Социально-экономические предпосылки возникновения и развития педагогической теории

Для того чтобы человеческое общество развивалось, необходима преемствен­ность поколений, передача культурно-исторического (социального, духовного, произ­водственного, научного и т. п.) опыта от одного поколения другому. Многие века процесс передачи социального опыта протекал как естественный. Каждая семья (сна­чала полигамная, затем моногамная) испытывала естественную потребность гото­вить свое потомство к жизни, приобщая его к взаимодействию с природой, другими людьми, реализовывала эту потребность. Поэтому практика воспитания первоначально определялась как передача жизненного опыта людей от старшего поколения к млад­шему с целью подготовки его к самостоятельной жизни. Следовательно, воспитание как социальное и педагогическое явление оказывается таким же древним, как само человечество, и будет существовать до тех пор, пока будут жить люди.

На определенном этапе развития человечества (в поздний период рабовладельче­ского строя) был накоплен такой объем социального опыта, что потребовались люди, специально занимающиеся воспитанием и обучением детей. Появились и специаль­ные учебные заведения, в которых осуществлялся процесс обучения и воспитания детей. Таким образом, процесс передачи культурно-исторического опыта становится необходимым и целенаправленным. Воспитание превращается в социальное явление и приобретает общественную функцию.

Рассуждая аналогично, можно прийти к выводу, что и педагогическая наука яв­ляется одной из самых древних отраслей знаний и неотделима от развития общества. Так, уже первобытные люди обладали знаниями по воспитанию детей, которые пере­давались от одного поколения к другому в виде обычаев, традиций, игр, житейских правил. Эти знания нашли позже отражение в поговорках, пословицах, мифах, ле­гендах, сказках, составивших содержание народной педагогики. Житейский педаго­гический опыт развивался и сохранялся в виде педагогической культуры народа, его педагогической ментальности и составлял основу научного педагогического знания.

Можно сказать, что «процесс зарождения педагогики основывался на вопросе “как?”: как вводить ребенка в жизнь на определенном уровне современной культу­ры?». Иначе говоря, в исходном своем варианте педагогика являлась прикладной наукой.

История (этимология) слов «педагогический», «педагогика» уходит в античную Грецию (VI—IV вв. до н. э.). За ребенком, получавшим домашнее воспитание, присматривал специальный раб — «педагогос». Он же сопровождал ребенка в школу. Позже педагогами были уже воль­нонаемные люди, которые занимались воспитанием и обучением детей.

В России слова «педагог», «педагогика» появились вместе с педагогическим, философским наследием античной цивилизации, Византии и других стран. Русские книж­ники, читавшие в оригинале (на греческом языке) труды античных мыслителей, ввели в обиход и новые слова «педагог», «педагогика». Эти греческие слова имели тот же смысл, что и древнерусские слова «воспитание», «воспитатель».

В настоящее время термин "педагогика" многозначен. В исторической последова­тельности возникает первоначально воспитательная практика, затем она достигает уровня искусства (мастерства высокого уровня). На этой основе формируется педа­гогическая мысль, которая, развиваясь и совершенствуясь, со временем становится педагогической наукой. Следовательно, педагогику как науку составляют теоретиче­ские положения по проблемам образования (воспитания, обучения).

Педагогика как искусство представлена своеобразием профессионального опыта учителя или воспитателя, их практической педагогической деятельностью, которая основывается на познанных наукой закономерностях воспитания, обучения, разви­тия личности.

Педагогическое искусство часто определяют как практическую реализацию педаго­гической теории на высоком уровне педагогического мастерства. Педагогическое мас­терство — высокий уровень развития профессиональной культуры как синтеза педаго­гических знаний, способностей и умений. Важной составной частью педагогического мастерства, искусства являются освоенные педагогом педагогические технологии.

Педагогическая технология — это совокупность научно обоснованных последова­тельных операций и действий педагога, приводящих к наиболее эффективному, зара­нее запланированному результату.

Первоначально педагогическая практика представляла собой педагогическую дея­тельность на основе здравого смысла, интуиции, традиционных представлений о вос­питании. Современная же педагогическая практика организуется как конкретное воплощение в педагогическом процессе рекомендаций педагогической теории.

В заключение укажем на еще одно значение термина «педагогика»: педагогика как учебный предмет в учебном заведении. Основная цель этого учебного предмета — подготовка профессионального педагога. Он, как и другие учебные предметы, имеет свои цели, задачи, содержание, методы, средства.

Педагогика как наука об образовании человека

Для определения педагогики как науки важно ответить на вопрос: что же она изучает? Для этого необходимо осмыслить ее объект и предмет исследования.

Во взглядах ученых на педагогику существует три подхода (концепции). Одни считают, что педагогика — междисциплинарная область знания, а не самостоятель­ная теоретическая наука. Другие ученые отводят педагогике роль прикладной дис­циплины, которая опосредованно использует знания, заимствованные из других наук (психологии, естествознания и других), и адаптирует их к решению образователь­ных задач. Представители указанных выше точек зрения фактически отрицают педа­гогику как самостоятельную область теоретических знаний и отрицают право педаго­гики на свой предмет исследования. Вместе с тем ни одна из смежных с педагогикой наук не изучает педагогическую действительность целостно и целенаправленно и, следовательно, при таком подходе не может быть разработана фундаментальная тео­ретическая остова для осуществления и преобразования педагогической практики. Педагогическую практику без теории К. Д. Ушинский сравнивал со знахарством в медицине.

По мнению В. В. Краевского, продуктивной для педагогической теории и практи­ки является только третья концепция, согласно которой педагогика является относи­тельно самостоятельной научной дисциплиной, имеющей свой объект и предмет ис­следования. (Напомним, что объект науки — категория, обозначающая некоторую целостность, выделенную из объективного мира и выступающую в качестве области человеческой деятельности и познания.Предмет науки — наиболее существенные отношения, стороны, свойства, признаки объекта, исследуемые данной наукой.) Боль­шинство современных ученых полагают, что объект педагогики — это те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в про­цессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления составляют сферу обра­зования (воспитания и обучения). Итак, объект педагогики — сфера образования, но образование изучают и другие пауки (философия, социология, психология, экономи­ка). Предмет педагогики — не образование вообще, а образование как реальный цело­стный педагогический процесс, целенаправленно реализуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных, культурно-воспитательных учреждениях).

Иначе говоря, педагогика изучает сущность, закономерности, перспективы, тенден­ции развития педагогического процесса (образования), являющегося фактором и сред­ством развития человека на протяжении всей его жизни. Если, например, психология изучает развитие психики человека вообще, то педагогика изучает процесс развития и формирования личности в условиях образования (воспитания, обучения).

Педагогика одновременно является и теоретической, и прикладной наукой. Кактеоретическая наука она осуществляет теоретический анализ практики образова­ния, устанавливает функционирующие в ней закономерности педагогического процесса,тенденции и перспективы его развития. Как прикладная наука педагогика использует теоретические знания в повседневной педагогической практике, разрабатывая на их основе практические рекомендации.

С этим двойственным характером педагогики связаны две ее основные функции и соответствующие группы задач. Понятно, что функции и задачи педагогики как науки также обусловлены ее предметом.

Теоретическая функция педагогики реализуется посредством решения педагоги­кой следующих задач:

- анализ, изучение, обобщение и оценка передового, новаторского педагогическо­го опыта;

- теоретическое изучение, раскрытие сущности педагогических явлений; противо­речий, закономерностей, причинно-следственных связей педагогического процесса, определение его целей и задач; разработка моделей педагогических систем, опережа­ющих педагогическую практику; уточнение и дальнейшее развитие понятийно-кате­гориального аппарата;

- выявление состояния педагогических явлений, условий успешности или эффек­тивности деятельности педагога и учащихся;

- экспериментальные исследования педагогической действительности и построе­ние на их основе моделей преобразования этой действительности.

Технологическая (проективно-конструктивная) функция предполагает решение таких задач:

- разработка содержания, форм, методов, средств обучения и воспитания, новых педагогических систем и технологий, основ инновационной педагогической деятель­ности;

- разработка на основе теоретических концепций соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников, учебных и методических посо­бий, педагогических рекомендаций и т. п.);

- внедрение достижений педагогической науки, результатов педагогических ис­следований в образовательную практику с целью ее совершенствования или преобра­зования;

- оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующая коррекция взаимодействия науки и практики;

- научно-методическое обеспечение управления образовательными структурами и системами, реформирования системы образования.

Наши рекомендации