Требования по безопасности и охране руда в проектах портов

Проектирование портов с учетом обеспечения безопасности труда выполняют на основании ведомственных норм технологического проектирования, требований ОТ, строительных норм и правил.

Территория, причалы, склады. Проектирование территории портов осуществляют таким образом, чтобы во всех случаях обеспечивался удобный доступ к складам и причалам и создавались безопасные условия при выполнении перегрузочных работ.

Для безопасного проезда транспорта и движения пешеходов устраивают дороги и тротуары с твердым покрытием, а также проезды и проходы между штабелями складируемого груза. Ширину дорог принимают в соответствии с габаритными размерами транспортных средств и перемещаемых грузов, с учетом ожидаемой интенсивности движения. Если территория порта или отдельного причала расположена на двух отметках, для проезда погрузчиков и автомашин предусматривают пандусы. Для перехода портовых рабочих и членов судовых экипажей с кордона в тыловую часть порта на каждом причале, но не более чем через 250 м, устраивают переходы через железнодорожные и подкрановые пути.

Дороги, проходящие по территории порта, оборудуют дорожными знаками, освещаемыми в темное время суток. На видных местах вывешивают схемы движения транспорта и пешеходов. За исключением причалов минерально-строительных грузов на железнодорожных и крановых путях применяют твердое покрытие, головки рельсов располагают на уровне покрытия территории.

Все причалы независимо от высоты, а также рампы и эстакады, на которых работают машины внутрипортового транспорта, оборудуют колесоотбойными устройствами высотой не менее 0,2 м. Грузовые и пассажирские набережные должны иметь перильное ограждение высотой не менее 1,1 м, швартовные тумбы и рымы. Швартовные устройства устанавливают на расстоянии 15 - 25 м одни от других. При высоте грузовых набережных 6 м и более (от отметки минимального уровня воды до шапочного бруса) в их стенах устраивают тумбовые ниши через 23 - 25 м с площадками, которые используют для выхода членов экипажей судов на территорию порта.

Склады и складские площадки должны отвечать требованиям технических, санитарных и противопожарных норм, а принятые способы складирования грузов гарантировать безопасность перегрузочных работ для персонала, устойчивость штабеля и сохранность груза.

Полы закрытых складов и их рампы покрывают твердым, нескользким материалом. Ширину рамп грузовых складов принимают такой, чтобы обеспечивалась возможность двустороннего движения погрузчиков с грузом на поддонах. Предельный угол пандусов рамп, предназначенных для въездов погрузчиков, не должен превышать 7°. Ворота складов оборудуют безопасными и надежными приспособлениями для их открытия, закрытия и остановки. Рекомендуемые для данного склада схема укладки груза, высота складирования, размеры проходов и проездов, сведения о допустимых нагрузках приводятся в специальных схемах, вывешиваемых на видных местах складских помещений.

Механизация перегрузочных работ. При проектировании технологических схем перегрузки необходимо предусматривать максимально возможную механизацию портовых перегрузочных работ, широкое внедрение средств дистанционного управления перегрузочными машинами, герметизацию очагов пылеобразования и уменьшение воздействия на работающих других вредных факторов.

В целях безопасности стреловые краны, применяемые в схемах механизации, следует располагать таким образом, чтобы во время работы, в том числе при поворотах, расстояние между выступающими частями крана и строениями, штабелями груза было бы не менее 0,7 м.

Проезды для погрузчиков выбирают на территории порта в зависимости от направления наиболее целесообразного транспортирования технологических потоков грузов. Ширина проездов при двустороннем движении для аккумуляторных погрузчиков должна быть не менее 4,7 м, для автопогрузчиков – не менее 6 м.

При проектировании схем механизации тарно-штучных грузов предусматривают для их перегрузки преимущественно пакетный способ. В случаях значительных грузопотоков, выполняемых по вариантам «судно–вагон» и «вагон–судно», надо проектировать стационарные рампы для обслуживания вагонных операций.

Перегрузку контейнеров осуществляют на специа-лизированном причале. Для безопасной застропки их используют помосты и переносные лестницы. Складируют контейнеры на площадках, находящихся на расстоянии не менее 18 м от складских и служебных зданий. Для перегрузки большегрузных контейнеров применяют специализированное оборудование с автоматическими захватами, которыми управляют дистанционно. В связи с необходимостью въезда погрузчиков в большегрузные контейнеры у последних предусматривают аппарели.

Перегрузку лесных грузов проектируют на причалах, которые имеют тыловые площадки достаточных размеров для их безопасного складирования. Разрывы между отдельными группами штабелей круглого леса принимают не менее 15 м. Площадь каждой группы штабелей круглого леса не должна превышать 2 га, при этом каждую группу штабелей отделяют от соседней противопожарным разрывом шириной 25 м.

Разрывы между штабелями пиломатериалов составляют не менее 2 м. Число штабелей в группе зависит от длины пиломатериалов, максимальная длина группы 50 м при ее ширине до 18 м. Общая площадь группы штабелей не должна превышать 900 м2. Между группами штабелей обязательны разрывы шириной не менее 10 м.

При проектировании схем механизации перегрузки навалочных грузов нужно обеспечить механизированную зачистку судов от остатков грузов. В случае применения грейферных кранов следует исключить возможность нахождения людей в опасных зонах, а при использовании бульдозеров или других машин – защитить их от вредного воздействия выпускных газов.

Безопасность выполнения перегрузочных работ, движения транспорта и людей по территории порта в темное время суток во многом зависит от освещения его территории, складов, трюмов судов и перегрузочных машин. Причалы и склады, где установлены портальные краны, оборудуют прожекторным освещением. Прожекторы устанавливают на мачтах, расположенных вне зоны работы кранов. Нормируемые значения освещенности для открытых участков речных портов приведены в табл. 14.1, а для закрытых складов, трюмов судов и вагонов – в табл. 14.2. Освещенность на рабочих площадках палуб судов при выполнении перегрузочных работ должна быть не ниже нормы освещенности соответствующего причала.

Таблица 14.1

Наименование Значение освещенности, лк
От общего освещения Сумарной, с учетом локализованного освещения
Причалы для штучных и лесных грузов, пассажирские
Причалы и склады навалочных и зерновых грузов
Нефтеналивные причалы, тыловые склады штучных и лесных грузов
Рампы и балконы крытых складов штучных грузов

Таблица 14.2

Наименование Значение освещенности, лк Примечание
От общего освещения  
Закрытые скады: штучных грузов навалочных и зерновых грузов при стелажном хранении грузов   При люминесцентном освещении 50 лк 75 лк
Трюмы судов (в местах выполнения грузовых работ): при штучных и лесных грузах при навалочных и зерновых грузах      
Закрытые вагоны (при проведении грузовых работ): при штучных и лесных грузах при навалочных и зерновых грузах      
       

При проведении работ повышенной опасности освещенность рабочих мест должна быть повышена. На грузовых причалах предусматривают специальные устройства для подключения переносных низковольтных светильников при работе в трюмах судов в темное время суток. Расположение источников света должно исключать слепящее действие их на людей, которые находятся на машине и в зоне работы.

Электропитание к кранам подается с помощью подземных контактных проводов или гибких шланговых кабелей от колонок. При подземной прокладке контактных проводов все металлические части шинопровода, нормально не находящихся под напряжением, в том числе нулевые жилы и оболочки заземляют. Для заземления шинопровода по дну канала прокладывают стальную полосу, к которой присоединяют на сварке все заземляемые части. Крышки колодцев должны иметь блокировку, ограничивающую угол их подъема, и замочные устройства.

При использовании контактного провода минимальное расстояние между любыми токоведущими частями, а также между этими частями и конструкциями, не изолированными от земли, должно составлять 30 мм.

Электродвигатели переменного тока, установленные на кранах, должны получать питание от сети напряжением не более 660 В. В цепях управления и автоматики напряжение должно быть не более 500 В, а в цепях управления переносных пультов – не более 24 В.

Все металлические части электрооборудования, которые не находятся под напряжением, но могут оказаться под ним вследствие разрушения изоляции, надежно заземляют. Обязательно следует заземлять крановые пути с сопротивлением заземлителя не более 10 Ом

Наши рекомендации