Б) Изучите глоссарий урока
III. Формирование новых знаний и способов действий.
1. Актуализация темы. Почему тема «Я – Человек» включена в программу Самопознания с методикой?
2. Притча «Потому что я человек» В. А. Сухомлинского.
Новая тема. Как вы понимаете слова
А) Мозговой штурм.Объясните понятие человек, индивид, личность. Чем они отличаются?
Б) Изучите глоссарий урока.
Человек – существо, выполняющее высшую ступень развития жизни на земле, субъект социально-исторической деятельности.
Индивид – человек как единичное природное существо, представитель Homo Sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства, врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт (задатки, влечения и т.д.)
Личность– феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием.
Качества личности – совокупность всех социально и биологически обусловленных компонентов личности, предопределяющих ее устойчивое поведение в социальной и природной среде
Индивидуальность – человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей, своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость.
Субъект –носитель предметно-практической активности и познания, осуществляющий изменение в других людях и себе самом. Субъективность человека проявляется в его жизнедеятельности, общении, самосознании.
Самосознание– одна из сторон сознания человека, осознание им себя как личности, своих чувств, желаний, потребностей, идеалов, достоинств, и недостатков.
Социализация – процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации, человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Процесс социализации продолжается всю жизнь.
Человечность – моральное качество, выражающее принципы гуманизма применительно к повседневным взаимоотношениям людей.
В) Биологические особенности человека. физиологическое строение, нервная система, обмен веществ, особенности развития организма, психогенные элементы личности, такие, как воля, характер, воображение, наблюдательность, способность, темперамент (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик)
Практическое задание.На основании характеристик поведения определите тип темперамента. Ситуация: в театре человек опоздал в зал, после третьего звонка его не пускают. 1 вариант поведения: человек громко возмущается, пытается прорваться в зал, ругается (холерик). 2 вариант: покорно подчиняется, уходит из театра понурив голову, думая: “У меня всегда так во всем не везет” (меланхолик). 3 вариант: быстро сообразив, что на балкон можно войти и после звонка, бежит туда (сангвиник). 4 вариант: невозмутимо идет в буфет и ждет второго действия (флегматик).
Г) Что такое личность. Что же делает человека личностью? Социализация делает человека личностью. (текст)
Практическое задание. Кластер «Идеальный человек».Составьте идеал человека, личности, характерный для нашего общества.
Д) Зрелая личность.Сравните свой кластер с мнением ученых-педагогов.
4. Структурный компонент личности. Что должен узнать дошкольник о себе?
Я - физическое (мое тело, возраст, пол, особенности внешностие состояние здоровья.)
Я – интеллектуальное (мой ум, представления, интересы)
Я - эмоциональное (мои чувства, переживания).
Я - социальное (каждый человек играет одновременно много социальных ролей: в школе - ученик, дома – сын, дочь, внук, внучка, кроме того, он -коллекционер, спортсмен, участник театральной студии)
IV. Формирование умений и навыков. Методические приемы самопознания «Я концепции»
1) Практическое задание: Составьте синквейн (стихотворение —миниатюра).1 существительное; 2 прилагательных; 3 глагола; фраза из 4 слов; 1 –ассоциация.
2) Практическое задание. Определите предмет в быту, в природе, который раскрывает вас как личность.
3) Практическое задание: Нарисуйте человечка и назовите его. Анализ рисунков. Вопросы: Что вы можете о них сказать? Сравните их друг с другом. Почему они разные? (Потому что рисовали их разные люди). Что это значит? (Каждый из нас особенен и индивидуален.)Что из этого следует? (Что с особенностью каждого необходимо считаться, учитывать индивидуальность человека в построении общения и отношений с ним. Каждый человек должен сберечь, сохранить свою индивидуальность, неповторимость, лучшее в себе. Как говорил поэт, сберечь обязаны различье данное природой. Как вы думаете зачем сберечь?)
4) Горячий стул. Участники в кругу, личность садится в середине, ему задают вопросы тот к кому он повернулся.
5) Дизайн личности Составьте перечень прилагательных характеризующих типы личностей (велика, серая, умная выдающаяся), что думает? что чувствует7что делает? Выбранный вами тип личности.(самопознание 11 кл стр.13)
Найдите в методических пособиях занятия по самопознанию, в которых рассматривается «Я-концепция»
6) Проведение деловой игры «Фрагмент занятия по самопознанию в Д/У». Проводят учащиеся. Инструктаж по проведению деловой игры. Проведение деловой игры. Анализ урока.
V.Этап информации о домашнем задании: Выучить теоретический материал.
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия. Можно ли каждого из нас назвать человеком? Что нового вы узнали, Как вы чувствовали себя на уроке? Определите свою активность на уроке. Что понравились? Какие задания вызвали трудности?
Раздел М-3 Особенности развития личности
Тема: 3.1. Я – человек
.
«Человек неповторим, живет одновременно
во внешнем и внутреннем мире».
План.
1. Понятие человек.
2. Понятие личность.
3. Структурный компонент личности.
4. Зрелая личность.
Литература.
1.Н.Р. Кунхожаев. Человек и общество. Мектеп.2001г.
2. Самопознание. Учебник для 11 класса. ННПООЦ «Бобек» 2010.
3. Введение в предмет «Сампознание» Учебное пособие. Алматы 2007.
Понятие «Человек».
Притча «Потому что я человек» В. А. Сухомлинский.
«Вечерело. По дороге шли два путника — отец и сын, семилетний ребенок. Посреди дороги лежал камень. Отец не заметил камень, споткнулся, ушиб ногу. Ему стало больно. Кряхтя, он обошел камень и, взяв за руку ребенка, пошел дальше.
На второй день отец с сыном шли по той дороге обратно. Отец забыл о камне. Он опять не заметил камень, опять споткнулся и ушиб ногу.
На третий день отец и сын снова шли по той же дороге. До камня было еще далеко. Отец сказал сыну:
— Смотри внимательно, сын. Надо обойти-камень.
Вот и то место, где отец дважды споткнулся и ушиб ногу. Отец с сыном замедлили шаг, но камня уже не было. На обочине дороги сидел седой старик.
— Дедушка, — спросил мальчик, — вы не видели здесь камень?
Я убрал его с дороги.
Вы тоже споткнулись и ушибли ногу?
Нет, я не споткнулся и не ушиб ногу.
Почему же вы убрали камень?
Потому что я — человек.»
Предмет Обществознание трактует понятие человек так: «Человек это существо разумное, обладающее самосознанием, моральное и свободное. Человек существо социальное, т.е. что-либо производящее, обладающее языком (информационно-знаковая система – речь), посредством которого устанавливается общение между людьми. Наряду с понятием человек имеются сходные: индивид, личность».
Практическое задание. Определите по высказываниям Е.К. Дулуман из книги «Теорема о смысле жизни человека», в которых он раскрывает понятие индивид и личность.
«Человек приходит в мир (рождается) биологическим существом с задатками человека, кандидатом на человека».
«Человек, усваивая духовные элементы общественной жизни и прибавляя к ним свои приобретенные из собственного опыта, формирует свой тип мировоззрения и неповторимый взгляд на мир и свое место в нем. Он становится существом духовно-нравственным …….(личностью) осознающий самое себя, мотивирующий свои поступки и несущей за них ответственность перед биологической природой, перед обществом и перед самим собой».
Глоссарий
Человек – существо, выполняющее высшую ступень развития жизни на земле, субъект социально-исторической деятельности.
Индивид – человек как единичное природное, биологическое существо, представитель Homo Sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства, врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт (задатки, влечения и т.д.)
Личность– феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием.
Качества личности – совокупность всех социально и биологически обусловленных компонентов личности, предопределяющих ее устойчивое поведение в социальной и природной среде.
Индивидуальность – человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей, своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость.
Субъект –носитель предметно-практической активности и познания, осуществляющий изменение в других людях и себе самом. Субъективность человека проявляется в его жизнедеятельности, общении, самосознании.
Самосознание– одна из сторон сознания человека, осознание им себя как личности, своих чувств, желаний, потребностей, идеалов, достоинств, и недостатков.
Социализация – процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации, человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Процесс социализации продолжается всю жизнь.
Человечность – моральное качество, выражающее принципы гуманизма применительно к повседневным взаимоотношениям людей.
Человек не рождается человеком по поведению, а только по физиологическому строению. Человеком он становится в процессе практического освоения человеческой культуры.
Как биологическое существо он получает от природы свойства, которые влияют на процесс социализации. Любая личность имеет совершенно индивидуальные биологические характеристики: нервную систему, обмен веществ, особенности развития организма. Врожденными являются и некоторые психогенные элементы личности, такие, как воля, характер, воображение, наблюдательность, способность, темперамент.
Психологи выделяют 4 типа темперамента: сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик. Сангвиник - сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы. Энергичен, активен, доброжелателен, спокоен, находчив. Легко сходится с новыми людьми. Холерик- нетерпелив, вспыльчив, не сдержан. Проявляет инициативу, активность, но часто не доводит дело до конца. Флегматикмало эмоционален, невозмутим, отличается работоспособностью, терпением, выдержкой, медлителен. Меланхолик - обидчив, болезненно чувствителен, робок, мечтателен.
2. Понятие личность. Что же делает человека личностью? Социализация делает человека личностью. Это процесс усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе. Группы, занятые воспитанием (семья, школа, друзья) передают человеку в центре которой - культурный идеал личности. Каждая эпоха, каждая этническая или демографическая группа создает такой идеал, который воплощает комплекс черт личности, желательной для данной группы. Этот идеал не типичный представитель данной группы, а воплощение совершенств. Культурный идеал внушается в ходе воспитания, а также при помощи контроля со стороны группы методом одобрения и порицания.