Техническое обслуживание ПНР в пожарных частях
Отмочка (оттаивание). ПНР на пожарах загрязняются различными веществами, которые перед мойкой рукавов необходимо удалить. Для этого рукава помещают в ванну с водой, размером 0,5´1,5´6 м. Продолжительность отмочки, в зависимости от степени загрязнения, может продолжаться от нескольких минут до нескольких часов. Сокращение времени отмочки достигается использованием моющих веществ, применением барботажа, подогревом воды.
Замерзшие рукава оттаивают, подавая в ванну горячую воду или пар.
Мойка рукавов может осуществляться различными способами.
Мойка струями из пожарных стволов наиболее доступна. Однако она требует большого расхода воды и времени (20 – 25 мин на один рукав).
Мойку можно производить и щетками с водой, поступающей через полую ручку щетки. Этот способ лучше первого, так как обеспечивает более тщательную очистку, чем первый. Однако его производительность очень низкая.
Наилучшим способом является мойка рукаво-моечными машинами.
Испытание рукавов. Испытанию подвергаются все рукава: всасывающие, напорно-всасывающие и напорные. Нормативы испытаний приводятся в Инструкции по эксплуатации пожарных рукавов.
Всасывающие рукава испытывают при проведении ТО-1 пожарного автомобиля, а также после ремонта. Всасывающие рукава испытывают на герметичность давлением и при вакууме. Второй метод испытаний позволяет определять отслоение внутреннего слоя резины.
Для испытания под давлением один конец рукава подсоединяют к источнику давления, а другой закрывают заглушкой с краником для выпуска воздуха. Давление создают водой.
В зависимости от диаметра рукава в них создают давление от 0,2 до 1,0 МПа и выдерживают его в течение 10 мин.
При испытании на рукаве не должно быть разрывов, просачивания воды в виде росы и местных вздутий, а также деформации металлической спирали.
Для испытания на герметичность один конец рукава присоединяют к вакуумному насосу, а второй закрывают заглушкой. В рукаве создают вакуум 0,8±0,1 МПа и выдерживают его три минуты. Падение вакуума при этом не должно превышать 0,013 МПа. В процессе испытания не должно быть сплющиваний и изломов рукавов.
Рукава, не выдержавшие испытаний, а также забракованные новые рукава, вышедшие из строя ранее двух лет с момента ввода в эксплуатацию, списывают и составляют акт для их замены.
Напорные рукава испытывают при введении в эксплуатацию после каждого обслуживания, после пожара, а также два раза в год при сезонном обслуживании пожарных автомобилей. На новые рукава после испытания заводят паспорта и передают в эксплуатацию.
ПНР испытывают под давлением 1 МПа, создаваемым пожарными насосами. Рукава на рабочее давление 3 МПа испытывают от насосов высокого давления. На втором конце необходимо поставить заглушку.
Созданное давление поддерживают на время, достаточное для осмотра, но не менее трех мин.
Рукава первого сорта не должны иметь свищей и должны быть герметичны в месте навязки их на соединительные головки. У рукавов второго сорта допускается не более трех пылевидных свищей, не превышающих при направлении вверх 150 мм.
Сушка рукавов. Влага в чехлах рукавов, конденсирующаяся на гидроизоляционном слое, оказывает влияние на их прочность. В чехле могут развиваться микробиологические процессы. Зимой при следовании на пожар влажные рукава замерзают, их трудно раскатывать.
Сушка рукавов может производиться искусственно в сушильных установках и естественным способом.
Искусственная сушка ПНР осуществлятся нагретым воздухом до температуры, не превышающей 50 °С – для прорезиненных рукавов и 70 °С – для льняных рукавов. Повышение температуры сушки приводит к неоправданному старению материалов рукавов.
Выбор способа сушки обусловлен количеством рукавов, поступающих на обслуживание, возможностями пожарных частей.
Башенная сушилка представляет собой вертикальный канал с квадратным или прямоугольным сечением площадью 8 – 10 м2, высотой более 20 м. Вместимость такой башни до 45 рукавов. Нагрев воздуха в ней может осуществляться различными нагревателями. Подачу нагретого воздуха целесообразно организовывать равномерно по высоте. Подвод нагретого и отвод увлажненного воздуха регулируется заслонками, расположенными в верхней и нижней частях канала так, чтобы скорость теплоносителя не превышала 4 м/с.
Продолжительность сушки в среднем составляет 2 – 3 суток.
Недостаток башенных сушилок обусловлен высокой стоимостью, низким КПД, неравномерностью сушки рукавов, трудностями регулирования параметров теплоносителя.
Барабанная сушилка представляет собой цилиндрическую камеру, внутри которой вращается барабан типа “беличьего колеса”. Привод барабана осуществляется от электромотора через червячный редуктор и цепную передачу.
Несколько мокрых рукавов наматывают на барабан так, чтобы один конец рукавной линии подсоединялся к штуцеру 9 для подвода внутрь рукавов нагретого до 50 °С воздуха (до 70 °С – для льняных рукавов). Воздух от нагревателя поступает в рукава. Сушка производится при циркуляции воздуха, осуществляемой вентилятором.
При отсутствии рукавных сушилок рукава можно сушить вне помещений и в помещениях.
В помещениях рукава сушат, если в них достаточно нагрет воздух или
при наличии теплоизлучающих приборов. Рукава рекомендуется распола-
гать на решетчатых стеллажах, размещаемых на расстоянии не менее 1 м
от теплоизлучающих приборов. Продолжительность сушки не должна пре-
вышать 24 ч.
Вне помещения рукава сушат на воздухе при температуре выше 20 °С и относительной влажности ниже 80 %. Рукава размещают на решетчатых стеллажах, защищенных от прямого действия солнечных лучей и осадков.
Запрещается сушить рукава на отопительных батареях и котлах, крышах зданий, а также подвешивать их на металлических предметах. В этих случаях не обеспечивается равномерное удаление влаги, а неравномерный прогрев способствует локальному старению рукавов.
Сматывание рукавов можно осуществлять в одинарную или двойную скатку на специальных станках.
Для перемотки рукавов на новую складку (ребро) на станок устанавливают, в качестве направлющего устройства, две пары свободно вращающихся валиков. Они попарно расположены в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Проходя через них, рукава скатываются на новую складку с одновременным формированием скатки на верхнем диске. Рукава перекатывают на новую скатку два раза в год.
Не следует скатывать рукава туго. Этим предотвращаются чрезмерные напряжения в местах складки и обеспечивается свободный доступ воздуха к ткани чехла внутренних витков складки.
Ремонт рукавов осуществляют различными способами. На пожарах течи и свищи устраняют наложением зажимов на поврежденные места. В пожарных частях рукава ремонтируют способом наклеивания или вулканизации заплат на поврежденные места.
Хранение рукавов на постах осуществляется в помещениях при температуре воздуха от 0 до 25 °С и относительной влажности
50 – 60 %. Температура и относительная влажность контролируются приборами.
Объем помещения определяется из условия размещения 7 рукавов
в 1 м2. На складе должна быть естественная вентиляция, а проникновение солнечных лучей необходимо исключить. Стеллажи должны устанавливаться на расстоянии не менее одного метра от отопительных приборов.
Рукава рекомендуется укладывать на стеллажи в поддонах, охватывающих 1/3 окружности одинарной скатки.
Организация технического обслуживания ПНР в пожарных частях имеет ряд недостатков:
1. Оборудование для технического обслуживания используется неэффективно ввиду малой его загрузки.
2. Замена пожарных рукавов возможна только при возвращении ПА после пожара в часть.
3. В каждой пожарной части на каждую автоцистерну необходимо иметь по три комплекта ПНР.