Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Экзаменационные вопросы по дисциплине «Онтология и теория познания. Методология»

1. Методология как философская дисциплина.

2. Предмет, теория, метод. Метод как единство объективного и субъективного.

3. Основные методологические понятия. Классификация методов.

4. Основные модели соотношения философии и частных наук.

5. Функции философии в научном познании.

6. Диалектический и метафизический методы мышления.

7. Перспективы взаимоотношения философии и науки.

8. Зарождение методологической проблематики в античности.

9. Развитие методологических идей в эпоху Возрождения. Г. Галилей как новый тип ученого.

10. Методология Нового времени. Индуктивный метод Ф. Бэкона.

11. Методология Нового времени. Рационалистический метод Р.Декарта.

12. Развитие методологических идей в немецкой классической философии. Методологические идеи И. Канта.

13. Развитие методологических идей в немецкой классической философии. Методологические идеи Г.В.Ф. Гегеля.

14. Методологические идеи К. Маркса и Ф. Энгельса.

15. Методологические концепции современной философии науки.

16. Наука как «сетевая структура» в концепции Б. Латура.

17. Структура научного исследования: эмпирический и теоретический уровни научного исследования.

18. Научные методы эмпирического исследования.

19. Научные методы теоретического исследования.

20. Анализ и синтез. Индукция и дедукция. Каноны индукции.

21. Абстрагирование, обобщение и идеализация.

22. Аналогия и моделирование.

23. Системный подход и вероятностно-статистические методы.

24. Предпосылочные методологические структуры познания.

25. Классическое естествознание и его методология.

26. Революция в естествознании конца XIX – начала ХХ вв. и становление идей и методов неклассической науки.

27. Концептуально-методологические сдвиги в постнеклассическом естествознании конца ХХ-начала XXI в. Антропный принцип.

28. Понятие социального познания и основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук.

29. Формирование социально-гуманитарной методологии в философии истории.

30. Науки о природе и науки о культуре (В. Дильтей, Г. Риккерт).

31. Методология социального познания М. Вебера.

32. Проблема социокультурной обусловленности социального знания (Э. Дюркгейм, К. Манхейм).

33. Философская герменевтика Г. Гадамера.

34. Методологические идеи М. Фуко.

35. Парадигма постмодернизма (Ж. Бодрийяр, Ж. Деррида, Ж. Делез).

36. Особенности социального познания. Специфика методов социального познания.

37. Проблема объективного и субъективного в социально-гуманитарном познании.

38. Роль ценностей в социально-гуманитарном познании.

39. Понятия текста и смысла в социально-гуманитарном познании.

40. Понимание в социально-гуманитарном познании.

41. Природа и роль коммуникации в социально-гуманитарном познании.

42. Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Онтология и теория познания. Методология»:

1. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки Становление и развитие первых научных программ. – М.: Наука, 1980. – 567 с.

2. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII – XVIII вв.). Формирование научных программ нового времени. – М.: Наука, 1980. – 567 с.

3. Гайденко П.П. История греческой философии в ее связи с наукой: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. – 319 с.

4. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. – 456 с.

5. Ивин А.А. Современная философия науки. – М.: Высш. шк., 2005. – 592 с.

6. История философии. – Ростов н/Д: Феникс, 1999.

7. Кохановский В.П. Философия и методология науки. – Ростов н/Д: «Феникс», 1999. – 576 с.

8. Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П., Фатхи Т.Б. Основы философии науки: Учебное пособие для аспирантов. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 608 с.

9. Микешина Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учеб. пособие / Л.А. Микешина. – М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005. – 464 с.

10. Никифоров А.Л. Философия науки: История и методология (учебное пособие). – М.: Дом интеллектуальной книги, 1998. – 280 с.

11. Никифоров А.Л. Философия науки: История и теория (учебное пособие). – М.: Идея-Пресс, 2006. – 264 с.

12. Подкорытов Г.А. О природе научного метода. – Л., 1988.

13. Рузавин Г.И. Методология научного исследования. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 317 с.

14. Современная западная философия: Словарь. – М.: ТОН-Остожье, 2000. – 544 с.

15. Современная философия: словарь и хрестоматия. – Ростов н/Д: Феникс, 1996. – 511 с.

16. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. – М.: Гардарики, 2006. – 384 с.

17. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники: Учеб. пособие. – М.: Гардарика, 1996. – 400 с.

18. Философия науки / Под ред. С.А. Лебедева. – М.: Академический Проект; Трикста, 2004. – 736 с.

Наши рекомендации