Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях
ЦЕЛИ
• Упражнять в правильном произнесении звука [ш] в слогах,
словах и предложениях.
• Учить определять наличие слов со звуком [ш] в стихотворном тексте.
• Продолжать учить определять место звука [ш] в словах.
• Упражнять в подборе прилагательных к существительным,
в употреблении слов-антонимов и уменьшительно-ласкательных форм.
• Продолжать учить составлять предложения по опорным словам.
• Развивать память, мелкую моторику.
ОБОРУДОВАНИЕ
Картинки-символы для артикуляционной гимнастики; фишки: квадраты, кружки; доски — полоски картона с пред-
метными изображениями на одной стороне; игрушка гном; предметные картинки; пазлы «Лесная полянка».
* * *
1. Организационный момент.
Логопед. Сегодня я приглашаю тебя совершить путешествие. Однако перед дальней дорогой надо размяться.
Проводится артикуляционная гимнастика по картинкам-символам: «Лопата», «Чашечка», «Фокус» — на воздушную струю, «Парус».
2. Разминка закончена, отправляемся в путь. А в дорогу
мы с собой возьмем звук ....
Ребенок узнает звук [ш] по беззвучной артикуляции и произносит его.
Идем по дорожке. Шаг будем делать в том случае, если услышим звук [ш]. Каждый шаг будем обозначать фишкой. (Медленно читает стихотворение.)
Ребенок каждое слово со звуком [ш] обозначает фишкой-квадратом, выкладывая дорожку.
Для Мишутки малыша Маша вяжет теплый шарф. Шарф на шею он повяжет И тихонько Маше скажет: «Спасибо!»
3. Куда же привела нас дорожка? Впереди кочки. Нужно
перепрыгивать с кочки на кочку, вот так: аШта, аШва, аШка,
анШа, амШа, акШа.
Ребенок пальчиками имитирует прыжки по кочкам-кружочкам, разложенным на столе.
4. Подошли мы к реке, а моста нет, только «доски» какие-то
лежат. (Раскладывает на столе кучкой шесть картинок.) Давай разберем эти «доски», может, они нам пригодятся. А разложим их так: слева положим те картинки, в названии которых
звук [ш] в начале слова, в центре — если звук в середине, а
справа те картинки, в названии которых звук в конце слова.
Ребенок раскладывает картинки-«доски» в зависимости от места звука в слове.
А теперь построим мост. Выкладывая мост из этих «досок», к каждой картинке подбирай слово: машина (какая?); петушок (какой?) ...
Ребенок строит мост, подбирая к каждой картинке подходящие слова. Логопед фиксирует себе эти слова и затем переворачивает каждую картинку изображением вниз.
5. Перешли по мостику. Куда же нам дальше идти? Дорогу найдем, если подберем слова «наоборот».
Маленький — ... большой. Гладкий — ... шершавый. Узкий — ... широкий. Плохой — ... хороший.
6. А тут нас гномик Паша встречает. Он маленький и все
предметы у него маленькие.
У Паши не большая рубашка, а ... маленькая. У Паши не большая шапка, а ... маленькая. У Паши не большие шорты, а ... маленькие. У Паши не большой шар, а ... маленький. У Паши не большие уши, а ... маленькие. У Паши не большая машина, а ... маленькая.
Ребенок повторяет начало фразы и договаривает ее словом в уменьшительно-ласкательной форме.
7. Гномик привел нас на лесную полянку (показывает сюжетную картинку с пазлами), но все птицы разлетелись. Нужно
их позвать, а для этого составь про нашего Пашу предложения.
Ребенок составляет предложения по опорным словам. За каждое составленное предложение логопед дает ребенку птицу, место которой нужно найти на картинке-полянке.
Паша, машина, мешки.
Паша, шарик, мишка.
Паша, каша, малыш.
Паша, подушка, карандаш.
Вот и вернулись птицы на свои места!
Нам пора возвращаться. А вот и наш мостик. Надо вновь пройти по нему и вспомнить все картинки. Ты ведь их хорошо запомнил? Про какую картинку ты говорил?..
Логопед поочередно перечисляет слова, которые подбирал ребенок. Тот, вспоминая картинку, отвечает: «Я хорошо запомнил...». Картинка переворачивается для проверки правильности ответа ребенка.
8. Итог занятия.
Логопед. Вот и подошло к концу наше путешествие. А какой звук сопровождал нас в этом путешествии? Ребенок. Ш-ш-ш.
Звук [л]
Постановка звука [л]
ЦЕЛИ
• Продолжать учить выполнять артикуляционные упражнения в полном объеме.
• Формировать направленную воздушную струю.
• Учить правильно произносить звук [л] с опорой на зрительный и слуховой контроль.
• Продолжать учить выделять звук [л] из потока других зву
ков.
• Закрепить умение подбирать слова-антонимы и образовывать формы винительного падежа существительных.
• Развивать внимание, память, мелкую моторику.
ОБОРУДОВАНИЕ
Магнитофонная запись «Снег скрипит»; снежинки; картинка или игрушка Дед Мороз; мешок Деда Мороза; пунктирное изображение «Морозные узоры»; разрезная картинка «Снеговик»; набор игрушек, среди которых машина, мишка, пирамидка, пароход, вертолет.
* * *
1. Организационный момент.
Логопед. Послушай, что это за звук? (Включает аудиозапись «Снег скрипит».) Правильно, это снег скрипит и хочет тебе о чем-то рассказать.
2. Посмотри, язычок тоже приготовился послушать. Он лег
на нижнюю губу, показывает, какой он внимательный и послушный (упражнение «Лопата» ). Очень хочется язычку по
слушать интересную историю и от нетерпения он то выглядывает, то снова прячется за зубы (упражнение «Вкусное варенье»). Бегает язычок, ищет местечко поудобнее (упражнение
«Индюк»). Устроился на диване (ребенок упирает широкий
язычок в верхние зубы) и от нетерпения пыхтит (упражнение
«Бочки» — воздушная струя направляется в щеки).
3. Ну что же, теперь можно послушать, о чем расскажет снег.
Это было холодной зимой. Вьюга злилась, выла на дворе:
л-л-л. (Ребенок упирает язычок в верхние зубы и гудит сердито, как вьюга.) Зимний ветер гудел в трубах: л-л-л.
Ребенок показывает, как гудел ветер.
Собрался в это время Дед Мороз детей с праздником поздравить. (Выставляет картинку или игрушку Дед Мороз.)
4. Идет Дед Мороз по сугробам, ребятишкам подарки в мешке несет. (Выставляет мешок Деда Мороза.) Послушай, какие подарки он приготовил, и посчитай их, загибая пальчики вместе со мной.
Дед Мороз несет детишкам
В своем мешке машину, мишку,
Пирамидку, пароход
И винтокрылый вертолет.
Ребенок на каждое название игрушки поочередно загибает пальчики, начиная с мизинца, сначала на правой руке, затем на левой.
Сколько же игрушек приготовил Дед Мороз?
Ребенок. Пять.
Логопед. Идет Дед Мороз, снегом все вокруг засыпает. Налетел ветер, поднял, закружил в воздухе снежинки: л-л-л.
Ребенок показывает, как гудит ветер.
Остановился Дед Мороз, стал ловить снежинки, но не все, а только те, которые подбрасывает ему ветер. Послушай внимательно звуки, а когда услышишь звук [л], поймай для Деда Мороза снежинку.
Логопед по одной предлагает ребенку снежинки и произносит: а, у, л, в, у, н, л, м, в, л. Ребенок их повторяет.
5. Пришел Дед Мороз в город. Идет и стекла на окнах морозными узорами разрисовывает: л-л-л.
Ребенок вслед за логопедом произносит звук.
Рисует узоры на окнах, старается. А на что же похожи его узоры? На одном узоре можно разглядеть елочку (рис. 10).
Ребенок обводит изображение елочки по точкам и при этом про износит: л-л-л.
6. Подошел Дед Мороз к детскому саду и остановился. Решил
в мешок заглянуть. Но что это? Мешок-то пустой! Наверное, Дед
Мороз забыл положить игрушки в мешок. Нужно вернуться в
лес за подарками. Но устал Дед Мороз, тяжело ему. Кто же поможет ему исправить ошибку? Думал он, думал да и слепил себе из
снега помощника. Кто же помощник у Деда Мороза?
Ребенок собирает разрезную картинку «Снеговик».
7. Побежал снеговик в лес. Быстро бежит, только ветер у
него в ушах гудит: л-л-л. Как гудит ветер?
Ребенок. Л-л-л.
Логопед. Прибежал и видит, что в ледяной избушке Деда Мороза на столе лежат игрушки. Вспомни и выбери среди них только те, которые нужно было отнести ребятишкам. Бери нужную игрушку, клади в мешок и называй, что положил.
Ребенок из общего набора игрушек выбирает и называет машину, мишку, пирамиду, пароход и вертолет. При затруднении выбора игрушек можно еще раз поиграть с ребенком, попросив его сгибать пальчики одновременно на правой и левой руках.
Взял Снеговик нужные игрушки и принес Деду Морозу забытые подарки.
8. Утром дети нашли подарки Деда Мороза. А когда вышли на прогулку, увидели снеговика.
Снеговик не маленький, а ... большой.
Он не злой, а ... добрый.
Ведро у него на голове не полное, а ... пустое.
Оно не тяжелое, а ... легкое.
Нос-морковка у снеговика не короткий, а ... длинный.
Глаза-угольки у него не закрыты, а ... открыты.
Встрече с ребятишками он не сердится, а ... радуется.
9. Итог занятия.
Логопед. Вот и закончилась эта удивительная история. Ты не просто ее слушал, но и помогал ее рассказывать. А какой звук ты при этом учился красиво произносить?
Ребенок. Л-л-л.