Анализ территориальной организации местного самоуправления в Ярославской области, в её северо-западных муниципальных районах. Основные направления территориальной организации

Численность населения муниципальных образований Ярославской области весьма различна. Если обращаться к средним показателям, то в городских округах средняя численность населения составляет 278 888 человек, а в муниципальных районах такой показатель равен 25 589 человекам. По городским поселениям он составляет 16 447 человек, а по сельским – 3865 человек.

Великая разница показателей численности населения и среди муниципальных районов. Наибольшая численность населения по совершенно понятным причинам имеется в Ростовском, Тутаевском, Угличском и Ярославском районах. А три исследуемых в Концепции ра­йона левобережья района относятся к группе с минимальной численностью населения. Некоузский район на 1954 квадратных километрах своей территории в 2013 году имел 15 251 человека, Мышкинский 1111 квадратных километрах территории имел 10 199 жителей и Брейтовский на своём большом пространстве (2160 квадратных километра) имел 6 916 человек населения.

Статистика давно выделяет в Ярославской области три больших слабо заселённых зоны: так называемая внутренняя периферия - Большесельский и Борисоглебский районы, северо-восточная периферия – Любимский, Первомайский и Пошехонский районы, и северо-западная периферия- Брейтовский, Мышкинский и Некоузский районы. Учитывая географические особенности нахождения этих зон, наличие или отсутствие транспортных артерий, степень заинтересованности горожан ко «вторичному (дачному) освоению» сельских территорий, можно сделать вывод, что наименьшими возможностями для увеличения людности своих территорий располагает именно северо-западная периферия, а особенна её глубинные части, удалённые от рекреационно выигрышных приволжских и приморских мест. Сегодняшнее население этой периферии в основном сосредотачивается именно в Приволжьи и Приморьи, а также на осях важных дорог (особенно по дороге Шестихино-Брейтово, имеющей дальнейший выход к Санкт-Петербургу).

Каковы основные проблемы связанные с современной организацией жизнедеятельности муниципальных объединений северо-западной периферии?

Во-первых это малонаселённость территорий и неравномерность нахождения имеющегося населения.

Во-вторых низкая финансовая обеспеченность органов местного самоуправления.

В-третьих недостаток квалифицированных кадров в органах самоуправления.

К этому следует добавить, что в двух районах этой зоны области (в Брейтовском и Некоузском) сохранилось значительное количество муниципальных образований и органов местного самоуправления при незначительном числе населения. В Мышкинском районе проведе­но наибольшее сокращение местных муниципальных структур и положение приведено к их разумно минимальной численности относительно имеющихся территорий.

Концепция социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года рассматривает несколько вариантов укруп­нения муниципальных образований: объединение поселений в одном районе (в Мышкинском районе это уже выполнено); присоединение поселений к существующему городскому округу; слияние поселе­ний с созданием новых городских округов; объединение (изменение территорий и границ) нескольких муниципальных районов. Концепция отмечает, что предпочтительным стал бы комплексный подход. По отношению к северо-западной группе районов нам представляется наиболее обоснованным объединение ее трех малых муниципальных районов с опорой на наиболее развитой и продвинутый из трех районных центров – город Мышкин, что соответствует соблюдению принципа комплементарности.

Изучение сегодняшнего экономического состояния этой части области не позволяет высказывать оптимистических прогнозов относительно быстрого и решительного улучшения после объединения названных районов. Но за объединение однозначно говорят весьма малая численность населения, неравномерность его распределения и динамика демографических показателей.

Исходя из этих обстоятельств базовым вариантом укрупнения районов в северо-западной части Ярославской области следует признать объединение Брейтовского, Мышкинского и Некоузского муниципальных районов. Предполагаемое название- Мологский район. (Среди населения Мышкинского района также широко распространены варианты указывающие на географическую особенность- Приволжский, Заволжский, Поволжский).

Благодаря проведению укрупнения северо-западных районов области естественным образом несколько возрастут средние показатели численности населения и произойдёт снижение дифференциации показателей социально-экономического развития муниципальных образований. Но ни Институт приоритетных региональных про­ектов - ни наша аналитическая группа не располагаем доказатель­ной базой для утверждения об улучшении экономика этих территорий или повышение уровня жизни населения. Исследовательская объективность требует признать наличие весьма больших опасений населения о многовекторном ухудшении его жизни (от интенсивно­сти общения с органами власти до надёжности работы систем ЖКХ). Естественно возникающая при объединении районов более значительная удалённость учреждений власти от значительной части населения позволяет сомневаться в повышении функционирования органов местного самоуправления и территориальных подразделений органов государственной власти.

Объединение муниципальных районов обеспечит снижение дифференцированости численности населения в нашей области, но это может не привести ни к повышению качества управления территориями - ни к повышению качества жизни населения. Территория предполагаемого Мологского (?) района может составлять 5226 квадратных километра, а его население будет несколько более 30 тысяч человек. Но ни рабочая группа Института приоритетных региональных проектов - ни наша аналитическая группа не можем убедительно заявлять о том, что это непременно сопряжено с улучшением управляемости и в целом жизнедеятельности северо-западных части области. Эта важнейшая часть вопроса требует серьёзнейшей проработки с участием областных органов власти и областных гражданских учреждений.

Применяемые при укрупнительных процессах принципы комплементарности, связанности и территориальной целостности внешне являются вполне подходящими для объединения трёх северо- западных районов. Но если принципы связанности и территориальной целостности могут быть применимы достаточно успешно, то принцип комплементарности в наших реальных обстоятельствах применим с гораздо большей сте­пенью сложности. Каким путём будет определено «сильное» яд­ро будущего района, к которому будут тяготеть остальные терри­тории?

Как известно, для его выявления необходимо проведение анализа достаточности экономический базы и финансовой бюджетной обеспеченности. И этому мы уделим надлежащее внимание в соответствующих разделах и главах нашей Концепции. Практика показывает, что к трём общепринятым принципам, требующим своего соблюдения при слиянии муниципальных образований необходимо дополнить и ещё один - это осознание проблемы и одобрение предлагаемого способа её решения населением, общест­венными объединениями, бизнесом и властью административно-территориальных образований.

Анализ экономических показателей существующих муниципальных образований, как и сама практика их жизнедеятельности, говорят о том, что крайняя ограниченность бюджетов не позволяют им выделять средства на выполнение задач развития. Они направляются лишь на обеспечение работы бюджетных учреждений, а малые капитальные вложения идут лишь на выполнение неотложных ремонтных работ в стареющих и выбывающих фондах. Сегодня для решения более серьёзных задач в муниципалитетах нет ни финансового - ни кадрового потенциала.

В укрупнённых районах бюджетные показатели на душу населения возрастут, но они не смогут быть достаточными для обеспечения развития всех территорий, вошедших в такие районы. Моделирование показателей предполагает лишь определённое улучшение в развитии отдельных «узлов» их экономики. В результате проведения анализа мы не можем высказывать более оптимистически прогнозов.

Белее того, объединение муниципальных образований без проведения надлежащей подготовки к нему, без предварительного развития межмуниципального взаимодействия вначале принесёт ухудшение жизнедеятельности объединённых территорий. И выравнивать и улучшать показатели и общее положение придётся уже в объединённом районе, что весьма нежелательно. А поэтому окончательному объединению должно предшествовать значительное улуч­шение разнообразных межмуниципальных связей и усиление межмуниципального взаимодействия, эту мысль общественные организации нашего района выдвигают уже несколько лет как очень желатель­ное и вполне назревшее действие.

Неподготовленное объединение, либо непродуманное чисто тотальное слияние даже близлежащих территорий по сугубо формальным признакам может не принести желаемой пользы. Объединительным действиям должна предшествовать большая и последовательная разъяснительная работа. И объединительным действиям должно предшествовать выстраивание схемы надёжного транспортного сообщения внутри новой большой территории и надлежащее развитие электронного делопроизводства и документообмена. Это позволит как не лишить жителей надёжной связи с органами власти так и не лишить их доступа к коммунальным услугам.

Анализ территориальной организации местного самоуправления в Ярославской области, в её северо-западных муниципальных районах. Основные направления территориальной организации - student2.ru

Глава II.

Наши рекомендации