Цели и задачи производственной практики
Минобрнауки России
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Иркутский государственный лингвистический университет»
(ФГБОУ ВПО «ИГЛУ»)
Кафедра психологии, конфликтологии и безопасности жизнедеятельности
ПРОГРАММА
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ
ПРАКТИКИ
для студентов 4 курсанаправления подготовки
034000.62 «Конфликтология»
степень «Бакалавр»
Утверждена на заседании СОП по направлению подготовки Конфликтология | |
Протокол № 2 | |
от «23» сентября 2013г. | |
Руководитель: к. биол.н., доц. Гречман Л.Н./________________/ | |
Иркутск 2013
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Иркутского государственного лингвистического университета
ББК 74. 58
Программа производственной практики студентов 4 курса. Программа практики – /сост. Никулина Т.И., Молокова О.А. – Иркутск: ИГЛУ, 2013. – 24с.
Программа производственной практики адресована студентам 4 курса, обучающимся по направлению подготовки «Конфликтология», с присвоением степени «Бакалавр»,преподавателям вуза, осуществляющим руководство практикой, кураторам.
Составители:
Никулина Т.И., канд. психол. наук, доцент кафедры психологии, конфликтологии и БЖ ИГЛУ
Молокова О.А., канд. биол. наук, доцент кафедры психологии, конфликтологии и БЖ ИГЛУ
Рецензенты:
Гречман Л. Н. доц., к. биол. н., зав. кафедрой психологии, конфликтологии и безопасности жизнедеятельности ИГЛУ
©Иркутский государственный
лингвистический университет, 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ______________________3 | |
1. 1 ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ_____________________________8 | |
1.2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА_________9 | |
1.3 ОТЧЁТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ___________10 | |
1.4 ИТОГИ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗА ПРАКТИКУ____________________________11 | |
1.5 ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ СТУДЕНТА НА ПЕРИОД ПРАКТИКИ_________13 | |
1.6 РУКОВОДСТВО ПРАКТИКОЙ___________14 | |
ПРИЛОЖЕНИЯ____________________________16 | |
Приложение 1. Дневник студента-практиканта_____________________16 | |
Приложение .2 Индивидуальный план учебной работы студента на период производственной практики________17 | |
Приложение 3. Индивидуальный план учебной работы студента на период производственной практики____18 | |
Приложение 4. Отчёт-самоанализ студента - практиканта______________20 | |
Приложение 5. Итоговый (оценочный) лист №1 по практике студента (с оценкой учреждения)_________21 Приложение 6. Итоговый (оценочный) лист №2 по практике (с оценкой руководителей практики ИГЛУ)____22 | |
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
В соответствии с Государственным образовательным стандартом, студент 4 курса, получающий степень «Бакалавр», должен быть подготовлен к решению типовых задач профессиональной деятельности в учреждениях различного типа по осуществлению многообразной комплексной деятельности конфликтолога.
Виды профессиональнойдеятельностибакалавра по направлению подготовки «Конфликтология»:
- научно-исследовательская;
- информационно-аналитическая;
- технологическая;
- проектная.
Типовыми задачами профессиональной деятельности будущего конфликтолога являются:
научно-исследовательская деятельность:
- анализировать конфликты, с применением современных теоретических подходов,
-осуществлять поиск возможных альтернативных технологий по предупреждению, разрешению и управлению конфликтов;
информационно-аналитическая деятельность:
- осуществлять сбор, обработку, анализ и презентацию информации о конфликтах и мире, технологиях урегулирования конфликта и поддержания мира;
технологическая деятельность:
- использовать альтернативные технологии урегулирования конфликтов и поддержания мира (переговоры и медиацию);
- разрабатывать мирные практики межличностного и социального взаимодействия, на основе методов, способов, приемов, техник предупреждения и разрешения конфликтов;
проектная деятельность:
- участвовать в создании и внедрении программ по снижению конфликтности и поддержанию мира в практику деятельности индивидов, социальных институтов и объединений;
Практика студентов – составная часть основной образовательной программы высшего профессионального образования. Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом направления подготовки 040300.62 «Конфликтология», степень «Бакалавр». На основании учебного плана и образовательной программы производственная практика проводится в 7 семестре 4 курса в течение 8 недель.
Программа составлена в соответствие с приказом Министерства образования Российской Федерации № 1154 от 25. 03. 2003 г. «Об утверждении положения порядка проведения практики студентов образовательных учреждений ВПО» и СТО ИГЛУ. 15-11 «Организация практик в ГОУ ВПО ИГЛУ» от 02.06.2011г.
Производственная практика обладает большими потенциальными возможностями для профессионального самоопределения, постановки студентом перед собой задач саморазвития и самосовершенствования, определения в себе качеств профпригодности в области конфликтологии.
Производственная практика призвана углубить и закрепить теоретические знания, умения и навыки студентов по общепрофессиональным предметам и дисциплинам предметной подготовки.
Во время практики студенты должны не только получить глубокие знания по теории разрешения конфликта, учиться устанавливать мирный контакт, доверительные отношения с сотрудниками, развивать в себе профессиональную наблюдательность и необходимые конфликтологу качества личности.
Цели и задачи производственной практики
Производственная практика направлена на формирование у студентов представлений о функциях конфликтолога разного уровня взаимодействия и управления конфликтом и миром; на развитие профессиональных умений, способностей и личных качеств конфликтолога.
Цель производственной практики: формирование теоретической готовности студентов к выполнению функций конфликтолога в социуме.
Задачи производственной практики:
1 . Дополнить знания студентов о детерминирующих факторах и закономерностях конфликтного и мирного взаимодействия.
2. Закреплять, углублять и учить применять теоретические знания в профессиональной деятельности конфликтолога.
3. Формировать умения и навыки, необходимые для осуществления функций конфликтолога: прогностические, исследовательские, оценочные, социально-психологические, образовательные.
4. Развивать у студентов потребность в духовном и профессиональном совершенствовании, стремление к творческому поиску решения профессионально-значимых проблем.
5. Воспитывать профессионально значимые качества личности: организованность, дисциплинированность, целеустремленность, доброжелательность, самокритичность, уравновешенность, ответственность, инициативность и др.
6. Учить анализировать специальную литературу, достижения отечественной и зарубежной науки в области конфликтологических знаний.
7. Участвовать в проведении научных исследований или выполнении прикладных разработок по конфликтологии.
8. Осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научной информации по теме работы лаборатории.
9. Составлять отчеты по теме или ее разделу.
10. Выступать с докладами о результатах исследований на научных студенческих конференциях.
После прохождения производственной практики студент должен быть готовым:
· выявлять особенности конфликтного взаимодействия в социуме;
· владеть знаниями о системе и методах обеспечения бесконфликтного взаимодействия;
· определять признаки, причины и последствия возникновения конфликтной ситуации.
· анализировать проблемы жизнедеятельности учреждений, актуальные и перспективные потребности населения в развитии конфликтологической компетентности;
· прогнозировать тенденции изменения ситуации в обществе и образовании для корректировки методов и приемов разрешения социальных конфликтов;
· осуществлять изучение, обобщение и распространение опыта инновационной деятельности в формировании конфликтологической компетентности;
· Изучать основы разработки нормативных документов для структур, участвующих в урегулировании конфликтов;
· осуществлять экспертизу документов конфликтологического содержания;
· редактировать подготавливаемые к изданию материалы о развитии конфликтологической компетентности, результатах исследований, экспериментов.
· систематически повышать свою профессиональную квалификацию, быть готовым участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы;
· планировать и организовывать систему внешних связей образовательного учреждения, необходимых для успешного осуществления нововведения;
· координировать совместную деятельность отдельных участников инновационного процесса развития конфликтологической компетентности и их групп;
· руководить исследовательской, экспериментальной деятельностью педагогов и учащихся образовательного учреждения в развитии конфликтологической компетентности;
· организовать разработку нормативных документов для структур, участвующих в урегулировании конфликтов;
· организовать разработку технологии осуществления процедур урегулирования конфликтов;
· осуществлять экспертизу документов конфликтологического содержания;
· внедрять технологии разрешения конфликтов в практическую деятельность.
РАЗДЕЛ I
ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Практика в учреждениях различного типа осуществляется на основе договоров, в соответствие с которыми предоставляются места для прохождения практики студентов вуза.
Студенты, заключившие контракт с будущими работодателями, практику могут проходить в этих учреждениях.
В период практики на практиканта распространяются правила охраны труда и правила внутреннего распорядка, действующие в учреждениях.
Студент организует свою деятельность в соответствии с программой производственной практики и внутренним распорядком учреждения, в котором осуществляется данная практика.
Деятельность студента в период практики:
· составляет индивидуальный план работы на весь период практики;
· изучает и анализирует документацию;
· проводит за весь период практики не менее пяти анализов конфликтных ситуаций;
· готовит и проводит мероприятия по урегулированию, профилактике конфликтов и развития мирного взаимодействия;
· изучает, диагностирует и прогнозирует уровень конфликтности в организации,
· занимается пропагандой мирного взаимодействия;
· выполняет индивидуальное задание научно-исследовательского характера, связанное со спецификой профессиональной деятельности в период практики;
· выполняет исследовательскую работу и осуществляет сбор информации, необходимой для бакалаврской работы в соответствии с направлением подготовки «Конфликтология».
Студент ведет текущую документацию:
1. Дневник практиканта
Основное назначение дневника - фиксация, анализ, оценка всей проводимой работы. Дневник содержит: общую характеристику учреждения, записи наблюдений за сотрудниками, анализ конфликтных ситуаций в коллективе, анализ собственных профессиональных качеств.
В дневнике отражается содержание выполняемой работы и ее оценка руководителя подразделения учреждения, руководителя производственной практики в ИГЛУ.
Планы-конспекты
Студентом изучаются направления и специфика деятельности учреждения, на их основе составляются понедельные планы собственной деятельности, перспективные планы аналитической работы, планы по профилактической работе, планы по научно-исследовательской работе.
Документация
Практикант учится вести профессиональную документацию, формирует учебно-методическую копилку (портфолио конфликтолога), в которую входят документы, помогающие ему в его профессиональной деятельности.
Студент имеет право самостоятельно определять тему и формы мероприятий и индивидуальных заданий.
Студент ставит перед собой учебно-практические задачи и реализует их во время практики. После прохождения практики студент проводит самоанализ своей деятельности.
Студент своевременно выполняет все виды работ, предусмотренные программой практики, способствуя эффективному взаимодействию в организации.
Студент должен своевременно и качественно планировать мероприятия по управлению конфликтным и мирным взаимодействием.
В случае несвоевременного представления плана-конспекта мероприятия, студент отстраняется от его проведения и получает оценку «неудовлетворительно».
Студент, нарушивший дисциплину, опоздавший или не явившийся по неуважительной причине на место работы, где проходит практика, также получает оценку «неудовлетворительно».
В случае невыполнения программы, нарушения трудовой дисциплины, студент может быть отстранен от практики.
На период производственной практики один из студентов назначается старостой группы, в обязанности которого входит учет и общая организация работы, оповещение студентов о семинарах и консультациях.
В период практики студенты получают возможность консультироваться у преподавателей кафедр ИГЛУ, согласно расписанию практики.