Социально-экономические предпосылки возникновения и развития педагогической теории
Для того чтобы человеческое общество развивалось, необходима преемственность поколений, передача культурно-исторического (социального, духовного, производственного, научного и т. п.) опыта от одного поколения другому. Многие века процесс передачи социального опыта протекал как естественный. Каждая семья (сначала полигамная, затем моногамная) испытывала естественную потребность готовить свое потомство к жизни, приобщая его к взаимодействию с природой, другими людьми, реализовывала эту потребность. Поэтому практика воспитания первоначально определялась как передача жизненного опыта людей от старшего поколения к младшему с целью подготовки его к самостоятельной жизни. Следовательно, воспитание как социальное и педагогическое явление оказывается таким же древним, как само человечество, и будет существовать до тех пор, пока будут жить люди.
На определенном этапе развития человечества (в поздний период рабовладельческого строя) был накоплен такой объем социального опыта, что потребовались люди, специально занимающиеся воспитанием и обучением детей. Появились и специальные учебные заведения, в которых осуществлялся процесс обучения и воспитания детей. Таким образом, процесс передачи культурно-исторического опыта становится необходимым и целенаправленным. Воспитание превращается в социальное явление и приобретает общественную функцию.
Рассуждая аналогично, можно прийти к выводу, что и педагогическая наука является одной из самых древних отраслей знаний и неотделима от развития общества. Так, уже первобытные люди обладали знаниями по воспитанию детей, которые передавались от одного поколения к другому в виде обычаев, традиций, игр, житейских правил. Эти знания нашли позже отражение в поговорках, пословицах, мифах, легендах, сказках, составивших содержание народной педагогики. Житейский педагогический опыт развивался и сохранялся в виде педагогической культуры народа, его педагогической ментальности и составлял основу научного педагогического знания.
Можно сказать, что «процесс зарождения педагогики основывался на вопросе “как?”: как вводить ребенка в жизнь на определенном уровне современной культуры?». Иначе говоря, в исходном своем варианте педагогика являлась прикладной наукой.
История (этимология) слов «педагогический», «педагогика» уходит в античную Грецию (VI—IV вв. до н. э.). За ребенком, получавшим домашнее воспитание, присматривал специальный раб — «педагогос». Он же сопровождал ребенка в школу. Позже педагогами были уже вольнонаемные люди, которые занимались воспитанием и обучением детей.
В России слова «педагог», «педагогика» появились вместе с педагогическим, философским наследием античной цивилизации, Византии и других стран. Русские книжники, читавшие в оригинале (на греческом языке) труды античных мыслителей, ввели в обиход и новые слова «педагог», «педагогика». Эти греческие слова имели тот же смысл, что и древнерусские слова «воспитание», «воспитатель».
В настоящее время термин "педагогика" многозначен. В исторической последовательности возникает первоначально воспитательная практика, затем она достигает уровня искусства (мастерства высокого уровня). На этой основе формируется педагогическая мысль, которая, развиваясь и совершенствуясь, со временем становится педагогической наукой. Следовательно, педагогику как науку составляют теоретические положения по проблемам образования (воспитания, обучения).
Педагогика как искусство представлена своеобразием профессионального опыта учителя или воспитателя, их практической педагогической деятельностью, которая основывается на познанных наукой закономерностях воспитания, обучения, развития личности.
Педагогическое искусство часто определяют как практическую реализацию педагогической теории на высоком уровне педагогического мастерства. Педагогическое мастерство — высокий уровень развития профессиональной культуры как синтеза педагогических знаний, способностей и умений. Важной составной частью педагогического мастерства, искусства являются освоенные педагогом педагогические технологии.
Педагогическая технология — это совокупность научно обоснованных последовательных операций и действий педагога, приводящих к наиболее эффективному, заранее запланированному результату.
Первоначально педагогическая практика представляла собой педагогическую деятельность на основе здравого смысла, интуиции, традиционных представлений о воспитании. Современная же педагогическая практика организуется как конкретное воплощение в педагогическом процессе рекомендаций педагогической теории.
В заключение укажем на еще одно значение термина «педагогика»: педагогика как учебный предмет в учебном заведении. Основная цель этого учебного предмета — подготовка профессионального педагога. Он, как и другие учебные предметы, имеет свои цели, задачи, содержание, методы, средства.
Педагогика как наука об образовании человека
Для определения педагогики как науки важно ответить на вопрос: что же она изучает? Для этого необходимо осмыслить ее объект и предмет исследования.
Во взглядах ученых на педагогику существует три подхода (концепции). Одни считают, что педагогика — междисциплинарная область знания, а не самостоятельная теоретическая наука. Другие ученые отводят педагогике роль прикладной дисциплины, которая опосредованно использует знания, заимствованные из других наук (психологии, естествознания и других), и адаптирует их к решению образовательных задач. Представители указанных выше точек зрения фактически отрицают педагогику как самостоятельную область теоретических знаний и отрицают право педагогики на свой предмет исследования. Вместе с тем ни одна из смежных с педагогикой наук не изучает педагогическую действительность целостно и целенаправленно и, следовательно, при таком подходе не может быть разработана фундаментальная теоретическая остова для осуществления и преобразования педагогической практики. Педагогическую практику без теории К. Д. Ушинский сравнивал со знахарством в медицине.
По мнению В. В. Краевского, продуктивной для педагогической теории и практики является только третья концепция, согласно которой педагогика является относительно самостоятельной научной дисциплиной, имеющей свой объект и предмет исследования. (Напомним, что объект науки — категория, обозначающая некоторую целостность, выделенную из объективного мира и выступающую в качестве области человеческой деятельности и познания.Предмет науки — наиболее существенные отношения, стороны, свойства, признаки объекта, исследуемые данной наукой.) Большинство современных ученых полагают, что объект педагогики — это те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления составляют сферу образования (воспитания и обучения). Итак, объект педагогики — сфера образования, но образование изучают и другие пауки (философия, социология, психология, экономика). Предмет педагогики — не образование вообще, а образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно реализуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных, культурно-воспитательных учреждениях).
Иначе говоря, педагогика изучает сущность, закономерности, перспективы, тенденции развития педагогического процесса (образования), являющегося фактором и средством развития человека на протяжении всей его жизни. Если, например, психология изучает развитие психики человека вообще, то педагогика изучает процесс развития и формирования личности в условиях образования (воспитания, обучения).
Педагогика одновременно является и теоретической, и прикладной наукой. Кактеоретическая наука она осуществляет теоретический анализ практики образования, устанавливает функционирующие в ней закономерности педагогического процесса,тенденции и перспективы его развития. Как прикладная наука педагогика использует теоретические знания в повседневной педагогической практике, разрабатывая на их основе практические рекомендации.
С этим двойственным характером педагогики связаны две ее основные функции и соответствующие группы задач. Понятно, что функции и задачи педагогики как науки также обусловлены ее предметом.
Теоретическая функция педагогики реализуется посредством решения педагогикой следующих задач:
- анализ, изучение, обобщение и оценка передового, новаторского педагогического опыта;
- теоретическое изучение, раскрытие сущности педагогических явлений; противоречий, закономерностей, причинно-следственных связей педагогического процесса, определение его целей и задач; разработка моделей педагогических систем, опережающих педагогическую практику; уточнение и дальнейшее развитие понятийно-категориального аппарата;
- выявление состояния педагогических явлений, условий успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся;
- экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности.
Технологическая (проективно-конструктивная) функция предполагает решение таких задач:
- разработка содержания, форм, методов, средств обучения и воспитания, новых педагогических систем и технологий, основ инновационной педагогической деятельности;
- разработка на основе теоретических концепций соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников, учебных и методических пособий, педагогических рекомендаций и т. п.);
- внедрение достижений педагогической науки, результатов педагогических исследований в образовательную практику с целью ее совершенствования или преобразования;
- оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующая коррекция взаимодействия науки и практики;
- научно-методическое обеспечение управления образовательными структурами и системами, реформирования системы образования.