Оценочные средства для текущего контроля и промежуточной аттестации

а) рейтинговая система текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов

В течение семестра действует 100-балльная рейтинговая система оценки успеваемости студента, из которых 60 отводится на текущий контроль и 40 – на экзамен.

В ходе текущего контроля оценивается: работа студента на лекциях и практических занятиях, выполнение СРС и результаты рубежного контроля.

Промежуточная аттестация по дисциплине – экзамен.

Для получения допуска к экзамену студент должен набрать в семестре не менее 30 баллов. В случае, когда сумма баллов текущего семестра составила меньшее количество баллов, студент к экзамену не допускается. Сроки ликвидации текущих задолженностей согласовываются с преподавателем. Отработка задолженностей осуществляется за счет часов, запланированных преподавателю для консультаций и руководства СРС.

Критериальная база рейтинговой оценки

Учебных достижений студентов по дисциплинам теоретико-практического характера

Виды учебной работы студента Макс. оценка в баллах за каждый вид учебной работы Макс. кол-во баллов в семестре
На практических занятиях до 20 баллов Письменный мини-опрос
Развернутый ответ
Защита реферата
Понятийный диктант
Работа с историческими документами, с исторической картой, видеоматериалами
Участие в деловых играх («Круглый стол», «Исторический суд»)
Мультимедийная презентация по теме
В периоды рубежных срезов до 10 баллов Бланковое тестирование в период 1 и 2 рубежного среза
Контрольная работа
СРС Подготовка электронной презентации
Подготовка проблемного сообщения
Подготовка реферата
Промежуто-чная аттестация до 40 баллов Экзамен
Итого   100 баллов

При оценке реферата, электронной презентации учитывается: соответствие содержания реферата, презентации сформулированной теме; уровень владения тематикой реферата, презентации; степень самостоятельности при подготовке реферата, презентации; стиль изложения и оформления работы; соответствие выбранных источников (учебных пособий, монографий, статей, Internet-ресурсов) проблематике реферата, презентации. Кроме того, все рефераты проверяются по системе «Антиплагиат». В случае обнаружения полностью заимствованного текста без указания первоисточников студентам по итогам выполнения рефератов выставляется 0 баллов.

1. Студент, набравший 30 баллов, допускается к сдаче экзамена.

2. Студент, набравший 91 – 100 баллов - «отлично»,

76 – 90 – «хорошо»,

61 – 75 – «удовлетворительно»,

60 и менее – «неудовлетворительно».

б) контроль в периоды рубежных срезов

В периоды рубежных срезов (дважды в семестр) проводится бланковое тестирование. Бланк тестовых заданий представлен в УМКД.

Контрольная работа по разделам 1-4

I. ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

  1. История – это
  2. Мануфактура – это
  3. Коалиция – это
  4. Индульгенция – это

II. ЛОГИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (зачеркните ненужные на ваш взгляд даты и фамилии и объясните свой выбор):

А) 882; 907; 912; 980.

б) 1240; 1558-1583; 1709; 1861.

в) Владимир Мономах; Иван IV; А. Курбский; М. Романов.

III. ВОПРОСЫ:

1) В каком году было образовано Древнерусское государство Киевская Русь:

1) 1242 г. 2) 1097 г. 3) 882 г. 4) 945 г.

a. Столицей Восточной Римской империи (Византии) являлся город:

1) Рим; 2) Константинополь; 3) Саркел.

3) Как называется вспомогательная историческая дисциплина, которая изучает монеты как специфический исторический источник:

А) геральдика; Б) нумизматика; В) труссология; Г) этнография.

4) Кто провёл опричнину:

1) Иван I; 2) Василий I; 3) Иван III; 4) Иван IV.

5) В каком году на берегах Невы основывается город, который становится
второй столицей России?

1) 1701; 2) 1703; 3)1709; 4) 1705.

6) Кто командовал российскими войсками в Итальянском и Швейцарском походе:

1) Павел I;

2) А Суворов;

3) Ф. Ушаков;

4) А. Румянцев.

7) Как называется экономическая политика государства, направленная на развитие собственной экономики путём преобладания экспорта над импортом и накопления конвертируемой валюты?

1) меркантилизм; 2) девальвация; 3) протекционизм.

8) Разделение властей – это:

1) принцип, согласно которому закрепляется различие полномочий между центральными и местными органами власти;

2) определение границ между территориями, имеющими самоуправление;

3) принцип, согласно которому власть в государстве осуществляют независимые ветви: законодательная, исполнительная, судебная.

9) Какое из названных событий произошло раньше других:

1) Провозглашение США;

2) Крестовые походы;

3) Английская буржуазная революция;

4) «Холодная война».

10. Какое европейское государство воевало против России в Крымской войне в союзе с Турцией и Англией?

1) Франция; 2) Италия; 3) Испания; 4) США.

III. Перечислите и дайте определение терминам, которые Вы использовали бы в теме: «Просвещенный абсолютизм Екатерины II».

IV. Дайте развернутые ответы на предложенные вопросы:

1) Расскажите о внутренней и внешней политике княгини Ольги.

2) Назовите причины поражений русских войск от монголо-татар в XIII в.

Рейтинговый срез по разделам по разделам 5-7 - Тест

  1. Процесс наращивания военной мощи государства называется:

а) концентрацией;

б) индустриализацией;

в) конкуренцией;

г) милитаризацией.

2. I Ww началась:

А) 28. 07. 1914; Б) 1. 08. 1913; В) 28. 06. 1914; Г) 1. 08 1914.

3) Когда был образован СССР:

А) 30 декабря 1922 г.; Б) 30 декабря 1924 г.; В) 30 января 1924 г.

4) Первоочередной задачей Советской власти в области культурной и духовной жизни являлась (ось):

a) Ликвидация безграмотности;

b) Развитие кинематографа;

c) Развитие советской литературы;

d) Создание пролетарской идеологии.

5) Укажите кодовое название плана германского командования захвата СССР:

А) «Барбаросса»; Б) «Цитадель»; В) «Тайфун»; Г) «Багратион».

6) Кто из военачальников командовал 62-й и 64-й армиями, оборонявшими Сталинград:

a)Рыбалко и Штеменко;

b) Мехлис и Кирпонос;

c)Чуйков и Шумилов.

7) Наступательная Белорусская операция, разработанная советским высшим командованием, носила кодовое наименование:

а) «Кутузов»; б) «Багратион»; в) «Полководец Румянцев».

8) Парад Победы состоялся в Москве в 1945 г.:

а) 9 мая; б) 24 июня; в) 2 сентября.

9) Речь У. Черчилля, в которой он призвал к защите западных демократий от советской экспансии, состоялась в городе:

a) Потсдаме;

b) Фултоне;

c) Праге;

d) Вашингтоне.

10) В 1962 г. в городе Новочеркасске:

a) открылась первая атомная электростанция;

b) произошла экологическая катастрофа;

c) были расстреляны рабочие, вышедшие на демонстрацию протеста против повышения цен;

d) начал работу международный кинофестиваль.

11) Причина «перестройки»:

a) Борьба внутри аппарата КПСС;

b) Отставание в соревновании с Западом;

c) Падение темпов экономического роста;

d) Стремление к сохранению военного могущества.

12) Какая самая крупная экономическая катастрофа произошла в СССР в годы «перестройки»?

a) Авария подводной лодки «Комсомолец»;

b) Взрыв на Чернобыльской АЭС;

c) Взрыв на железной дороге в Арзамасе.

13) Окончательно вывод советских войск из Афганистана произошёл в:

А) 1985 г.; б) 1987 г.; в) 1989 г.; г) 1991 г.

14) В 1990-е гг. имя Е.Т. Гайдара было связано:

a) с подготовкой новой Конституции;

b) с ликвидацией ГКЧП;

c) с проведением радикальной экономической реформы;

d) с созданием СНГ.

15) Внешнеполитическая деятельность современной России направлена:

a) на сотрудничество с европейскими государствами и с США в борьбе с международным терроризмом;

b) на возврат к биполярной системе международных отношений;

c) на расширение НАТО на Восток;

d) на прекращение международного сотрудничества со странами СНГ.

б) промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация – экзамен – проводится в форме диалога «преподаватель-студент», в рамках которого оцениваются теоретические и практические знания студента. Экзамен проводится в устной форме по экзаменационным билетам. Каждый билет состоит из двух вопросов по разным разделам учебной дисциплины.

Примерный перечень вопросов к экзамену:

1. Роль истории в жизни общества. История как предмет изучения. Принципы и методы исторического познания.

2. Функции истории. Исторические источники и их виды.

3. Формационный и цивилизационный подходы к анализу исторического процесса.

4. Россия в системе мировых цивилизаций.

5. Образование Древнерусского государства и его особенности. Теории образования государства.

6. Социально-экономическое развитие Киевской Руси в к. IX – н. XII вв.

7. Политическое развитие Древней Руси. Киевские князья, их политика.

8. Цивилизационный выбор Руси в конце X в. Принятие христианства.

9. Политическая раздробленность Русского государства: причины, особенности, последствия.

10. Основные центры развития в период политической раздробленности. Владимиро-Суздальское княжество: социально-экономическое, политическое и культурное развитие.

11. Основные центры развития в период политической раздробленности. Галицко-Волынское княжество: социально-экономическое, политическое и культурное развитие.

12. Основные центры развития в период политической раздробленности. Новгородская феодальная республика: социально-экономическое, политическое и культурное развитие.

13. Татаро-монгольское нашествие. Русские княжества в составе Золотой Орды: особенности социально-политического развития и управления. Последствия.

14. Борьба Руси с экспансией с Северо-Запада. Александр Невский.

15. Возвышение Москвы. Иван Калита.

16. Княжение Дмитрия Донского. Куликовская битва, ее значение.

17. Предпосылки, причины и особенности образования централизованного государства.

18. Характеристика и итоги правления Ивана III, Василия III.

19. Альтернативы реформирования России в XVI в. Реформы Ивана IV.

20. Альтернативы реформирования России в XVI в. Опричнина Ивана IV.

21. Основные направления внешней политики в XVI в.

22. Смутное время в России: предпосылки, причины, этапы, последствия (XVII век.)

23. Социально-экономическое и политическое развитие России в XVII в. Соборное Уложение 1649 г.

24. Городские и крестьянские движения XVII века.

25. Внешняя политика XVII века.

26. Исторические предпосылки российской модернизации XVIII в. Реформы Петра I.

27. Внешняя политика России в первой четверти XVIII в.

28. Политика "просвещенного абсолютизма" Екатерины II. Административные реформы.

29. Политика Екатерины II в отношении дворянства. Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева.

30. Внешняя политика Екатерины II.

31. Александр I: характеристика правления.

32. Движения и восстание декабристов (идеология, организации).

33. Консервативная модернизация Николая I: реформы М. Сперанского, Е. Канкрина, П. Киселёва.

34. Внешняя политика России в первой половине XIX века.

35. Буржуазные реформы 60-70-х гг. XIX века: крестьянская, земская, судебная, городская, военная, реформа образования. Значение реформ.

36. Внешняя политика России во второй половине XIX века.

37. Особенности социально-экономического развития Российской империи в к. XIX - н. XX вв.

38. Революция 1905 – 1907 гг.: причины, участники, ход, итоги, значение.

39. Формирование первой российской многопартийности. Государственная дума первого и второго созывов.

40. Реформы П. А. Столыпина.

41. Россия в Первой мировой войне.

42. Февральская революция: причины, повод, участники, ход, итоги

43. Внутренняя и внешняя политика Временного правительства.

44. Октябрь 1917 г. II Съезд Советов и его решения.

45. Гражданская война и иностранная интервенция в России: причины, участники, ход, итоги.

46. Политика «военного коммунизма».

47. Новая экономическая политика (НЭП).

48. Образование СССР. Национальная политика.

49. Сталинская модернизация экономики страны (индустриализация, коллективизация сельского хозяйства).

50. Великая Отечественная война: этапы, основные события, итоги и уроки.

51. Социально-экономическое и политическое развитие СССР в 1945 – 1953 гг.

52. Внешняя политика СССР в 1945 – 1953 гг.

53. Социально-экономическое развитие и политическое развитие СССР в 1953 – 1964 гг.

54. Внешняя политика СССР в 1953 – 1964 гг.

55. Социально-экономическое развитие и политическое развитие СССР в сер.1960-х – сер. 1980-х гг. Реформы 1965 г. Предкризисное состояние экономики.

56. Внешняя политика СССР в сер. 60-х – сер. 80-х гг. XX в.

57. «Перестройка» экономической и политической системы СССР в 1985 – 1991 гг. Распад СССР.

58. Основные направления внешней политики в 1985 – 1991 гг.

59. Становление новой государственности в России в 90-х гг. XX века.

60. Либеральная модернизация экономики и её результаты в 90-е гг. XX века.

61. Внешняя политика РФ в 90-е гг. XX века.

62. Россия на современном этапе: внутренняя и внешняя политика.

Критерии оценки на экзамене:

При семестровой аттестации студентов критериями выставления оценки на экзамене выступает степень полноты освоения студентом основного содержания дисциплины, изученной в семестре:

– оценка 35–40 баллов выставляется студенту, обнаружившему всестороннее осознанное систематическое знание учебно-программного материала и умение им самостоятельно пользоваться, проявляющему творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала, умеющему свободно выполнять практические задания, освоившему основную литературу и знакомому с дополнительной литературой, рекомендованной программой, усвоившему взаимосвязь основных понятий дисциплины, в их значении для приобретаемой профессии;

– оценка 26–34 баллов выставляется студенту, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешно выполнившему предусмотренные программой задачи, усвоившему основную рекомендованную литературу, показавшему систематический характер знаний по дисциплине и способному к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учёбы и профессиональной деятельности; знания и умения студента в основном соответствуют требованиям, установленным выше, но при этом студент допускает отдельные неточности, которые он исправляет самостоятельно при указании преподавателя на данные неточности;

– оценка 15–25 баллов выставляется студенту, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объёме, необходимом для дальнейшего обучения и предстоящей работы по профессии, справляющемуся с выполнением заданий, предусмотренных программой, обладающему необходимыми знаниями, но допускающему неточности при ответе или выполнении заданий; студент показывает осознанное усвоение большей части изученного содержания и исправляет допущенные ошибки после пояснений, данных преподавателем;

– оценка 1–14 балловвыставляется студенту, обнаружившему существенные пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий; при этом студент обнаруживает незнание большей части изученного в семестре материала, не справляется с решением практических задач и не может ответить на дополнительные вопросы преподавателя.

Наши рекомендации