Дисциплинарная ответственность
Ответственность за нарушение правил безопасности
на наземном, воздушном, морском, речном и других видах транспорта
Прежде чем мы рассмотрим ответственность граждан (физических лиц) и юридических лиц в сфере транспорта, уточним такие определения, как «гражданин» или «физическое лицо», «юридическое лицо» и «ответственность». С этой целью обратимся к словарям русского языка, законам и Кодексам Российской Федерации, действующих на территории нашей страны.
Так, в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова мы находим, что «гражданин» – это лицо (человек), принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей. В «Большом толковом словаре» под редакцией Д.Н. Ушакова дается следующее определение понятию «гражданин» – это: 1. Подданный какого-либо государства; 2. Сознательный член общества, человек, подчиняющий свои личные интересы общественным. В действующем сегодня в нашем государстве «Гражданском кодексе Российской федерации», в первой его части, есть отдельная глава – это Глава 3. Граждане (физические лица). Таким образом когда мы говорим о физическом лице, то знаем, что речь идет о гражданине, о человеке, прежде всего, о гражданине России.
Понятие «юридическое лицо» определено этим же Кодексом Статьей 48. Понятие юридического лица. Здесь, в части 1-й прописано, что юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.
Во 2-й части этой же статьи указывается, что к юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы. К ним (юридическим лицам) Кодекс относит государственные и муниципальные унитарные предприятия и учреждения, учредители которых имеют право на их имущество или иное вещное право. А частью 3-й к юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относят общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).
Уточним понятие «ответственность». Обратимся к «Большому толковому словарю» под редакцией Д.Н. Ушакова. Здесь понятие «ответственность» означает положение, при котором лицо, выполняющее какую-то работу (совершающее какие-то действия и поступки), обязано дать полный отчет в своих действиях и принять на себя вину за все последствия в выполнении принятых (или вмененных ему) обязанностей или обязательств. С.И. Ожегов разъясняет, что ответственность – это необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них, А ответить (с юридической точки зрения за что-либо), пишет ученый, – это значить получить возмездие за нарушение чего-либо, понести ответственность.
Таким образом становится ясным и очевидным, что лицо (физическое или юридическое) в случае нарушения установленных в обществе и самим обществом определенных законов, норм, правил, касающихся всего населения страны или социальных групп, или человека в отдельности, должен отвечать за содеянное и нести ответственность за это деяние (или бездействие в определенных случаях).
Судя по названию данной главе, в этом и последующих за ней параграфам мы рассмотрим, что не должен нарушать гражданин (физическое лицо) или юридическое лицо в сфере транспортных отношений, т.е. те законы, правила и нормы, которые определены законным порядком с целью обеспечения безопасности на всех видах транспорта, и какую ответственность нарушающий эти нормы будет нести, если какое-то нарушение произойдет.
С этой целью рассмотрим существующие виды ответственности и те основные нормативные документы, которые определяют ту или иную ответственность и ее меру в отношении к нарушителю (нарушающим) законы, правила и т.п., направленные на обеспечение безопасности в сфере транспорта.
Внашей стране к нарушителям безопасности на транспорте применяются меры общественного воздействия и привлечение к юридической ответственности. Существуют следующие виды юридической ответственности:
Административная(за совершение административных правонарушений (проступков) и т.п.).
Уголовная(за совершение преступления).
Гражданская (гражданско-правовая)(за причиненный вред и т.п.).
Дисциплинарная(за неисполнение по вине лица возложенных на него трудовых обязанностей или за нарушение правил внутреннего распорядка и т.п.).
В основе юридической ответственности лежат требования законности и справедливости:
ответственность допустима лишь за запрещенное законом деяние (действие или бездействие) и только в пределах закона;
закон, устанавливающий ответственность или усиливающий ее, не может применяться к деяниям, имевшим место до его издания;
нельзя за проступки привлекать к уголовной ответственности;
не допускаются меры наказания и взыскания, унижающие человеческое достоинство;
ответственность должна обеспечить возмещение причиненного вреда;
ответственность несет только лицо, совершившее правонарушение;
за одно нарушение, как правило, допускается лишь одно юридическое наказание, что не исключает применения к виновному также мер общественного воздействия и взыскания причиненного ущерба;
привлечение к ответственности допустимо лишь при строжайшем соблюдении установленного законом порядка и формы разбирательства дел о правонарушениях.
Рассмотрим основные виды юридической ответственности.[5]