III. Работа по теме урока. Познавательные УУД:общеучебные– формирование умения поиска начала урока в учебнике по условным обозначениям: символу главы и порядковому символу урока

Познавательные УУД:общеучебные формирование умения поиска начала урока в учебнике по условным обозначениям: символу главы и порядковому символу урока, а также умения соотносить эти обозначения в учебнике и тетради.

1. «Река». Работа со звуковым столбиком (вопросы 1–5, учебник, с. 90–91).

Личностные УУД:осуществление функций самоконтроля процесса и результатов деятельности.

Познавательные УУД:общеучебные – обучение работе с вертикальным звукобуквенным столбиком (удержание заданного аспекта и выбор информации по заданному аспекту); развитие умения применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями; логические – подведение конкретного языкового материала под лингвистическую схему, установление причинно-следственных связей.

− Первое испытание − река. Чтобы перейти через реку, нам нужно построить мост. (Рисунки – изображение бревен, на каждом с обратной стороны написана буква, звук − ответ на вопрос учебника.)

№ 1 − [ж], [ш], [ц]; [й’], [ч’], [щ’]; [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’]; [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].

№ 2 − буква не может быть твердой или мягкой.

№ 3 − ь или ъ.

№ 4 − е − [й’э], ю − [й’у], я − [й’а], ё − [й’о].

№ 5 − гласные: [а] − а–я, [о] − о–ё, [у] − у–ю, [э] − е–э; согласные (по звонкости–глухости): [п] − б–п, [ф] − в–ф, [к] − г–к, [ш] − ж–ш, [с] − з–с, [т] − д–т.

Сценка 1

− Это случилось в дремучем лесу. Красная Шапочка шла к бабушке с гостинцем. По дороге она собирала цветы и ягоды.

Выходит Красная Шапочка, имитирует сбор цветов и ягод.

− Шла она, шла и не заметила, как заблудилась, попала в дремучую чащу. Вдруг видит Волка.

Волк сидит на пеньке и громко плачет.

Красная Шапочка. Почему ты плачешь? Кто тебя обидел?

Волк. Лиса. Она сказала, что я никогда не стану грамотным, потому что я не знаю, как проверить парную согласную.

Красная Шапочка. Не плачь, я помогу тебе. Запомни:

Если слышишь парный звук,

Будь внимателен, мой друг!

Звук согласный проверяй,

Рядом гласный подставляй!

Волк (повторяет).

Если слышишь парный звук,

Будь внимателен, мой друг!

Звук согласный проверяй,

Рядом гласный подставляй!

Красная Шапочка. А теперь проверим, как ты понял. Я буду называть слова с парными согласными, а ты называй проверочное слово. Столб...

Волк. Столбы.

Красная Шапочка. Глаз...

Волк. Глаза.

Красная Шапочка. Вот видишь, как все просто!

Волк. Спасибо, Красная Шапочка! Ты помогла мне, а теперь я провожу тебя к твоей бабушке.

Берутся за руки и уходят.

− Так подружились Волк и Красная Шапочка. А дружба их началась с удивительного правила русского языка. Давайте повторим его.

Ученики повторяют правило.

Итог: вы правильно выполнили все задания и построили мост. Мы перешли реку и оказались в лесу.

2. «Лес». Работа со звуковым столбиком (вопросы 6–7, учебник, с. 90–91).

– В этом лесу есть хозяин – это Мухомор Мухоморович. Чтобы мы могли пройти через лес и не заблудиться в нем, он предлагает нам свою помощь. Но только в том случае, если мы выполним правильно его задания.

№ 6 − [й’] может обозначаться буквами Е, Ё, Ю, Я (в начале слов), а также слов, где эти буквы стоят после разделительных ь и ъ.

3. Работа по карточкам.

КАРТОЧКА 1 (к, К)оли, у, ж..вёт, с..бака, (ж, Ж)учка.
КАРТОЧКА 2 П..тух, утром, поёт, рано, (п, П)етя.
КАРТОЧКА 3 На, сл..ды, видны, сн..гу, л..сицы.
КАРТОЧКА 4 Всю, м..дведь, зиму, спит, берлоге, в.

III. Работа по теме урока. Познавательные УУД:общеучебные– формирование умения поиска начала урока в учебнике по условным обозначениям: символу главы и порядковому символу урока - student2.ru Физкультминутка

Вы старались, вы писали

И немножечко устали.

Вверх поднимем ручки –

Дотянемся до тучки.

Уходи от нас скорей,

Не пугай ты нас, детей. (Прогоняют.)

Вот к нам солнышко пришло,

Стало весело, светло!

Итог: Мухомор Мухоморович проводил нас через лес, и мы оказались перед замком.

4. «Замок». Задания от Михаила Потаповича (устная работа по вопросам, учебник, с. 92).

Личностные УУД:осуществление функций самоконтроля процесса и результатов деятельности.

Познавательные УУД:общеучебные – формирование умения применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.

– Чтобы войти в замок, нужно опустить мост. Для этого мы должны выполнить задания.

− Внимание! Узнайте автора и название произведения, вспомните
героев.

А теперь без передышки

Мы прочтем любые книжки.

В самом деле?

Нет вопросов.

Михалков, Маршак и Носов,

Заходер, Барто, Чуковский,

Хармс, Бианки и Житков,

Паустовский, Маяковский,

Горький, Пришвин и Сладков,

Лев Кассиль и Лев Толстой.

Пушкин, Лермонтов…

Постой!

Перечислить всех нельзя −

Все теперь наши друзья!

Учитель раздает группам карточки с отрывками из изученных произведений, учащиеся отгадывают название произведения, автора, имена героев.

Итог: мы вышли из замка и попали в лес, полный тайн и чудес.

5. «Лес». Работа по тетради по литературному чтению (с. 45–46).

− Учебник приглашает нас принять участие в работе клуба «Ключ и заря» (Клуб любителей чтения и загадок русского языка).

− Кот ученый предлагает выполнить задание − заполнить правильно конверт для отправки письма в клуб «Ключ и заря».

Сценка 2

Буратино сидит за партой, перед ним тетрадь. Мальвина берет в руки его тетрадь.

Мальвина. Ах, Буратино, вы так огорчаете меня! В вашем диктанте столько ошибок! Вы написали букву я в словах чашка и площадка, букву ы в словах «шишка» и «жизнь».

Буратино (огорченно). Мальвина, ну почему у меня так много ошибок?

Мальвина. Буратино, вы забыли, что сочетания ча и ща пишутся только с буквой а, а сочетания жи и ши пишутся только с буквой и. Ребята, помните эти правила, и ваши диктанты не будут огорчать ваших учителей и родителей.

− Ребята, будьте внимательны при заполнении конверта.

Итог: вот мы и вышли из леса. Посмотрите, на опушке чья-то избушка.

6. «Баба Яга». Работа в тетради по литературному чтению (с. 47) и по учебнику русского языка (с. 93).

− Отгадайте загадку.

Сказочный я элемент,

У меня есть документ.

На метле своей летаю

И детишек я пугаю.

– Кто это? (Баба Яга.)

Баба Яга предлагает выполнить такое задание: нарисовать эмблему клуба «Ключ и заря».

Самостоятельная работа учащихся: изображение эмблемы и ответы на вопросы Анишит Йокоповны и Михаила Потаповича.

– Молодцы! Баба Яга очень обрадовалась, что вы выполнили все задания быстро и правильно. И за это она дарит вам почтовый ящик, чтобы вы могли отправить письма в клуб «Ключ и заря».

IV. Итог урока.

− Совсем немного времени осталось до окончания первого класса. Лесовичок прощается с нами и приглашает всех вас летом в гости в лес: отдыхать, играть, собирать грибы и ягоды. Он расскажет вам много интересного о жизни леса и его обитателях, для этого надо быть наблюдательным и любознательным.

Вот и начнутся каникулы вскоре,

Много за год прочитали мы в школе −

Даля, Пляцковского, Сефа, Толстого,

Есенина, Шима, Барто, Заходера.

Загадки, сказки, рассказы, стихи −

Все это сами мы в школе прочли.

Наши рекомендации