Автоматизация звука [л] в слогах, словах, предложениях

ЦЕЛИ

• Уточнить правильное произнесение звука [л] в слогах, сло­вах, предложениях.

• Упражнять в определении наличия и места звука [л] в словах.

• Упражнять в правильном употреблении форм творительного падежа имен существительных.

• Закрепить умение образовывать формы родительного паде­жа множественного числа имен существительных.

• Продолжать учить составлять предложения по опорным сло­вам-картинкам.

• Развивать память, словесно-логическое мышление, мелкую
моторику.

ОБОРУДОВАНИЕ

Игрушки слон и белка; игрушка-дразнилка «Грибок»; на­борное полотно «Лесенка»; предметные картинки; набор кар­тинок «Один и много»; комплекты картинок для составления предложений (по три картинки в комплекте).

* * *

1. Организационный момент.

Логопед. Слон решил отправиться в гости к Белочке. Пришел в лес, а где искать Белочку — не знает. Видит, на опушке стоит Грибок. (Вносит игрушку-дразнилку.) Решил у него спросить. А тот устроил Слону испытание, чтобы выяс­нить, что Слон умеет делать.

Ребенок выполняет артикуляционную гимнастику для звука [л] с драз­нилкой: упражнения «Улыбка», «Ворота», «Иголочка», «Качели», «Чис­тим верхние зубы», «Сердитый язычок», «Бочки».

2. Понравилось Грибку, как Слон выполнил его задания, и
решил отправить со Слоном своего помощника. Это звук, ко­торый слышится в словах Лампа, паЛка, стоЛ. Что это за
звук?

Ребенок отвечает.

3. Идет Слон за звуком [л] по лесу, шишки, веточки пинает:

пла-пло-плу; клу-клы-кла; тла-тлы-тлэ; слэ-слу-сло.

Ребенок проговаривает слоговые цепочки, поочередно щелкая паль­цами.

4. По дороге Слон встретил гномов. Они собирают поезд,
чтобы пустить его по лесной железной дороге. Слон решил
им помочь. Сначала нужно выбрать только те вагоны, на кото­рых нарисованы картинки со звуком [л] в названии.

Ребенок по картинкам выбирает нужные вагоны. А теперь нужно так расположить вагоны, чтобы в начале по­езда оказались вагоны со звуком [л] в начале слова, затем в середине, а уже затем в конце.

5. Помог Слон гномам, и они отвезли его к Белочке. Но Белоч­ка живет на высоком дереве, к дуплу ведет лесенка (рис. 13).

(Выставляет лесенку с картин­ками на каждой ступеньке: лож­ка, молоток, полотенце, лопата, палка, салфетка.) Нужно назвать каждую картинку и подобрать к ним подходящие слова. Что эти­ми предметами делают?

Логопед записывает названные ре­бенком слова.

6. А Белочка в это время наво­дит порядок, раскладывает пара­ми картинки: к картинке с изоб­ражением одного предмета под­бирает картинку с изображением нескольких таких же предметов.

Ребенок составляет пары, четко про­говаривая слова: лодка — много лодок, клумба — много клумб, булка — мно­го булок и т.д.

7. Услышала Белочка, что к ней гость пришел, и стала спус­каться к Слону по лесенке. А чтобы она не оступилась, Слон
подсказывает ей каждую ступеньку. (Убирает с лесенки кар­тинки.)

Ребенок вспоминает их по тем словам, которые он подбирал. Логопед называет слово, а ребенок вспоминает картинку, например: едят, чем? забивают чем? и т.д.

8. Сели Слон с Белочкой под деревом и стали играть с
картинками: выкладывать из них дорожки, составляя краси­вые предложения.

Ребенок по трем картинкам составляет предложения.

Слава, елка, белка. Клава, кукла, платье. Данил, фломастер, клоун. Руслан, журнал, полка.

9. Итог занятия.

Логопед. Оставим Слона и Белочку, пусть они играют. А наше занятие подошло к концу. Ты сегодня наблюдал, как Слон шел в гости, и часто помогал ему. А какой звук был помощником у Слона?

Ребенок. Л-л-л.

Звук [р]

Постановка звука [р]

ЦЕЛИ

• Закреплять правильное выполнение артикуляционных уп­ражнений.

• Продолжать формирование длительной направленной воз­
душной струи.

• Учить правильно произносить звук [р] с механической по­
мощью.

• Продолжать учить выделять звук [р] из ряда слов.

• Продолжать учить образовывать притяжательные прилага­тельные.

• Упражнять в правильном употреблении падежных форм
имен существительных.

• Развивать внимание, память, мелкую моторику.

ОБОРУДОВАНИЕ

Игрушка «Щенок»; зонд с шариком на конце (или закруг­ленная палочка) для постановки звука [р]; предметные кар­тинки с изображением трактора, машины; набор геометри­ческих фигур; набор предметных картинок (зонт, шляпа, туф­ли, велосипед, глобус, телефон, утенок) с символами на обратной стороне; картинки с изображением животных (заяц, белка, лев, олень); счетные палочки.

1. Организационный момент.

Логопед. Сегодня я хочу познакомить тебя с маленьким щенком. Он учится рычать. Ты тоже учишься правильно про­износить звук [р]. Значит, вы сможете друг другу помочь!

2. Для начала нужно хорошо размять и подготовить язы­чок. Покажи щенку, какие упражнения для этого нужно вы­
полнить.

Ребенок выполняет артикуляционную гимнастику по картинкам, обо­значающим названия упражнений для язычка: «Чашечка», «Индюк», «Лошадка», «Барабан» и для воздушной струи: «Парус», «Жучок».

3. Давай немного погуляем вместе со щенком. Посмотри-ка, по дороге едет трактор и громко-громко тарахтит. Пока­жи щенку, как работает трактор, а я тебе помогу нашей вол­шебной палочкой (постановка звука [р] от звука [ж] с ме­ханической помощью).

Ребенок выполняет.

4. Немного дальше водитель ремонтирует машину, ищет
нужные детали. Помоги ему, подай ему только ту деталь,
если в слове слышится звук [р]. А щенок тебе поможет.

Логопед поочередно предлагает ребенку детали — геометрические фи­гуры — и проговаривает ряд слов: корка, вилка, банка, марка, белка, пулька, парта, полка, норка, норма. Ребенок должен взять деталь, кото­рую логопед сопровождает словом со звуком [р].

5. Отремонтировал водитель машину и завел. Покажи щенку,
как он это сделал (постановка звука [р] с механической
помощью).

Ребенок выполняет.

6. Побежал щенок за машиной по дороге. Чтобы он не
заблудился, помоги ему запомнить дорогу. Для этого назови

картинки и запомни символ на обратной стороне каждой из них. (Выкладывает картинки в виде дорожки, после назы­вания каждую картинку переворачивает и ребенок видит соответствующий символ.)

7. Щенок оказался в зоопарке. Слышит громкое, сердитое
рычание (постановка звука [р] с механической помощью).
Помоги ему определить, кто из этих животных так рычит.
Покажи и назови это животное.

Ребенок выполняет.

8. Конечно, это лев рычит, потому что ему нужна новая
клетка. Построй ему новую, удобную, просторную клетку.

Ребенок выкладывает изображение клетки из счетных палочек.

Рад лев новой клетке и довольно рычит (постановка звука [р] с механической помощью).

9. Ходит щенок по зоопарку, животных рассматривает. По­
стоял около ... льва, посмотрел на ... лису, увидел ... зайца,
остановился рядом с ... оленем, подошел к ... медведю, поду­
мал о ... волке, посмеялся над ... обезьяной. Посмотри, щен­ка очень хвосты интересуют. У него хвост собачий, а у лисы,
зайца, волка, льва, оленя, обезьяны чей хвост?

Ребенок образует прилагательные.

Тут обезьяна дернула щенка за хвост, и от неожиданности он зарычал. Покажи, как он это сделал (постановка звука [р] с механической помощью).

Ребенок выполняет.

Обрадовался щенок, что теперь сам может рычать, и побежал домой. Помоги ему вспомнить обратную дорогу. Посмотри на символы и назови картинки, которые они обозначают.

Ребенок по символу вспоминает картинку, которую логопед тут же пе­реворачивает, чтобы ребенок мог проверить правильность своего ответа.

10. Итог занятия.

Логопед. Щенок по дорожке вернулся домой. И наше занятие подошло к концу. Сегодня ты снова учился произно­сить звук [р]. Давай еще раз посмотрим, как это у тебя полу­чается (постановка звука [р] с механической помощью).

Ребенок выполняет.

Наши рекомендации