Автоматизация звука [л] в слогах

ЦЕЛИ

• Уточнить артикуляцию и правильное изолированное про­изнесение звука [л].

• Продолжать учить правильно произносить звук [л] в слогах.

• Учить определять наличие звука [л] в словах.

• Продолжать учить образовывать относительные прилагатель­ные.

• Учить понимать и выбирать из набора слов однокоренные
слова.

• Развивать внимание, мышление, мелкую моторику.

ОБОРУДОВАНИЕ

Картинки или игрушки «Корабль», «Обезьянка»; счетные палочки; макет «Остров»; ракушки; картинка «Дельфины».

* * *

1. Организационный момент.

Логопед. Сегодня мы с тобой отправимся в морское пу­тешествие. Посмотри, у причала стоит большой корабль и гу­дит: ы-ы-ы.

2. Однако к путешествию нужно как следует подготовить­ся. Давай напечем блинов, чтобы было чем подкрепиться (уп­ражнение «Блинчик» или «Лопата»). К блинам возьмем с
собой вкусное варенье (упражнение «Вкусное варенье» ). Пе­ред выходом в море давай проверим, как перенесем качку
(упражнение «Качели» ). Качка нам не страшна! Однако нам
нужно поторопиться. Бегом на причал! (Упражнение «Ин­дюк».) Посмотри, на нашем корабле флаг развевается (уп­ражнение «Почистим верхние зубки»). Послушай, как шу­мит, хлюпает вода (упражнение «Бочки»). Снова гудит ко­рабль: ы-ы-ы, приглашает нас подняться на палубу. Как он
гудит?

Ребенок произносят: ы-ы-ы.

3. Подняться можно по трапу, это такая специальная лест­ница. Но трап нужно сначала построить. Доски (счетные па­лочки) лежат перед тобой, а гвоздями послужат слова, в кото­рых слышится море. Прибивай доску только тогда, когда
услышишь нужное слово: моряк, морской, мороз, морячка,
Марина, заморский, морозный, мороженое, приморье.

Ребенок выполняет.

4. Трап готов. Поднимаемся по нему на корабль. Трап ка­чается под ногами: л-л-л. Как качается трап? Идем по палу­
бе, она гудит под ногами: л-л-л. Как гудит палуба?

Ребенок произносит: л-л-л.

Пора подать последний гудок. Произноси звук [л] в конце каждого слова: ме.., по.., ба.., сто.., сту.., пена.., уко.., журна.., крокоди.. .

Ребенок выполняет.

5. Выходим в открытое море. Волны плещутся за бортом:
лла, лло, ллэ, ллы, ллу.

Ребенок проговаривает слоги вслед за логопедом.

Над кораблем чайки летают и кричат: алла, эллэ, ыллы, олло, уллу.

Ребенок, соединив большие пальцы, ладонями имитирует полет чай­ки и повторяет за логопедом слоги.

6. Посмотри внимательно, впереди виднеется какой-то ост­
ров.

Кто же нас на берегу встречает? Обезьянка. Она сначала испугалась: ла-ла, лы-лы, лэ-лэ!

Ребенок произносит слоги с мимикой и интонацией страха.

Потом очень удивилась: лу-лу, ла-ла, ло-ло!?

Ребенок произносит слоги с мимикой и интонацией удивления. Но когда обезьянка увидела, что у нас есть вкусное варенье, обрадовалась: лы-лы, лэ-лэ, лу-лу!

7. Что же, давай угостим обезьянку нашими запасами. Ка­
кое у нас есть варенье?

Варенье из вишни (какое?) ... вишневое. Варенье из груш — ... Варенье из персиков — ... Варенье из бананов — ... Варенье из брусники — ... Варенье из абрикосов — ... Варенье из мандаринов — ...

Ест обезьянка варенье и от удовольствия причмокивает: ла-ла-ла, ло-ло-ло, лы-лы-лы, лу-лу-лу, лэ-лэ-лэ.

Ребенок повторяет за логопедом слоговые цепочки.

8. Нужно отправляться дальше, а на память об этом острове соберем на берегу ракушки. Только брать нужно не любые
ракушки, а те, в которых прячутся слова со звуком [л]. Слу­шай внимательно: волна, море, песок, солнышко, остров, обе­зьяна, облако, плаванье, путешествие.

Ребенок выполняет.

Продолжаем путешествие. Посмотри, рядом с нашим кораблем резвится стая дельфинов. Найди среди них двух одинако­вых (рис. 11).

Дельфины играют, с плес­ком выпрыгивают из воды: гл, олл, ылл, улл, элл, илл.

Ребенок вслед за логопедом проговаривает слоги.

9. Итог занятия.

Логопед. Подходит к концу наше морское путешествие. Разворачиваем корабль и берем курс домой. А какой звук помогал тебе сегодня в этом путешествии?

Ребенок. Л-л-л.

Наши рекомендации