Автоматизация звука [р] в слогах, словах и предложениях

ЦЕЛИ

• Упражнять в правильном произнесении звука [р] в слогах,
словах и предложениях.

• Закрепить умение определять наличие и место звука [р] в
словах.

• Упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных
форм существительных.

• Продолжать учить образовывать существительные, обозна­чающие названия профессий.

• Продолжать учить составлять предложения по опорным сло­вам.

• Развивать целостное восприятие, память, мелкую моторику.

ОБОРУДОВАНИЕ

Разрезная картинка «Автобус»; карточки с цифрами 2 и 3; игрушки или картинки: собачка, клоун, слон, нерпа; пред­метные картинки: рыба, роза, морковь, воробей, мухомор, те­левизор (для определения места звука в слове); три «тумбы» (можно использовать разноцветные кубики); набор «шаров» — разноцветные кружки с картинкой на одной стороне; мозаика.

1. Организационный момент.

Логопед. Сегодня мы с тобой отправимся в цирк. Нас ждет интересное представление. Но прежде чем идти, нужно дома навести порядок. Сначала вычистим коврик (упражне­ние «Качели» ). Постираем и прополоскаем платочки (упраж­нение «Индюк» ). Повесим платочки на балкон, пусть ветерок их высушит (упражнение «Парус» ). Вытрем пыль с полочек (упражнение «Маляр» ). А теперь — бегом в цирк (упражне­ние «Барабанщик» ).

2. Впереди остановка. Собери картинку, и ты узнаешь, на
чем мы поедем в цирк.

Ребенок собирает из частей картинки автобус. Так на чем мы поедем? (На автобусе.) Поехали! Р-р-р! Ребенок громко произносит звук [р].

3. Вот мы и в цирке. Представление начинается. Выступа­
ют дрессированные собачки. Они знают цифры: произнесут
им цифру, и собачки лают столько же раз.

пра — 2 дры — 3 рар — 2 рар — 3

пру — 3 бро — 2 pop — 3 рэр — 2

Логопед произносит слог, а ребенок повторяет соответствующее циф­ре количество раз.

4. На арене выступает клоун: он пытается большие пред­
меты превратить в маленькие. Помоги ему.

Большое ведро, а маленькое ... ведерко. Большая коробка, а маленькая ... коробочка.

Ребенок образует уменьшительные формы слов: воробей, помидор, картина, карандаш, рубашка.

5. Во время представления громко играет цирковой оркестр.

Давай посмотрим, какие инструменты в нем есть. Назови та­кие инструменты, в названии которых есть звук [р]: барабан, труба, флейта, пианино, гитара, гармошка, балалайка, рояль.

Ребенок произносит названия инструментов, а затем перечисляет не­обходимые.

Ты правильно выбрал инструменты. Но кто же на них игра­ет? Как называется музыкант, который играет на барабане? (Барабанщик.) На трубе? На гармошке? На чем играет пиа­нист? А что понадобится гитаристу?

Ребенок отвечает.

6. А представление в это время продолжается. На арену вы­
ходит дрессированный слон. Ему по команде нужно занять одну
из трех тумб. Командой для него служит картинка. Если звук
[р] в начале слова, слон встанет на первую тумбу, если в середи­не — на вторую, а если в конце слова — на третью тумбу.

Ребенок называет картинку, определяет место звука в слове и поме­щает слона на нужную тумбу.

7. Следующее выступление можешь объявить сам: «Следу­ющим номером выступает нерпа!» С чем выступает нерпа?
Ответь полным предложением.

Ребенок. Нерпа выступает с разноцветными шарами.

Логопед. На шарах у нерпы картинки. Тебе нужно эти картинки назвать и составить с ними предложения (картин­ки: морковь, гитара, ромашка, ерш).

Ребенок выбирает из набора «шаров» пару и составляет по опорным словам предложение.

8. Представление заканчивается. Артисты прощаются со
зрителями.

Ра-ра-ра — радуется детвора.

Ры-ры-ры — шары в руках у детворы.

Ру-ру-ру — в цирке тигры, кенгуру.

Ра-ра-ра — до свидания, детвора.

Ра-ра-ра — артистам отдыхать пора.

Ребенок проговаривает чистоговорки за логопедом.

9. Итог занятия.

Логопед. Пора возвращаться домой. Скажи, выступле­ния каких артистов тебе понравились? Отвечай предложени­ем. А какой звук ты брал с собой в цирк? Выложи букву р фишками мозаики.

Ребенок выполняет.


Наши рекомендации