Автоматизация звука [с] в слогах, словах и предложениях

ЦЕЛИ

• Упражнять в правильном произнесении звука [с] в слогах,
словах и предложениях.

• Закрепить умение определять наличие и место звука [с] в
словах.

• Упражнять в правильном употреблении обобщающих тер­минов.

• Продолжать учить отвечать на вопросы развернутыми пред­ложениями.

• Развивать мышление, память, внимание, мелкую моторику.

ОБОРУДОВАНИЕ

Картинка или кукла Света; картинки с изображением детей; игрушка-дразнилка «Снеговик»; комплект предметных карти­нок (со звуком [с] в названии и без него); набор парных карти­нок; пунктирное изображение кастрюли; картинки «Снеговики».

* * *

1. Организационный момент

Логопед. Сегодня мы познакомимся с девочкой Светой. Ей приснился сон, как будто она подружилась со снеговиком, и они вместе играют.

2. Света и снеговик весело улыбаются друг другу (упраж­нение «Улыбка» ), показывают зубки. У кого белее? (упраж­нение «Забор».) Бегают по снегу (упражнение «Лопата»),
прокладывают дорожки (упражнение «Желобок» ), катаются
с ледяной горки (упражнение «Горка» ). Весело Свете играть
со снеговиком (артикуляционная гимнастика с игрушкой-
дразнилкой «Снеговик» ).

3. Утром Света проснулась и вспомнила про свой сон. По­
звала друзей на улицу гулять. Решили они слепить снегови­ка. Идут дети, а снег под ногами скрипит: с-с-с.

Ребенок, поочередно прижимая ладошки к столу, произносит звук [с].

4. Стали дети лепить из снега комки.
са-са-са сы-сы-сы сэ-сэ-сэ
ос-ос-ос ус-ус-ус ыс-ыс-ыс
аста-аста-аста аска-аска-аска асма-асма-асма
этсэ-этсэ-этсэ уксу-уксу-уксу апса-апса-апса

Ребенок сжимает ладони и повторяет за логопедом слоговые ряды.

5. Большой получился ком, но он не катится. Решили дети
убрать с него все лишнее, чтобы ком получился круглый.
(На столе разложены картинки в виде большого кома.) По­
моги Свете и ее друзьям, убери те картинки, в названии кото­рых нет звука [с].

Ребенок выполняет.

Что-то слишком большой получился ком! Света предложила разделить его на три кома поменьше. Слова со звуком [с] в начале пригодятся для одного кома, слова со звуком в середи­не — для второго, а со звуком в конце — для третьего. Помо­ги детям выполнить эту сложную работу.

Ребенок раскладывает картинки по месту звука в слове. Получилось три кома!

Картинки заменяются кругами разной величины.

6. Теперь эти комки очень крепко соедини. А для этого
нужно все картинки собрать парами так, чтобы слова в парах
подходили друг другу:

лиса — собака; сова — сорока;

стакан — кастрюля; автобус — самолет;
стол — стул; слива — абрикос.


Ребенок составляет пары, проговаривая каждое слово и называя каж­дую пару соответствующим обобщающим термином.

Проверим, крепко ли соединены между собой комки? Закрой глаза, я переверну часть картинок, а тебе нужно будет их вспомнить и назвать. (Переворачивает в каждой паре по од­ной картинке.)

Ребенок восстанавливает пары: около лисы была ... (собака), самолет был около ... (автобуса) и т.д.

Снеговик получается очень крепким!

7. Что же можно надеть снеговику на голову? Обведи изображение по точкам и предложи детям этот предмет. Так что
же дети наденут на голову снеговику?

Ребенок. Кастрюлю.

Логопед. Снеговик получился очень высокий. Кто же наденет кастрюлю ему на голову?

Первым пробует Саня, тянется. Помоги ему дотянуться: запомни и повтори слова «снег» и санки».

Ребенок запоминает на слух слова, проговаривает.

Не дотянулся! Пусть попробует Соня. Саня: снег, санки. Соня: снег, санки, сапоги. Света: снег, санки, сапоги, автобус. Костя: снег, санки, сапоги, автобус, насос. Денис: снег, санки, сапоги, автобус, насос, снеговик.

Ребенок каждый раз повторяет все удлиняющуюся цепочку слов.

8. Кто смог надеть кастрюлю на голову снеговику? Ответь
предложением.

Ребенок. Кастрюлю снеговику смог надеть Денис. Логопед. Из чего сделаем руки снеговику? Ребенок. Руки снеговику сделаем из веток. Логопед. Что вставим снеговику вместо носа? Ребенок. Вместо носа снеговику вставим морковку. Логопед. Из чего Света с друзьями слепили снеговика? Ребенок. Света с друзьями слепили снеговика из снега. Логопед. Довольны дети своей работой, ходят вокруг сне­говика, приговаривают:

Снеговик, снеговик!

С детства к холоду привык.

Ты надел кастрюлю ловко,

Угольки — твои глаза,

Нос твой — красная морковка,

Твоя гордость и краса!

Ребенок по одной строчке повторяет стихотворение за логопедом.

9. Долго дети были во дворе, слепили еще несколько снего­виков, а одного из них Света слепила сама. Угадай, какого сне­говика слепила Света: он не грустный, на голове нет миски, а в руке нет зонтика (рис. 4). Запомни описание снеговика и повто­ри, какой он. Какой снеговик подходит к этому описанию?

10. Итог занятия.

Логопед. Дети замерзли во время прогулки, побежали домой греться. А наше занятие подошло к концу. Ты сегодня познакомился со Светой и ее друзьями и закреплял произне­сение очень важного звука. Какого?

Ребенок. С-с-с.

Звук [ш]

Постановка звука [ш]

ЦЕЛИ

• Закрепить правильное выполнение артикуляционных уп­ражнений.

• Продолжать формирование длительной направленной воз­
душной струи.

• Учить правильно произносить звук [ш] с механической по­
мощью.

• Продолжать учить выделять звук [ш] из ряда слов.

• Продолжать формировать навыки звукобуквенного анализа
и синтеза.

• Упражнять в подборе слов-антонимов.

• Закрепить названия морских обитателей.

• Развивать внимание, память, мелкую моторику.

ОБОРУДОВАНИЕ

Игрушка «Гном»; наборное полотно; комплект букв раз­резной азбуки; картинка (или игрушка) «Змейка»; семь кар­тинок для игры «Запомни по символу»; картинка «Подвод­ный мир» (наложенные друг на друга изображения).

* * *

1. Организационный момент.

Логопед. Сегодня к нам на занятие собирается какой-то гость. Но кто это, ты узнаешь чуть позже.

2. Прежде чем встретить нашего гостя, нужно хорошенько
размяться, сделать гимнастику. Сначала сделаем упражнение
«Заборчик» (повторить 3—4 раза), затем «Колечко» (повто­рить 3—4 раза). Следи, чтобы зубки были сомкнуты, а губки
округлены.

А сейчас поработает язычок. Покажи, как он умеет делать упражнение «Лопату» (повторить 3—4 раза). После этого подуй на язычок.

Следующее упражнение «Чашечка». Она должна быть боль­шая, широкая, вынесена изо рта (повторить 2—3 раза). А сей­час подуй на носик, чтобы он почувствовал ветерок (повторить 3—4 раза), спрячь язычок за верхние зубки и удержи его в этом положении (повторить 3—4 раза).

3. А теперь пора узнать, кто же к нам пришел. Я произне­су слово, а ты выдели первый звук и обозначь его буквой. Все
буквы по порядку выставляй на наборное полотно. Слушай
внимательно: ГруШа, НатаШа, ОпуШка, МаШина.

При произнесении каждого слова логопед выделяет первый звук и звук [ш], показывая его правильное звучание.

Составь из букв слово. Что у тебя получилось? Ребенок. Гном.

Логопед. Правильно, на занятие пришел гном (выстав­ляет игрушку).

4. У гнома есть змейка. Она любит шипеть. Давай пока­жем, как она это делает. Чтобы змейка зашипела, ей нужно
посвистеть: с-с-с. В это время ты лопаточкой приподними язы­чок и послушай змейку (постановка звука [ш] от звука [с]
с механической помощью).

5. Посмотри на змейку, какая она? Она короткая?
Ребенок. Нет, длинная!

Логопед. Она злая? Ребенок. Нет, добрая! Логопед. Она грустная? Ребенок. Нет, веселая! Логопед. Она колючая? Ребенок. Нет, гладкая!

6. Логопед. Змейка очень любит прятаться. Вот и сейчас она
пошипела и спряталась (постановка звука [ш] от звука [с] с
механической помощью). Давай ее поищем. Я буду произносить
слова, а ты внимательно слушай. Как только услышишь, что
змейка шипит: ш-ш-ш, кричи громко: «Вот ты где!»

Собака, шапка, жираф, фартук, машина, халат, мешок, снежинка, подушка и т.д.

Давай еще раз покажем, как шипит змейка (постановка звука [ш] от звука [с] с механической помощью).

7. А сейчас гном отправляется гулять. Идет по дорожке и
называет картинки, которые попадаются ему на пути. Это
замок, а много чего? Правильно, много замков.

Ребенок образует форму каждого слова, ориентируясь на вопрос лого­педа. По мере прохождения «дорожки» картинки переворачиваются изоб­ражением вниз, символом вверх.

8. Пришел гном на берег моря, надел акваланг и нырнул.
Воздух из акваланга выходит, шипит (постановка звука [ш]
от звука [с] с механической помощью).

Рядом появились разные рыбы.

Пальчиковая игра

Посмотри скорей, мой друг!

Рыбы плавают вокруг:

Рыба-меч, рыба-молот и рыба-пила, Рыба-удильщик и рыба-игла.

Ребенок выполняет движения пальцами.

9. Опустился гном еще глубже (постановка звука [ш] от­звука [с] с механической помощью). Помоги ему разглядеть ме­дузу, осьминога, морскую звез­ду, морского конька (рис. 5).

Ребенок находит подводных обитателей среди наложенных изоб­ражений и называет их.

10. Вернулся гном на берег
и пошел домой по дорожке.
Посмотри на символы и вспом­ни, какие картинки они обо­значают.

Ребенок вспоминает каждую кар­тинку, глядя на символы. Для про-' верки названную картинку нужно перевернуть.

11. Итог занятия.

Логопед. Сегодня на заня­тии ты учился правильно ши­петь и показал гному, как хоро­шо уже это у тебя получается!

Наши рекомендации