Оценочные средства для текущего контроля и промежуточной аттестации

В соответствии с поставленными целью и задачами обучения студентов по данному курсу контроль и проверка ориентированы на выявление уровня профессионального и личностного развития студентов с помощью рейтингового контроля. Текущий и промежуточный контроль осуществляется с помощью разнообразных методов:

- устного контроля: выступление на практическом занятии, участие в дискуссии, деловых и ролевых играх и т. п.;

- письменного контроля: конспектирование научных текстов, отчёт об исследовательской работе, выполнение рефератов и презентаций и т. д.;

- тестового: выполнение контрольных заданий в тестовой форме;

- самоконтроля: рефлексия, самооценка.

Итоговый контроль по курсу проводится в форме зачёта.

Тестовая проверка знаний направлена закрепление и систематизацию учебного материала. Текущее тестирование является стимулом для регулярной подготовки к занятиям, позволяет студентам получить информацию об уровне усвоения, возможных пробелах в знаниях, помогает преподавателю выделить проблемные, трудные для усвоения области.

При тестировании используется закрытая форма заданий.

Видом промежуточной аттестации является экзамен.

Вопросы к экзамену

1. История развития педагогической психологии. Общедидактический этап. Этап оформления педагогической психологии в самостоятельную отрасль. Современный этап развития педагогической психологии.

2. Характеристика педагогической психологии. Предмет, структура и задачи, взаимосвязь педагогической психологии с другими науками.

3. Общая характеристика педагогической деятельности – содержание, цели, структура, функции, продуктивность. Мотивация педагогической деятельности.

4. Функциональные компоненты педагогической деятельности. Характеристика педагогических умений.

5. Современные требования к личности учителя.

6. Педагогические способности (характеристика, классификации, проявление в деятельности, возможности развития).

7. Я-концепция педагога и ее влияние на продуктивность педагогической деятельности.

8. Профессиональные деформации личности педагога (характеристика, причины, виды)

9. Профессиональное развитие учителя (содержание, этапы, линии развития)

10. Индивидуальный стиль педагогической деятельности (эмоционально-импровизационный, эмоционально-методичный, рассуждающе-импровизационный, рассуждающе-методичный).

11. Педагогическое общение как форма взаимодействия. Структура, функции педагогического общения.

12. Коммуникативная культура учителя. Стили педагогического общения.

13. Затруднения в педагогическом общении. Области затруднений. Барьеры в общении – психологическая характеристика, функции, виды.

14. Психологическая сущность оценочной деятельности учителя. Оценка и отметка. Психологическая характеристика педагогической оценки: виды, функции. Проблема эффективности педагогической оценки.

15. Предмет, задачи и цели психологии воспитания, как раздела педагогической психологии. Проблема соотношения психического развития человека и его воспитания и обучения (С. Л. Рубинштейн).

16. Дискуссионность проблемы целей воспитания - различия в определении целей воспитания в педагогических концепциях. Научная постановка целей воспитания (Л. С. Выготский).

17. Психологическая сущность воспитания – развитие мотивационно-потребностной сферы.

18. Психологическая характеристика способов педагогического воздействия (прямых и косвенных). Механизмы влияния – убеждение, заражение, внушение, подражание.

19. Психология самовоспитания. Средства и приёмы самовоспитания.

20. Проблема соотношения обучения и развития в педагогической психологии. Категории «зона актуального развития», «зона ближайшего развития» (Л. С. Выготский).

21. Соотношение категорий «обученность» и «обучаемость». Характеристика способностей к обучению. Психологическая обусловленность уровней обученности школьников.

22. Психологическая сущность и организация традиционного обучения.

23. Психологическая сущность и организация программированного обучения.

24. Теория поэтапного формирования умственных действий.

25. Концепции развивающего обучения для начальной школы (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, Л. В. Занков).

26. Психологическая сущность и организация проблемного обучения.

27. Психологическая сущность и организация знаково-контекстного обучения.

28. Психологическая сущность и структура учебной деятельности (Эльконин Д. Б.).

29. Научение как процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Сущность научения. Типы научения.

30. Категория усвоения в психологии. Общая характеристика процесса усвоения. Этапы и уровни усвоения знаний.

31. Умения и навыки. Навык в процессе усвоения. Этапы формирования навыков. Закономерности формирования навыков.

32. Психологические причины неуспеваемости. Уровни детерминации школьной неуспеваемости: нейрофизиологический, психологический, педагогический.

33. Типы неуспевающих школьников и работа с ними.

34. Понятие и технологии психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса.

Рекомендуемая литература

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Зимняя, И. А. Педагогическая психология : учебник для вузов / И. А. Зимняя. - 2-е изд., испр. и доп.и перераб. - М. : Логос : Университетская книга, 2008. - 384 с.

Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология : учеб. пос. для вузов / Л. Д. Столяренко. - 4-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2006. - 542 с.

Пастернак, Н. А. Психология воспитания : учеб. пос. для вузов / Н. А. Пастернак ; ред. А. Г. Асмолов. - М. : Академия, 2008. - 224 с..

Регуш Л. А., Орлова А. В. Педагогическая психология. Учеб. пос. - СПб. : Питер, 2010 г. - 416 с. - Электронное издание. - Гриф УМО. - ISBN 978-5-49807-200-5 http://ibooks.ru/reading.php?productid=21687

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Айсмонтас, Б.Б. Педагогическая психология : схемы и тесты / Б. Б. Айсмонтас. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. - 207 с. - (Схемы).

2. Айсмонтас, Б.Б. Педагогическая психология – Электронный ресурс - http://www.ido.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/index.html

3. Бадмаев, Б. Ц. Психология в работе учителя : в 2-х кн. / Б. Ц. Бадмаев. Кн. 1 : Практическое пособие по теории развития, обучения и воспитания. - М., 2004. - 233 с.

4. Бадмаев, Б. Ц. Психология в работе учителя : в 2-х кн. / Б. Ц. Бадмаев. Кн. 2 : Психологический практикум для учителя: развитие, обучение, воспитание. - М., 2004. - 158 с.

5. Бархаев, Б. П. Педагогическая психология : учебное пособие для вузов / Б. П. Бархаев. - СПб. ; М. ; Харьков : Питер, 2009. - 448 с.

6. Возрастная и педагогическая психология : хрестоматия для высших педагогических учебных заведений / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - 3-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2005. - 368 с.

7. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика-Пресс, 1999. - 536 с. - ISBN 5-7155-0747-2 Эл ресурс: http://psychlib.ru/mgppu/hre/hre-2532.htm

8. Ильин, Е. П. Психология для педагогов. - СПб. : Питер, 2012 г. - 640 с. - Электронное издание. - ISBN 978-5-459-00338-3 http://ibooks.ru/reading.php?productid=28551

9. Казанская, В. Г. Педагогическая психология : учебное пособие / В. Г. Казанская. - СПб. : Питер, 2005. - 366 с.

10. Калюжный, А.А. Психология формирования имиджа учителя. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004 г. - 222 с. - Электронное издание. - ISBN 5-691-01322-X http://ibooks.ru/reading.php?productid=334257

11. Карандашев, В. Н. Педагогическая психология. Хрестоматия. - СПб. : Питер, 2005 г. - 416 с. - Электронное издание. - ISBN 5-469-00875-4 http://ibooks.ru/reading.php?productid=21493

12. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте : пособие для учителя / А. К. Маркова. - М. : Просвещение, 1983. - 96 с.

13. Митина, Л. М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога : учебное пособие / Л. М. Митина, Г. В. Митин, О. А. Анисимова ; ред. Л. М. Митина. - М. : Академия, 2005. - 363 с.

14. Новейший психолого-педагогический словарь / авт.-сост. Е. С. Рапацевич ; ред. А. П. Астахов. - Минск : Современная школа, 2010. - 928 с. –

15. Отстающие в учении школьники: проблемы психического развития / ред.: З. И. Калмыкова, И. Ю. Кулагина. - М. : Педагогика, 1986. - 208 с.

16. Рубинштейн, С. Л. Человек и мир. М. : Наука, 1998. – 179 с. Эл. ресурс: http://rubinstein-society.ru/cntnt/nauchnie-raboti/raboti-s-l-rubin/chelovek-i-mir.html

17. Фоминова, А.Н. Педагогическая психология: учеб. пособие. - М. : Флинта, 2011 г. - 320 с. - Электронное издание. - Гриф УМО РФ. - ISBN 978-5-9765-1011-1

18. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах.- М.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001- 416 с. Эл. ресурс http://psychlib.ru/mgppu/EPr-1997/EPR-001.html

базы данных, информационно-справочные

и поисковые системы

1. Научные и образовательные ресурсы Межвузовской электронной библиотеки (МЭБ). Доступ возможен со всех компьютеров библиотеки и вуза. МЭБ содержит издания преподавателей вузов-участниц проекта. http://icdlib.nspu.ru

2. Доступ к полнотекстовым электронным периодическим изданиям, предоставленным ООО «ИВИС». Для доступа к русскоязычным базам переход по ссылке http://dlib.eastview.com/ или http://www.ebiblioteka.ru/

3. Учебники по психологии - http://www.psihologu.ru/db/uch/

4. Электронные учебники по психологии и педагогике -http://www.oprave.ru/Philosohia-book.html

5. Психология: Интернет-библиотеки http://www.socioniko.net/ru/links/psy-lib.html

6. Книги по психологии и педагогике - http://www.edubib.ru/books/books-psihologia.html

7. Айсмонтас, Б.Б. Педагогическая психология - http://www.ido.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/index.html

8. Хрестоматия по педагогической психологии - http://psychlib.ru/mgppu/hre/hre.html

9. Библиотека http://ibooks.ru

10. Он-лайн тесты по педагогической психологии - http://www.psylist.net/testzna/

Наши рекомендации