моделирования процессов и явлений сравнительной специальной педагогики.

Процесс изучения дисциплины характеризуется формированием следующих компетенций:

¾ способностью оказывать личным примером позитивное воздействие на окружающих с точки зрения соблюдения норм и рекомендаций здорового образа жизни (ОК-5);

¾ готовностью к осуществлению координации деятельности работников сфер образования, здравоохранения и социальной защиты, организации взаимодействия с родителями, социальными партнерами (в том числе с иностранными) при решении актуальных коррекционно-педагогических задач (ПК-2);

¾ готовность к осуществлению комплексного психолого-педагогического изучения с целью выявления особенностей психофизического развития людей, прогнозирования хода дальнейшего развития лиц с ОВЗ и организации медико-пихолого-педагогического сопровождения (ПК-7).

¾ способностью проектирования, апробации и внедрения психолого-педагогических технологий выявления отклонений в развитии (ПК-8);

¾ способностью использовать имеющиеся возможности образовательного пространства и проектировать новые, в том числе информационные, для решения научно-исследовательских задач (ПК-13);

¾ готовностью к осуществлению профессионального и личностного самообразования, проектированию дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры, участию в экспериментальной работе (ПК-15);

¾ готовностью к использованию различных способов и средств оценки качества образования, готовностью к комплексному моделированию разнообразных форм промежуточного и итогового контроля (ПК-21);

¾ способностью к проектированию нормативно-правового поля специального образования (ПК-23);

¾ готовность к изучению потенциальных возможностей и специфических культурных потребностей лиц с нарушениями в развитии и реализация индивидуальных программ сопровождения их культурно-досуговой деятельности в различных социально-институциональных условиях (ПК-24).

¾ готовностью к изучению и обеспечению специфических социально-культурных потребностей личности с ОВЗ в различные возрастные периоды, проектированию групповых и индивидуальных программ сопровождения в различных социально-институциональных, межэтнических, межкультурных, межконфессиональных условиях (ПК-25).

1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

Очная форма обучения Курс – 6 Семестр – 11 Объем в часах всего – 108 в т.ч.: лекции – 10 практические занятия – 26 самостоятельная работа – 72 Экзамен – 11 семестр Заочная форма обучения Курс – 6 Семестр – 11 Объем в часах всего – 108 в т.ч.: лекции – 4 практические занятия – 14 самостоятельная работа – 90 Зачет – 11 семестр

1.6. Особенности реализации дисциплины.

Дисциплина«Сравнительная специальная педагогика» реализуется на русском языке.

Специфика дисциплины заключается в том, что место равноправного гражданина в современном открытом обществе, занимаемое человеком с ОВЗ, предполагает переосмысление и изменение социальной политики во всех сферах жизни общества: здравоохранении, социальном обеспечении, образовании, на рынке труда и т.д.

Российская специальная педагогика накопила много положительного в деле интеграции лиц с ОВЗ с cоциальной средой: развитие ранней комплексной помощи детям с проблемами и их семьям; сближение позиций общего и специального образования на перспективы совместного обучения детей с разными интеллектуальными возможностями; снятие барьеров, ограничивающих свободу взаимодействия, коммуникации, передвижения, жизнедеятельности лиц с ОВЗ; обеспечение социальных служб необходимыми квалифицированными специалистами для работы с инвалидами; включение инвалидов в профессиональную деятельность и др.

Развитые страны Европы и Северной Америки достигли в этом плане существенных успехов. Интеграция России в мировое сообщество предполагает интенсивное движение российского общества в этом же направлении. Однако быстрое продвижение по этому пути невозможно без изучения положительного опыта, накопленного зарубежными коллегами.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Учебно-тематический план очной формы обучения

№ п/п Наименование раздела, темы Всего трудоёмкость Аудиторные занятия Самостоятельная работа
Всего Лекции Практич.
1. Общие подходы к изучению курса «Сравнительная специальная педагогика». 1.1.Методологические основания, предмет, задачи и методы исследования сравнительной специальной педагогики. 1.2. История изучения зарубежного опыта специального образования в России.                                
2. Специальная педагогика и специальное образование за рубежом 2.1. Современное состояние специального образования в североамериканских государствах 2.2. Развитие специальной педагогики и образования в Великобритании. 2.3. Вклад Франции в развитие специальной педагогики и образования детей с ОВЗ. 2.4. Влияние немецкой специальной педагогики на развитие Европейских систем специального образования. 2.5. Японская специальная педагогика и развитие специального образования                                 -         -                        
  ИТОГО

Учебно-тематический план заочной формы обучения

№ п/п Наименование раздела, темы Всего трудоемкость Аудиторные занятия Самостоятельная работа
Всего Лекции Практич.
1. Общие подходы к изучению курса «Сравнительная специальная педагогика». 1.1.Методологические основания, предмет, задачи и методы исследования сравнительной специальной педагогики. 1.2. История изучения зарубежного опыта специального образования в России.               -            
2. Специальная педагогика и специальное образование за рубежом 2.1. Современное состояние специального образования в североамериканских государствах 2.2. Развитие специальной педагогики и образования в Великобритании. 2.3. Вклад Франции в развитие специальной педагогики и образования детей с ОВЗ. 2.4. Влияние немецкой специальной педагогики на развитие Европейских систем специального образования. 2.5. Японская специальная педагогика и развитие специального образования                     -   -     -     -                            
  ИТОГО

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Общие подходы к изучению курса «Сравнительная специальная педагогика». 1.1.Методологические основания, предмет, задачи и методы исследования сравнительной специальной педагогики. 1.2. История изучения зарубежного опыта специального образования в России.  
Специальная педагогика и специальное образование за рубежом 2.1. Современное состояние специального образования в североамериканских государствах 2.2. Развитие специальной педагогики и образования в Великобритании. 2.3. Вклад Франции в развитие специальной педагогики и образования детей с ОВЗ. 2.4. Влияние немецкой специальной педагогики на развитие Европейских систем специального образования. 2.5. Японская специальная педагогика и развитие специального образования  

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Лекция 1.

Раздел 1.Общие подходы к изучению курса «Сравнительная специальная педагогика»

Тема 1.

Наши рекомендации