Занятия (урока, семинара, практического занятия) - Алексеев Н.А.

Цель: определение личностно-ориентированного потенциала занятия на основе 26 критериев, структурированных по 4 блокам (содержание, методика, деятельность учителя, деятельность ученика) для выявления резервов развития личностной ориентации.

Занятие оценивается согласно параметрам экспертной карты, по которой можно оценить представленность в организации занятия каждого из выделенных параметров, а также получить общую оценку личностно-ориентированного потенциала урока.

Занятие считается личностно-ориентированным, если общая оценка урока превышает 5,9 балла.

Институт психологии и педагогики

Курс__________ Направление подготовки_________________________________________

Дата оценки __________________________________________________________________

Дисциплина __________________________________________________________________

Педагог ________________________________________________________________

Эксперт ______

Содержание
1. Соответствие содержания материала по сложности типу класса (группы) 7 6 5 4 3 2 1 По сложности материал не соответствует типу класса
2. Совпадение формулировки цели занятия и его содержательной реализации 7 6 5 4 3 2 1 Несовпадение формулировки цели занятия и его содержательной реализации
3. Оптимальный объем материала для достижения цели занятия 7 6 5 4 3 2 1 Неоптимальный объем материала для достижения цели занятия
Методика
4. Хорошая мотивировка учащихся 7 6 5 4 3 2 1 Мотивационный этап урока практически не обеспечен
5. Широкий спектр заданий развивающего характера 7 6 5 4 3 2 1 Задания развивающего характера отсутствуют
6. Отсутствие «двойных» психологических заданий 7 6 5 4 3 2 1 Задания педагога не учитывают психологических возможностей учащихся выполнять одновременно несколько действий
7. Адекватность дидактического материала 7 6 5 4 3 2 1 Неадекватность дидактического материала
8. Адекватность когнитивной визуализации 7 6 5 4 3 2 1 Наглядность занятия не учитывает специфику восприятия учащихся
9. Хорошо используются самостоятельные работы для инициации творчества 7 6 5 4 3 2 1 Работы, инициирующие творчество в учебной деятельности не представлены
10. Частое использование эвристических приемов 7 6 5 4 3 2 1 Работа исключительно по образцам и алгоритмам
11. Педагог постоянно отслеживает этапы освоения учащимися материала 7 6 5 4 3 2 1 Этапы освоения материала учащимися на уроке не отслеживаются
12. Учет в объяснениях возможных ошибок учащихся 7 6 5 4 3 2 1 Возможные ошибки учащихся при объяснениях в расчет не принимаются  
13. Частое использование моментов рефлексивного анализа 7 6 5 4 3 2 1 Рефлексия на занятии отсутствует
14. Педагог полностью управляет «свертыванием» учебного материала в головах учащихся 7 6 5 4 3 2 1 Свертывание учебного материала в голове учащихся не контролируется учителем
15. Четкая логика построения занятия, обоснованное соотношение его частей 7 6 5 4 3 2 1 Логика построения занятия расплывчата, соотношение частей урока не продумано
16. Оптимальный для данной группы темп занятия 7 6 5 4 3 2 1 Темп занятия для данной группы абсолютно не учитывает ее особенности
17. Часто используются ситуации диалога, обмена мнений 7 6 5 4 3 2 1 На занятии присутствует только диалог типа «вопрос –ответ»
18. На занятии тонкий и квалифицированный учет индивидуальных особенностей учащихся 7 6 5 4 3 2 1 Работа строится на «среднего» ученика
19. На занятии постоянно создаются ситуации успеха, обеспечивается сохранение самооценки учащихся 7 6 5 4 3 2 1 Учащиеся боятся отвечать, на уроке напряжены, скованы из-за боязни получить порицание
Учащийся на занятии
20. Уровень активности высокий 7 6 5 4 3 2 1 Уровень активности низкий
21. Наличие вопросов на уточнение понимания материала со стороны учащихся 7 6 5 4 3 2 1 Отсутствие вопросов на уточнение понимания материала со стороны учащихся
22. Адекватность ответов 7 6 5 4 3 2 1 Ответы учащихся свидетельствуют о плохом усвоении материала
23. Развитость самостоятельной речи 7 6 5 4 3 2 1 Неразвитость самостоятельной речи
Деятельность педагога
24. Хорошее учебное сотрудничество с учащимися 7 6 5 4 3 2 1 Полное отсутствие сотрудничества
25. Умение слушать и слышать учащегося 7 6 5 4 3 2 1 Неумение слушать и слышать учащегося
26. Гибкость педагога, способность корректировать свои действия на основе оперативной оценки результативности 7 6 5 4 3 2 1 Негибкость учителя, неспособность корректировать свои действия на основе оперативной результативности

.

Наши рекомендации