Необходимые условия выполнения поставленных задач укрупнения северо-западных районов области
И исследовательская объективность и честность требуют признать, что главной задачей территориальных преобразований в северо-западной зоне области является не столько повышение уровня экономики и уровня жизни, сколько вынуждаемая жизненной реальностью оптимизация системы управления большими обезлюдевшими территориями. Если сегодня уже есть сельские поселения в центральной части области, насчитывающие до десяти тысяч жителей, и даже больше, то сохранение муниципальных районов с численностью населения меньше этих самых десяти тысяч является безусловным анахронизмом. И первая (вынужденная) задача на пути территориальных преобразований - это приведение в соответствие населённости территорий с системой их управления.
Для этого необходимо создать условия для межмуниципального сотрудничества и выявить на этих территориях новые значительные ценности и новые востребованности. Также необходимо найти новые способы управления большими территориями, используя меньшие чем прежде средства управления. И необходимо предоставить жизнеобеспечение с таким расчетом, чтобы жизнь населения не подвергалась значительному ухудшению.
Для решения всех этих задач следует проанализировать всю картину бытия объединяемых территорий для выявления зон территориального развития и определения точек роста, имеющих достойные перспективы на будущее.
Очевидно, наибольшей исследовательской объективности и честности требует именно выявление зон территориального развития, то есть местностей, обладающих наибольшими возможностями не только для выживания, а и для дальнейшего развития. А в самих этих зонах следует выделить главные точки роста (полюса экономического развития).
Соблюдение требований исследовательской объективности обуславливает нижеследующие выводы:
- для успеха в реализации объединительной идеи непременно нужна серьёзная подготовительная деятельность, обязательно включающая разъяснительную и популяризаторскую работу среди населения;
- объединительные действия должны одновременно со сменой системы управления заложить надёжные основы жизнеобеспечения объединённой территории;
- объединительные действия, не должны быть форсированными, их следует проводить при условии глубокой продуманности устройства новой системы управления;
- объединение районов не должно необоснованно сулить людям значительных материальных выгод и безусловного роста экономических показателей, всю объективную работу следует вести при достойном уровне гражданской честности и искренности с населением.
А Концепция, разработанная Институтом приоритетных региональных проектов, страдает именно недостатком этих качеств. Она почти каждый раз вполне неаргументированно обещает безусловное улучшение жизни на объединяемых территориях. При этом не предъявляется никаких доказательств истинности таких утверждений. И это немало раздражает людей, вызывая резкое негативное отношение к самой идее объединения, к его разумной неизбежности.
Хуже этого Концепция, предложенная рабочей группой Института, нередко весьма далеко отходит от объективной реальности и выдаёт желаемое за действительное. К таким выводам например относится голословное утверждение, что слияние северо-западных районов (с новым центром отнюдь не в Брейтове!) обеспечит на брейтовской территории активное развитие строительства. Таковое заведомо фантастическое утверждение действует на людей крайне отрицательно и вызывает стойкое нежелание участвовать даже в обсуждении Концепции, уже не говоря о гражданском участии в самых объединительных действиях.
К таким же фантастическим утверждениям относится и заявление рабочей группы Института в том, что при слиянии Мышкинского, Некоузского и Брейтовского районов для их населения «экономические риски отсутствуют» (стр.198). Такие заявления недопустимы. Напротив, при создании и обнародовании Концепции необходимо не скрывать, не утаивать экономических рисков, а прямо и честно говорить о них. И тогда население сможет отнестись к идее объединения с гораздо большим пониманием и уважением и не посчитает себя изначально обманываемым.
И население сможет пойти даже на определённые временные утраты жизненных удобств, реально сознавая объективную необходимость решительного переустройства своей жизни. Опыт такой гражданской деятельности в Мышкинском районе очень значителен, мы уже не раз проходили периоды развития района, связанные с немалым числом угроз и рисков и каждый раз при соблюдении гражданской честности и открытости население поддерживало нас.
И оно шло не только на преодоление рисков, а и на известные материальные потери и неудобства. Люди платили за честность в работе с ними высоким достоинством гражданских поступков.
И сегодня при разработке нашей Концепции объединения северо-западных районов Ярославской области мы честно и искренне заявляем, что при таковых переменах риски естественны.
И эти риски как экономические, так и инфраструктурные и социальные неизбежны (особенно в первых периодах объединения). Возможны и неполадки в системе управления, в работе транспорта, ЖКХ, в наличии рабочих мест. При любой перестройке всё это неизбежно. А тем более при перестройке такой значительной, в масштабе трёх муниципальных районов.
Население должно отнестись и к таковым рискам и к их частным реальным проявлениям полным и своевременным осознанием ситуации, с полным и исчерпывающим знанием плана поэтапного объединения районов и содержания объединительной деятельности на каждом из этих этапов. Это исключит накал отрицательных оценок и заявлений и создаст взвешенное участие в общей работе, создаст терпимость в социальном самочувствии.
Каковой должна быть последовательная этапность объединительных действий и согласно каким основным принципам они должны выполняться?
Эти вопросы рассматриваются в следующей главе нашей Концепции.
Глава VI.