Обеспечение безопасности в проектах организации строительства и проектах производства работ

РАЗДЕЛ IV ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Обеспечение безопасности в проектах организации строительства и проектах производства работ

До начала производства строительно-монтажных работ каждый строительный объект обязательно должен быть обеспечен проектной документацией по организации строительства и безопасному производству работ.

Разработка мероприятий по охране труда должна производиться:

а) на стадии составления проекта организации строительства (ПОС) по основным вопросам охраны труда при организации стройплощадки и производстве основных видов строительно-монтажных работ;

б) на стадии составления проектов производства работ (ППР) – в виде конкретных технических решений по вопросам безопасности и безвредности выполнения работ.

Проектные решения по охране труда должны быть конкретными и соответствовать реальным условиям данного строительства.

Состав и содержание основных решений по охране труда устанавливаются в соответствии со сводом правил СП 12-136-2002 г. «Решения по охране труда и промышленной безопасности в проектах организации строительства и проектах производства работ» утвержденных постановлением Госстроя России от 17.09.2002 г. № 122. Вопросы, подлежащие разработке в проектной документации, подразделяют на три группы: общеплощадочные, технологические и специальные.

К первой группе относят: выбор системы освещения строительной площадки, проходов и рабочих мест; обозначения и ограждения опасных зон, обеспечения безопасности условий труда в непосредственной близости от действующих линий электропередач, организация санитарно-гигиенического обслуживания рабочих.

Во вторую группу входят: разработка инженерных решений по безопасному выполнению строительно-монтажных работ и операций; выбор рациональных устройств и приспособлений для монтажа всех видов конструктивных элементов и обеспечение безопасной эксплуатации монтажных кранов и других механизмов; разработка мероприятий, исключающих поражение электрическим током.

К специальным вопросам по охране труда относят мероприятия, которые обусловливаются особенностями географических и метеорологических условий производства работ. Кроме того, ряд профессий требует разработки специальных мер по обеспечению безопасности ведения работ.

В проекте организации строительства, включающем в себя сводный календарный план строительства, данные об объемах основных работ, стройгенплан и пояснительную записку, разрабатываются мероприятия по организации санитарно-гигиенического обслуживания работающих на строительном объекте и приводится перечень основных устройств (средства подмащивания, индивидуальные средства защиты), обеспечивающих ведение строительно-монтажных работ принятым способом в соответствии с требованиями правил техники безопасности. Определяются методы производства работ и предусматриваются мероприятия по решению вопросов общеплощадочного характера, например отвод грунтовых и паводковых вод, представляющих опасность на строительной площадке, и др.

Проекты производства работ должны содержать технические решения по обеспечению безопасности производства работ.

Например, проект производства монтажных работ должен содержать следующие решения: безопасную технологическую последовательность операций и организацию рабочих мест, а также перечень всех необходимых приспособлений для безопасного производства работ (подмости, лестницы и др.); решения, обеспечивающие правильную и безопасную организацию технологических процессов; методы безопасной работы монтажников при установке крупных элементов; расположение и зоны действия выбранных машин, с которыми предстоит работать монтажникам; способы складирования панелей, колонн, балок, ферм и других элементов; расчет расчалок и якорей; способы строповки; способы усиления конструкций для восприятия монтажных нагрузок; методы временного закрепления конструктивных элементов, если они не преду­смотрены в чертежах элементов; чертежи или списки типовых чертежей, приспособлений и устройств по технике безопасности.

Перечень вопросов, подлежащих решению в проектах производства работ, их объем и степень разработки зависят от объема строительства и его технической сложности. Так, проекты производства работ по возведению небольших и технически несложных объектов могут содержать только календарный план производства работ, стройгенплан и пояснительную записку.

Для более сложных объектов промышленного, жилищно-гражданского и сельского строительства проекты производства работ должны содержать календарный план строительства всех сооружений объекта, определяющий последовательность и сроки выполнения всех видов строительно-монтажных работ; согласованный по времени график завоза на строительный объект изделий и конструкций, строительных материалов, раствора, бетона и т. п.; график движения рабочих по профессиям; графики установки и работы на объекте грузоподъемных машин; строительный план возводимого объекта с окончательно принятым расположением транспортных коммуникаций, сетей электро-, водо- и теплоснабжения, площадок для складирования конструкций, временных складов и других сооружений.

Для обеспечения безопасности производства работ ППР должен содержать следующие конкретные решения:

а) создание условий безопасности и безвредности выполнения строительно-монтажных работ в целом;

б) выбор безопасных способов выполнения каждой операции и технологического процесса на отдельных рабочих местах;

в) производство работ в холодное время года и в теплое время суток.

Технологические мероприятия по охране труда должны найти отражение в технологических картах, календарных и сетевых графиках.

Требования безопасности при эксплуатации грузоподъемных и строительных машин, транспортных средств, производственного оборудования, средств механизации, приспособлений, оснастки, ручных машин и инструмента

Все строительные машины, находящиеся в эксплуатации, должны иметь инструкцию по эксплуатации, а также паспорта и инструкции на отдельные узлы и агрегаты (в сложных машинах – на двигатели, электрооборудование, компрессоры и др.). К управлению строительными машинами допускаются лица, аттестованные специальной квалификационной комиссией и получившие соответствующие удостоверения.

При размещении и эксплуатации машин, транспортных средств необходимо принять меры, предупреждающие их опрокидывание или самопроизвольное перемещение под действием ветра, при уклоне местности или просадке грунта.

Перемещение, установка и работа машины, транспортного средства вблизи выемок (котлованов, траншей, канав и т.п.) с неукрепленными откосами разрешаются только за пределами призмы обрушения грунта на расстоянии, установленном организационно-технологической документацией.

Большинство строительных машин имеет электрический привод исполнительных механизмов, в связи с чем возникает необходимость в обеспечении электробезопасности обслуживающего персонала.

Для защиты от поражения электрическим током при эксплуатации машин применяются следующие меры безопасности:

– токоведущие части производственного оборудования, являющиеся источниками опасности, надежно изолируются, ограждаются или располагаются в недоступных для людей местах;

– токоведущие части электрооборудования размещаются внутри корпусов (шкафов, блоков) с запирающимися дверями;

– металлические части производственного оборудования, которые вследствие повреждения изоляции могут оказаться под напряжением опасной величины, необходимо заземлить (занулить).

Работа строительных машин под проводами линии электропередачи (независимо от напряжения в линии) не допускается. При необходимости производства работ кранами в зоне до 30 м от крайнего провода ЛЭП необходимо иметь наряд-допуск, в котором указывают безопасные условия работы в этом случае.

Стационарные машины, при работе которых выделяется пыль (дробильное, размольное, смесительное и др.), оборудуются средствами пылеподавления или пылеулавливания.

Основную работу по подьему и перемещению строительных материалов и конструкций выполняют грузоподьемные краны, составляющие наибольшую часть строительных машин.

Строительные краны подразделяются на стреловые самоходные и башенные.

Стреловые самоходные краны в зависимости от конструкции ходового устройства, изготавливаются следующих типов: автомобиль-ные, пневмоколесные, гусеничные, на специальном шасси автомобиль-ного типа, на короткобазовом шасси.

Стреловые самоходные краны по сравнению с башенными кранами отличаются наибольшей подвижностью и независимостью передвижения в пределах строительной площадки, возможностью быстрейшего перебазирования с одного участка работы на другой, наличием комплекта сменного стрелового оборудования, позволяющего использовать кран на различных видах работ и сравнительно быстро изменять его основные параметры. Например, кран может иметь набор стрелового оборудования, в который входят основная решетчатая стрела, выдвижная стрела со вставками, удлиненная стрела с гуськом, башенно-стреловое оборудование.

Башенные краны наряду со стреловыми самоходными находят все более широкое применение в гражданском и промышленном строительстве. В отличие от стреловых самоходных, башенные краны перемещаются по наземным рельсовым путям, не имеют двигателей внутреннего сгорания, питание получают от внешней электрической сети. Башенный кран состоит из башни, стрелы, ходовой тележки, поворотной платформы. Управление всеми механизмами оуществляется машинистом из кабины. У большинства кранов она находится на верху башни, что обеспечивает хороший обзор фронта работ. По конструкции башенные краны делятся на краны с поворотной платформой и неповоротной башней. У кранов с поворотной платформой рабочие механизмы устанавливаются на поворотной платформе, к которой крепится башня. Краны с неповоротной башней, кроме основных частей, имеют поворотный оголовок, к которому для уравновешивания поворотной части крепится противовесная консоль с контргрузом (противовесом) на конце. Грузовая и стреловая лебедки устанавливаются на противовесной консоли. Изменение вылета у башенных кранов осуществляется либо изменением угла наклона стрелы посредством стреловой лебедки и стропового полиспаста, либо перемещением грузовой тележки (каретки) по стреле с помощью тяговой лебедки. В зависимости от способа изменения вылета и типа стрелы башенные краны делятся на две группы: с подьемной и балочными стрелами.

Достоинства башенных кранов – хороший обзор крановщиком монтажной зоны; расположение стрелы на большой высоте, вследствие чего она не пересекает конструкции строящегося объекта; простота и надежность в эксплуатации; большие линейные размеры рабочей зоны. К недостаткам относятся необходимость устройства подкрановых путей, а также монтажа и демонтажа крана при его перебазировке.

Испытание кранов, имеющих сменное стреловое оборудование, может производиться с установленным для работы оборудованием. Если, например, сегодня автокран КС-3561 работал с короткой стрелой, завтра он будет работать с гуськом, его необходимо подвергнуть испытанию с этим оборудованием.

Испытание башенных кранов, не имеющих механизма изменения вылета стрелы (стрела поддерживается растяжкой), производится при установленном в момент испытания вылете.

Для проведения испытаний автомобильных и пневмоколесных кранов должна быть выбрана горизонтальная площадка с хорошо утрамбованным грунтом. При установке автомобильного крана на дополнительные опоры под них должны быть подложены прочные деревянные подкладки и башмаки. Для предупреждения опрокидывания башенных кранов во время подъема груза предварительно их следует укрепить рельсовыми захватами (при этом рельсовые захваты не следует затягивать до упора).

При статическом испытании стреловых кранов груз массой, превышающей допустимую нагрузку на 10 % поднимают на высоту 100-200 мм. Кран считается выдержавшим испытание, если в течение 10 мин поднятый груз не опустится на землю, а также не будет обнаружено трещин, деформаций и других повреждений и потери устойчивости. Если кран выдержал статическое испытание, его подвергают динамическому испытанию. При динамическом испытании механизмы крана проверяют, поднимая и опуская груз массой, равной грузоподъемности крана. Механизм подъема и опускания стрелы с грузом проверяют под нагрузкой, соответствующей наибольшему рабочему вылету стрелы.

Динамическое испытание строительных кранов, имеющих одну или несколько грузовых характеристик, производят в положении, соответствующем наибольшей грузоподъемности крана. Испытание механизма передвижения крана, снабженного дополнительными опорами, производят после окончания испытания крана на дополнительных опорах; при этом величина испытательной нагрузки принимается для передвижения крана с максимальным вылетом стрелы. Механизм передвижения крана испытывают в том случае, когда кран рассчитан на передвижение с грузом.

После осмотра крана, перед пуском его в работу крановщик обязан опробовать вхолостую все механизмы крана и проверить при этом исправность действия:

– грузовой лебедки, механизма передвижения, электрической аппаратуры, приборов и устройств безопасности. Исправность действия ограничителя грузоподъемности проверяется при помощи контрольного груза (ежедневно) в присутствии лица, ответственного за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами. О результатах проверки делается запись в вахтенном журнале;

– управление работой крана должно производиться из кабины крана. Запрещается управлять работой крана с выносного пульта управления, предназначенного только для монтажа и испытаний. Следует помнить, что ограничителем грузоподъемности защищены только цепи подъема груза, опускания стрелы и поворота крана. При попытке подъема груза больше номинального и при срабатывании ограничителя грузоподъемности восстанавливать электрооборудование разрешается только после опускания груза на землю. При срабатывании ограничителя от попытки увеличения вылета стрелы с подвешенным предельным грузом восстанавливать электросхему разрешается как путем опускания груза, так и путем уменьшения вылета стрелы. Запрещается производить поворот крана после срабатывания огра­ничителя грузоподъемности.

При работе в особо опасных условиях производства крановщик обязан строго выполнять указания лиц, ответственных за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами и производственных инструкций, в частности:

– при необходимости перемещения грузов над перекрытиями, под которыми размещены производственные, жилые или служебные помещения, где находятся люди, крановщик может приступить к работе только после получения письменного распоряжения руководства стройки, ознакомления с мерами по безопасной транспортировке грузов и производить работы под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами;

– при одновременной работе двух и более башенных кранов на одном пути во избежание их столкновения крановщики должны соблюдать расстояния между кранами или подвешенными грузами не менее 5 м, предупреждая сигналами друг друга о приближении своего крана;

– при подъеме груза массой, близкой к разрешенной грузоподъемности для данного вылета стрелы, необходимо предварительно поднять груз на высоту не более 200–300 мм, чтобы убедиться в устойчивости крана и исправности действия тормозов, а также правильности строповки, после чего можно производить его подъем на нужную высоту;

– пробный пуск башенного крана после ремонта крановщик обязан производить только в присутствии лица, ответственного за ремонт, и приступить к работе только по письменному распоряжению лица, ответственного за исправное состояние крана;

– при внезапном прекращении питания крана, сильном ветре, снегопаде или по другим причинам крановщик должен поставить рукоятки контроллеров в нулевое положение и выключить рубильник. Если в этом случае груз остался в поднятом положении, крановщик обязан через стропальщиков или других рабочих вызвать лицо, ответственное за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами, и в его присутствии опустить груз путем ручного растормаживания.

По окончании работ машинист крана (крановщик) обязан:

– опустить груз на землю, попросить стропальщика снять стропы, поднять крюковую подвеску в верхнее положение, поставить кран в предназначенное для стоянки место, выключить электроэнергию;

– закрыть окна в кабине и запереть дверь на замок;

– выключить главный рубильник подачи энергии на кран и запереть его на замок;

– укрепить кран противоугонными захватами.

Средства сигнализации, устройства и приборы безопасности

Грузоподъемные краны оснащаются средствами сигнализации, устройствами и приборами, обеспечивающими их безаварийную и безопасную эксплуатацию. Для предупреждения людей об опасности во время подъема, перемещения и опускания груза все краны оснащаются звуковым сигнальным прибором (электрическим звонком), хорошо слышимым в зоне работы крана.

Стреловые самоходные краны оснащают прибором, включающим звуковой и световой сигналы оповещения о приближении стрелы крана к находящимся под напряжением проводам электрической сети или линии электропередачи. Например, автомобильные краны оснащают универсальным сигнализатором опасного напряжения типа УАС и другими приборами. Сигналы опасности при приближении крюка к ЛЭП (на расстоянии стрелы от провода ЛЭП не менее 3 м) подаются красной сигнальной лампой, помешенной на блоке сигнализации в кабине крановщика. В приборе также предусмотрена возможность подключения дополнительных сигнальных устройств: сирены и устройства для остановки приводных механизмов подъема груза, стрелы и поворота крана.

Башенные краны оборудуют сигнальным анемометром, который предназначен для измерения мгновенной скорости ветра и автоматического определения опасных, по своему воздействию, скорости и продолжительности порывов ветра, а также включения звукового и светового сигнала. Прибор предупреждаем машиниста крана об опасности угона крана ветром, т.е. помогает предотвратить аварию крана с тяжелыми последствиями. Принцип действия анемометра основан на преобразовании скорости ветра в электрический сигнал, передаваемый от датчика скорости ветра на измерительный пульт.

Стреловые самоходные краны оборудуют указателем наклона – креномером, который показывает величину наклона крана по отношению к горизонту. Угол наклона крана не должен превышать величину, указанную в паспорте крана (3 °).

Креномеры имеют шкалы с указанием угла наклона в градусах и оснащены сигнальным устройством, автоматически подающим световой и звуковой сигналы при наклоне крана более 3 °. По шкале определяется наклон крана и в необходимых случаях применяются меры по предупреждению опрокидывания крана.

Башенные и стреловые самоходные краны, грузоподъемность которых изменяется с изменением вылета, снабжаются указателями грузоподъемности или указателем вылетов и грузоподъемности. Прибор показывает грузоподъемность крана в зависимости от вылета. Устанавливается указатель в кабине или в нижней части стрелового оборудования в поле зрения крановщика, что позволяет визуально определить, какой груз можно поднять краном при данном положении стрелы.

Все грузоподъемные краны оснащают отключающими устройствами. Они представляют собой систему рычагов, воздействующих при определенных положениях на концевые выключатели крановых механизмов. Отключающие устройства, устанавливаемые на строительных кранах, можно по назначению подразделить на отключающие устройства вылета. Они предназначены для отключения двигателя (привода) стреловой лебедки в крайних положениях стрелы. Если, например, кран не оснащен отключающим устройством или оно неисправно, то при подъеме стрелы до упора может произойти обрыв каната с последующим падением стрелы, так как механизм подъема стрелы будет продолжать работать. Отключающие устройства высоты подъема крюковой подвески служат для автоматического отключения механизма подъема — грузовой лебедки в крайнем верхнем положении крюковой подвески, если, например, кран не оснащен таким устройством или оно неисправно, то при подъеме крюковой подвески до упора стрелы может произойти обрыв грузового каната, что в свою очередь вызовет падение подвески. Такие случаи, к сожалению, бывают.

Согласно «Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» концевой выключатель механизма подъема должен быть установлен так, чтобы после остановки грузозахватного органа при подъеме без груза зазор между крюковой подвеской и упором составлял не менее 200 мм. Отключающие устройства передвижения башенного крана предназначены для автоматического отключения электродвигателя механизма передвижения в случае приближения крана или тележки к крайнему положению (упорам). Отключающие устройства поворота требуются для автоматической остановки электродвигателя механизма башенного крана в случаях, предусмотренных проектом производства работ.

Для предотвращения аварий из-за перегруза краны должны быть оборудованы ограничителями грузоподъемности. Эти приборы автоматически отключают механизм подъема крана, если масса груза превышает грузоподъемность крана на определенном вылете крюка. Ограничитель грузоподъемности является одним из наиболее важных и необходимых приборов, обеспечивающих безаварийную работу крана. Если, например, на кране не установлен или неисправен ограничитель грузоподъемности, то при подъеме груза, масса которого превышает грузоподъемность крана, может произойти падение крана или обрыв грузового каната и падение крюковой подвески и груза, или обрыв стрелового каната с последующим падением стрелы с грузом в зону работы крана. Ограничители грузоподъёмности, устанавливаемые на строительных кранах, отличаются большим разнообразием, как по конструктивному исполнению, так и по принципу действия.

Безопасная установка кранов на строительной площадке

Основные причины несчастных случаев при работе кранов на строительстве: неправильная строповка грузов, неисправность грузозахватных приспособлений и тары, неисправность строповочных петель, неустойчивое складирование грузов, зажатие рабочих перемещаемым грузом, травмирование движущимися частями крана, падение с высоты, поражение током при работе кранов вблизи ЛЭП.

Стреловые самоходные краны следует устанавливать на строительной площадке после проверки несущей способности грунтового основания, которая должна соответствовать максимальному опорному давлению крана при наибольшей нагрузке. Другим важным критерием допустимости установки крана на строительной площадке служит угол осадки крана. Значительная деформация грунта, если она происходит равномерно, не так опасна. Основное влияние на устойчивость кранов оказывает угол наклона крана из-за неравномерной осадки грунта в связи с различными значениями давления опор крана на грунт. Работа кранов на свеженасыпном грунте запрещается. Такая работа может быть разрешена только при использовании инвентарных подстилающих устройств (шпал, плит, щитов). Надежнее для этих целей применять инвентарные подкрановые щиты из металлического проката различных профилей (труб, швеллеров). Автомобильные, пневмоколесные и гусеничные краны разрешается устанавливать на краю траншеи или котлована (рис. 4.1) при условии соблюдения безопасных расстояний (табл. 4.1.). При невозможности соблюдения этих расстояний откос должен быть укреплен.

Рис. 4.1. Схема установки стрелового самоходного крана у неукрепленного

Откоса котлована

Таблица 4.1.

Наши рекомендации