Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях

ЦЕЛИ

• Упражнять в правильном произнесении звука [ш] в слогах,
словах и предложениях.

• Учить определять наличие слов со звуком [ш] в стихотвор­ном тексте.

• Продолжать учить определять место звука [ш] в словах.

• Упражнять в подборе прилагательных к существительным,
в употреблении слов-антонимов и уменьшительно-ласкатель­ных форм.

• Продолжать учить составлять предложения по опорным сло­вам.

• Развивать память, мелкую моторику.

ОБОРУДОВАНИЕ

Картинки-символы для артикуляционной гимнастики; фишки: квадраты, кружки; доски — полоски картона с пред-

метными изображениями на одной стороне; игрушка гном; предметные картинки; пазлы «Лесная полянка».

* * *

1. Организационный момент.

Логопед. Сегодня я приглашаю тебя совершить путеше­ствие. Однако перед дальней дорогой надо размяться.

Проводится артикуляционная гимнастика по картинкам-символам: «Лопата», «Чашечка», «Фокус» — на воздушную струю, «Парус».

2. Разминка закончена, отправляемся в путь. А в дорогу
мы с собой возьмем звук ....

Ребенок узнает звук [ш] по беззвучной артикуляции и произносит его.

Идем по дорожке. Шаг будем делать в том случае, если услы­шим звук [ш]. Каждый шаг будем обозначать фишкой. (Мед­ленно читает стихотворение.)

Ребенок каждое слово со звуком [ш] обозначает фишкой-квадратом, выкладывая дорожку.

Для Мишутки малыша Маша вяжет теплый шарф. Шарф на шею он повяжет И тихонько Маше скажет: «Спасибо!»

3. Куда же привела нас дорожка? Впереди кочки. Нужно
перепрыгивать с кочки на кочку, вот так: аШта, аШва, аШка,
анШа, амШа, акШа.

Ребенок пальчиками имитирует прыжки по кочкам-кружочкам, раз­ложенным на столе.

4. Подошли мы к реке, а моста нет, только «доски» какие-то
лежат. (Раскладывает на столе кучкой шесть картинок.) Да­вай разберем эти «доски», может, они нам пригодятся. А разло­жим их так: слева положим те картинки, в названии которых
звук [ш] в начале слова, в центре — если звук в середине, а
справа те картинки, в названии которых звук в конце слова.

Ребенок раскладывает картинки-«доски» в зависимости от места зву­ка в слове.

А теперь построим мост. Выкладывая мост из этих «досок», к каждой картинке подбирай слово: машина (какая?); петушок (какой?) ...

Ребенок строит мост, подбирая к каждой картинке подходящие слова. Логопед фиксирует себе эти слова и затем переворачивает каждую кар­тинку изображением вниз.

5. Перешли по мостику. Куда же нам дальше идти? Доро­гу найдем, если подберем слова «наоборот».

Маленький — ... большой. Гладкий — ... шершавый. Узкий — ... широкий. Плохой — ... хороший.

6. А тут нас гномик Паша встречает. Он маленький и все
предметы у него маленькие.

У Паши не большая рубашка, а ... маленькая. У Паши не большая шапка, а ... маленькая. У Паши не большие шорты, а ... маленькие. У Паши не большой шар, а ... маленький. У Паши не большие уши, а ... маленькие. У Паши не большая машина, а ... маленькая.

Ребенок повторяет начало фразы и договаривает ее словом в умень­шительно-ласкательной форме.

7. Гномик привел нас на лесную полянку (показывает сю­жетную картинку с пазлами), но все птицы разлетелись. Нужно
их позвать, а для этого составь про нашего Пашу предложения.

Ребенок составляет предложения по опорным словам. За каждое со­ставленное предложение логопед дает ребенку птицу, место которой нужно найти на картинке-полянке.

Паша, машина, мешки.

Паша, шарик, мишка.

Паша, каша, малыш.

Паша, подушка, карандаш.

Вот и вернулись птицы на свои места!

Нам пора возвращаться. А вот и наш мостик. Надо вновь пройти по нему и вспомнить все картинки. Ты ведь их хоро­шо запомнил? Про какую картинку ты говорил?..

Логопед поочередно перечисляет слова, которые подбирал ребенок. Тот, вспоминая картинку, отвечает: «Я хорошо запомнил...». Картинка переворачивается для проверки правильности ответа ребенка.

8. Итог занятия.

Логопед. Вот и подошло к концу наше путешествие. А какой звук сопровождал нас в этом путешествии? Ребенок. Ш-ш-ш.

Звук [л]

Постановка звука [л]

ЦЕЛИ

• Продолжать учить выполнять артикуляционные упражне­ния в полном объеме.

• Формировать направленную воздушную струю.

• Учить правильно произносить звук [л] с опорой на зритель­ный и слуховой контроль.

• Продолжать учить выделять звук [л] из потока других зву­
ков.

• Закрепить умение подбирать слова-антонимы и образовы­вать формы винительного падежа существительных.

• Развивать внимание, память, мелкую моторику.

ОБОРУДОВАНИЕ

Магнитофонная запись «Снег скрипит»; снежинки; кар­тинка или игрушка Дед Мороз; мешок Деда Мороза; пунк­тирное изображение «Морозные узоры»; разрезная картинка «Снеговик»; набор игрушек, среди которых машина, мишка, пирамидка, пароход, вертолет.

* * *

1. Организационный момент.

Логопед. Послушай, что это за звук? (Включает аудио­запись «Снег скрипит».) Правильно, это снег скрипит и хо­чет тебе о чем-то рассказать.

2. Посмотри, язычок тоже приготовился послушать. Он лег
на нижнюю губу, показывает, какой он внимательный и по­слушный (упражнение «Лопата» ). Очень хочется язычку по­
слушать интересную историю и от нетерпения он то выгляды­вает, то снова прячется за зубы (упражнение «Вкусное варе­нье»). Бегает язычок, ищет местечко поудобнее (упражнение
«Индюк»). Устроился на диване (ребенок упирает широкий
язычок в верхние зубы) и от нетерпения пыхтит (упражнение
«Бочки» — воздушная струя направляется в щеки).

3. Ну что же, теперь можно послушать, о чем расскажет снег.
Это было холодной зимой. Вьюга злилась, выла на дворе:

л-л-л. (Ребенок упирает язычок в верхние зубы и гудит сер­дито, как вьюга.) Зимний ветер гудел в трубах: л-л-л.

Ребенок показывает, как гудел ветер.

Собрался в это время Дед Мороз детей с праздником поздра­вить. (Выставляет картинку или игрушку Дед Мороз.)

4. Идет Дед Мороз по сугробам, ребятишкам подарки в мешке несет. (Выставляет мешок Деда Мороза.) Послушай, какие подарки он приготовил, и посчитай их, загибая паль­чики вместе со мной.

Дед Мороз несет детишкам

В своем мешке машину, мишку,

Пирамидку, пароход

И винтокрылый вертолет.

Ребенок на каждое название игрушки поочередно загибает пальчики, начиная с мизинца, сначала на правой руке, затем на левой.

Сколько же игрушек приготовил Дед Мороз?

Ребенок. Пять.

Логопед. Идет Дед Мороз, снегом все вокруг засыпает. Налетел ветер, поднял, закружил в воздухе снежинки: л-л-л.

Ребенок показывает, как гудит ветер.

Остановился Дед Мороз, стал ловить снежинки, но не все, а только те, которые подбрасывает ему ветер. Послушай внима­тельно звуки, а когда услышишь звук [л], поймай для Деда Мороза снежинку.

Логопед по одной предлагает ребенку снежинки и произносит: а, у, л, в, у, н, л, м, в, л. Ребенок их повторяет.

5. Пришел Дед Мороз в го­род. Идет и стекла на окнах морозными узорами разрисо­вывает: л-л-л.

Ребенок вслед за логопедом произносит звук.

Рисует узоры на окнах, стара­ется. А на что же похожи его узоры? На одном узоре можно разглядеть елочку (рис. 10).

Ребенок обводит изображение елочки по точкам и при этом про­ износит: л-л-л.

6. Подошел Дед Мороз к детскому саду и остановился. Решил
в мешок заглянуть. Но что это? Мешок-то пустой! Наверное, Дед
Мороз забыл положить игрушки в мешок. Нужно вернуться в
лес за подарками. Но устал Дед Мороз, тяжело ему. Кто же помо­жет ему исправить ошибку? Думал он, думал да и слепил себе из
снега помощника. Кто же помощник у Деда Мороза?

Ребенок собирает разрезную картинку «Снеговик».

7. Побежал снеговик в лес. Быстро бежит, только ветер у
него в ушах гудит: л-л-л. Как гудит ветер?

Ребенок. Л-л-л.

Логопед. Прибежал и видит, что в ледяной избушке Деда Мороза на столе лежат игрушки. Вспомни и выбери среди них только те, которые нужно было отнести ребятишкам. Бери нужную игрушку, клади в мешок и называй, что положил.

Ребенок из общего набора игрушек выбирает и называет машину, мишку, пирамиду, пароход и вертолет. При затруднении выбора игру­шек можно еще раз поиграть с ребенком, попросив его сгибать пальчики одновременно на правой и левой руках.

Взял Снеговик нужные игрушки и принес Деду Морозу за­бытые подарки.

8. Утром дети нашли подарки Деда Мороза. А когда выш­ли на прогулку, увидели снеговика.

Снеговик не маленький, а ... большой.

Он не злой, а ... добрый.

Ведро у него на голове не полное, а ... пустое.

Оно не тяжелое, а ... легкое.

Нос-морковка у снеговика не короткий, а ... длинный.

Глаза-угольки у него не закрыты, а ... открыты.

Встрече с ребятишками он не сердится, а ... радуется.

9. Итог занятия.

Логопед. Вот и закончилась эта удивительная история. Ты не просто ее слушал, но и помогал ее рассказывать. А какой звук ты при этом учился красиво произносить?

Ребенок. Л-л-л.

Наши рекомендации