Социально-экономические и духовные предпосылки возникновения философии

Социально-экономические и духовные предпосылки возникновения философии

Возникновение философии вызвано четырьмя причинами: социальными, экономическими, классовыми игносеологическими.

Согласно Платону, начало философии в удив­лении (изумлении). Согласно Аристотелю, люди начали философствовать, избегая незнания. Она возникает там, где некоторые люди стали иметь досуг, и у них возникло свободного времени. Философствование, утверждает Аристотель, — это лучшая форма времяпре­провождения, тем более что стремление к мудрости добродетельно.

Социально-экономические и духовные предпосылки возникновения философии.

Предпосылки возникновения философии связаны с кризисом в обществе. До философии функцию выхода из кризиса выполняла мифология, но со временем мифология утратила эту функцию. Причины этого:

- экономическое развитие Греции, эко­номический подъем в IX—VII веках до н. э - отделение городов от деревень - развитие производительных сил - развитие торговли и судоходства- путешествия- накопление новых знаний - разделение труда на умственный и физический - появление частной собственности - стратификация общества - возникновение и расширение греческих колоний - увеличение богатства и его перераспределение - рост народонаселения и прилив его в города Исходя из данных причин, в обществе появилась необходимость создания права, законодательства для защиты частной собственности. Рост знаний об обычаях других народов приводит к кризису мифологическое мировоззрение и людям требуется рациональное объяснение действительности. Греция становится центром ремесленной индустрии и торговли. Осуществляется переход от первобытнообщинного строя к рабовладельческому. В это время труд разделяется на умственный и физический, появляются классы. Господствующий класс получает больше свободного времени и занимается умственным трудом. Эта умственная деятельность направлена на попытки объяснить сущность мира, человека, месте человека в мире и т.д. Отсюда и возникает философия

Философия как мировоззрение

Мировоззрение — система взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющая отношение к окружающей действительности и характеризующая видение мира в целом и место человека в этом мире. Именно мировоззрение, а не объем знаний человека определяет его поведение и поступки. Существует три исторических типа мировоззрения:

• Мифологический тип мировоззрения. Это мировоззрение, которое сформировалось у людей первобытного общества. Мифологическое мировоззрение выражается в символах. Пример: Медведь издавна считался символом — «духом тайги».

• Религиозный тип мировоззрения. Сущность религиозного мировоззрения состоит в раздвоении мира на мир реальный и мир божественный. Основой возникновения религиозного мировоззрения является вера.

• Философский тип мировоззрения - это предельно общее отношение человека к миру, а также к самому человеку. Философское мировоззрение отличается системно-рационализированным характером. Философское мировоззрение представляет собой синтез наиболее общих взглядов на природу, общество, человека. Философия – высший, наиболее теоретический вид мировоззрения. Философия учит ничего не принимать на веру, а подвергать все анализу. В нем взаимоотношение миро­здания, природы и людей осознается в логической системе понятий и кате­горий. Фи­лософия — это системно-рационализированное мировоз­зрение (В.Орлов). Системность определяет содержание философии, поиск ею субстанции мироздания, а рационализирован­ность — ее форму, ее уровень. Философия способна охватить в своих понятиях мир в целом и человека и есть форма отношения человека к миру при помощи мысли.

Условно философское мировоззрение можно разделить на три основных типа:

1) оптимизм; 2) пессимизм; 3) безразличие к миру. Конкретными видами мировоззрения могут быть: прагматизм, эгоизм, альтруизм , цинизм, гедонизм

.В мировоз. выделяют два уровня: чувственно-эмоциональн. и теоретич. Чувств.-эмоц.мировоз.- это цельное осознание действительности в виде ощущений, восприятий,эмоций. Теоретич.уровень- интеллектуальный аспект мировоз-я(действительность через призму законов). Историч.формы мировоз-я: миф- священное придание, сложенное о деянии богов, в кот.повествуется о том как устроен мир.

3. Предмет, структура и функции философии.

Философия – Наиболее общие знания о мире и человеке.

Особенность философии как науки – изучение мира как целого.

Предметом современной философии стали всеобщие законы строения, функционирования, развития мира, всеобщие принципы познания и преобразования мира.

Лингвистическая философия занимается анализом языка науки.

Предмет философии определяет структуру философии.

Разделы философского знания:

Онтология – философское учение о бытии

Гносеология – фил. учение о познании

Диалектика – учение о развитии

Социальная философия – учение об обществе

Философия экономики, права и т.д.

История философии

Философия истории

Логика – учение о законах мысли

Этика – учение о морали

Эстетика – учение о прекрасном

Философия религии и атеизма

Философская антропология

Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение.

6 функций философии:

1. Мировоззренческая функция: Способствует формированию целостной картины мира, представлений о его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

2. Познавательная (или гносеологическая) функция философии: Одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (т.е. механизм познания)

3. Методологическая функция философии: Заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности. Метод – способ познавать и преобразовывать деятельность.

4. Прогностическая (или эвристическая) функция философии: Заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижения познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

5. Идеологическая функция философии: Идеология – система взглядов на социально-экономический строй общества, отражающий и выражающий интересы определенной группы (класса), призванный изменить строй либо его укрепить.

6. Критическая (преобразующая) функция философии: Её роль - подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания. Основной вопрос философии, его структура (стороны и уровни). Первый, или основной вопрос философии – это вопрос об отношении сознания к материи (Энгельс). В со­ставе ОВФ можно выделить три уровня.В первом уровне имеются две стороны. Первой стороной во­проса об отношении сознания к материи выступает вопрос о том, что является первичным - материя или сознание, и, соответствен­но, что из них выступает в качестве вторичного, производного, зависимого. Вторая сторона ОВФ есть вопрос о познаваемости мира. Часть фило­софов признают безусловную познаваемость мира для человека. Другие философы ее отрицают, они являются агностиками (Д. Юм, И. Кант). Второй уровень ОВФ, вопроса об отношении сознания к мате­рии, представляет собой тройственный вопрос: о сущности мира, сущности сознания и сущности отношения второго к первому. Третий уровень ОВФ выступает в качествемодификации первых двух уровней:во­прососущности мира, сущности человека, его месте в мире и пер­спективах существования. Решения основного вопроса философии. При решении первой стороны основного вопроса философии философы раз­делились на два больших лагеря — идеалистови материалистов.Те, которые утверждали, что субъективная реальность, духовные сущности существова­ли до природы, материального бытия и породили его, составили идеалисти­ческий лагерь. Те, которые началом считали природу, материю, вошли в ла­герь материалистов. И материализм и идеализм — это монистические философские учения. Монизм – учение, основывающееся на признание единственного начала. Существуют также дуалистические концеп­ции. Примером дуализма может служить учение Декарта,ко­торый считал, что материя и сознание являются независимыми друг от друга субстанциями. При решение второй стороны ОВФ о познаваемости мира возможны два решения:

1) мир познаваем; 2) мир непознаваем, т.е.агностицизм.

Философия Нового времени.

Наступившая после Средневековья и эпохи Ренессанса эпоха Нового времени, реагируя на потребности реальности, начало формировать иное отношение к природе и человеку.Лицо эпохи постепенно начинает определять наука. XYI и XYII века – это время смены общественно-экономических формаций – на смену феодальной идет новая, основанная на наемном труде рабочего – капиталистическая. Нарождающаяся буржуазия Нидерландов, Англии, Франции ориентируется на действительное познание мира, которое не было бы основано только лишь на библейских сказаниях либо схоластической идее, но которое опиралось бы на практические знания и опыт. Для формирования науки Нового времени вообще и естествознания, в частности, характерна ориентация на познание реальности, опирающейся на чувства и практичность. Как эмпирическое, так и рациональное познание ведут к развитию науки как целостного явления, обусловленного общественной потребностью. Основные направления философского мышления определяют Френсис Бэкон, Рене Декарт, Томас Гоббс, Джон Локк, Джон Беркли, Давид Юм, Бенедикт Спиноза, Величайшей заслугой философского мышления Нового времени была разработка общей методологии познания, в процессе решения которой образовалось два основных направления: эмпиризм (сенсуализм) и рационализм. Родоначальником эмпиризма стал Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма: в разуме нет ничего такого, чего бы не было в чувствах; чувства и опыт - источники знания, а разум – лишь систематизатор данных, полученных путем опыта. Сторонниками сенсуализма были Д. Локк, Д. Беркли, Д. Юм. Все они считали, что опытным знаниям соответствует индуктивный метод познания, в основе которого находится наблюдение, анализ, сравнение и эксперимент. В отличие от эмпиризма рационализм (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц) основным источником знания считает мысли и понятия, присущие человеку от рождения или в виде задатков. Чтобы отыскать истину, мышление должно руководствоваться следующими правилами: 1.Считать истинным только то, что представляется уму ясным и не вызывающим сомнения; 2.Каждую сложную проблему надо расчленить на частные задачи. Через их решение можно решить всю проблему; 3.Следует начинать движение к истине от простого – к сложному;4.Во всех областях знания составлять общий обзор фактов, открытий, гипотез, систем, чтобы быть уверенным, что ничего из открытого не упущено. Естественно, развитие математики, физики и других естественных наук в XYII веке необычайно активно способствовало развитию философии материалистического направления с механистической окраской. В силу особой роли физики абстрагироваться от ее влияния на философию в XYII и XYIII веках нельзя. Было много великих ученых указанного периода, которые внесли максимальный вклад в развитие новой естественно-научной картины мира. Но первым среди них был Галилео Галилей и Исаак Ньютон. Философия Нового времени поставила в центре своей системы ценностей мыслящего субъекта. Такой шаг не мог не привести к существенному пересмотру воззрений на роль личности, общества, государства, религии. Для передовых философов XYII века стала нормой опора на понятие естественного права каждого человека, дополняемого понятием общественного договора. В отличие от своих античных или средневековых коллег мыслители Нового времени стремились защитить права каждого человека. В юридическом отношении все люди признавались равноправными. Юридическое равенство состоит в равенстве возможностей разных личностей. Эту идею активно развивали английские философы Томас Гоббс и Джон Локк. Т. Гоббс известен как защитник концепции общественного договора, без которого, по его мнению, люди в силу естественной вражды друг с другом не способны к мирному сосуществованию. Наиболее полное выражение юридические мысли нашли в трудах Джона Локка, автора конституции Северной Каролины.Свои рассуждения Д. Локк начинает с рассмотрения прав человека. Человек от рождения обладает тремя основными правами: на жизнь, на свободу, на собственность. Эта формула Д. Локка вошла во многие раннебуржуазные конституции. Локк показал, что все три права взаимосвязаны друг с другом и взаимоопределяют друг друга.

Локковская концепция права ставит на первое место уважение и соблюдение гражданской самостоятельности человека, уважение к конституции как мощному оружию социального прогресса. И, таким образом, новый стиль философского мышления привел к выработке прогрессивного юридического мировоззрения.

Движение и покой.

Понятие движения раскрывается через противопоставление покою. Материалистическая диалектика вовсе не отрицает реального покоя. Такое отрицание, характерное для релятивизма как одной из форм метафизики, неминуемо приводит к отрицанию движения и, более того, самого существования вещей. Действительно, движение предполагает материальный субстрат, который изменяется. Это означает, что движение должно быть связано с чем-то сохраняющимся, относительно покоящимся. Абсолютизация движения, доведенная до полного отрицания покой, приводит к тому, что вещь, как носитель движения, растворяется нами в чистом движении, что делает и бессмысленным и само понятие движения.

Вместе с тем покой и движение не являются равноправными. Покой выступает как момент движения. Поэтому диалектика рассматривает движение как абсолютное, покой как относительный.

Покой относителен в 2 смыслах. Во-первых, в пределах каждого покоящегося состояния происходят непрерывные изменения, подрывающие покой «изнутри». Во-вторых, всякое состояние покоя рано или поздно сменяется новым состоянием относительного покоя.

Поскольку всякое движение включает в себя моменты покоя, но не сводится к нему, понятие движения получает широкий и узкий смысл. В широком смысле движение – целостный процесс, включающий моменты покоя и собственно движение, движение в узком смысле – за вычетом покоя.

Движение и развитие.

Движение – это развитие вообще, безотносительно к его направлению и результату. Развитие понимается как возникновение качественно нового. При первоначальном подходе возникает впечатление, что развитие есть одна из частных форм движения. При этом развитие обычно определяют как высшую форму движения.

Движение – более простое свойство материи, которое обнаруживается в любых актах изменений. Развитие –более сложный и фундаментальный процесс, проявляющийся лишь в крупных интервалах изменений. Развитие включает движение, движение – наиболее абстрактная сторона развития.

Существует несколько трактовок развития.

1. трактовка развития как бесконечного движения от низшего к высшему, от простого к сложному, более богатому по содержанию.

В =Н + h, где h - сложность

Парадокс развития: откуда взялась сложность, если в низшем ее нет, а в высшем уже есть?

2. трактовка развития как мирового круговорота. Согласно ей, развитие материи есть круговорот, состоящий из 2 равноправных процессов, или ветвей: прогрессивного (восходящего) и регрессивного (нисходящего) развития.

Центральным моментом концепции мирового круговорота является постулат равносильности прогресса и регресса в мировом развитии. Ближайшим следствием из концепции круговорота является заключение, что социальный прогресс неминуемо исчерпывается и в силу самой природы развития, природы человека, приводит к деградации последнего. Более далеким, но логически неизбежным, является вывод о конечном качественном и количественном многообразии материи, ибо круговорот имеет начальный, низший и конечный, предельный, высший уровни развития. С этих позиций материя имеет наипростейший и наисложнейший уровни, а это противоречит положениям диалектического материализма. И возникает вопрос: что происходит в низшей точке развития, что заставляет снова ее развиваться?

3. концепция развития как необратимых качественных изменений сохраняет ряд основных положений концепции круговорота, но стремится исправить последнюю, рассматривая круговорот как момент необратимого движения. Но эта концепция содержит главный постулат предыдущей – о равносильности и равнозначности прогресса и регресса.

Язык и мышление.

Язык справедливо называют орудием мышления, каждое слово (понятие) является совокупностью зна­ний о данном предмете или явлении, поэтому две основополагающих функции языка познавательная и коммуникативная неразрывно связаны между собой: познание мира человеком всегда было связано с общением человека с членами рода.

Язык служит как формой выражения мысли, так и средством общения людей. Поэтому язык всегда есть явление социальное, он несет четкий конкретно-исторический отпечаток и порожден предметно-практической деятельностью людей, их обществен­ными отношениями, культурными традициями и обычаями. Язык фиксирует, закрепляет и сохраняет накопленные людьми знания, нормы и ценности общества и передает их из поколения в поколение.

С помощью языка осуществляется планирование будущих действий, т. е, реализуется прогностиче­ская функция мышления, что отличает человека от животных. Мысль человеческая всегда оформлена языком, вне языка могут быть переданы только по­средством мимики или жестов неясные побуждения, волевые импульсы, которые хотя и важны, однако несравнимы с речью, раскрывающей замыслы, чувст­ва и переживания человека.

Язык и мышление связаны между собой, но НЕ тождественны друг другу. Великий русский психолог Л. С Выготский подчеркивал, что мысль никогда не равна прямому значению слова, однако она и не воз­можна без слов. Язык развивается под влиянием предметной деятельности и традиций культуры общества, а мышление связано с овладением закона­ми логики и зависит от познавательных способно­стей каждого человека.

Функции языка.

1. способ выражения мысли

2. номинативная - предметная отнесенность

3.анализирующая – язык связан с познавательной деятельностью

4. коммуникативная – средство общения между людьми

5. интегративная – передача мыслей

6. средство объективации человеческих знаний

7. является средством приобщения к культуре другого народа

8. реализация волевых функций сознания

9. средство реализации человека

10. способен выступать как средство самоутверждения

Диалектика

Рассмотрим три закона так называемой объективной диалектики. Это закон единства и борьбы противоположностей, законе перехода количественных измене­ний в качественные и законе отрицания отрицания.

Согласно закону единства и борьбы противополож­ностей, во всех видах реальности друг другу противосто­ят противоположности, которые находятся в противо­речивых отношениях.

Закон количественно-качественных преобразований, согласно которому количественные изменения неминуемо приведут к качественным преоб­разованиям. Этот закон весьма удачно ото­бражает большой массив научных данных. Действитель­но, любое явление сохраняет свою качественную определенность не при всяких количественных пара­метрах. Пример: нагретая до определенной температу­ры жидкость испаряется (превращается в газ).

Согласно закону отрицания отрицания изменения происходят в два этапа: сначала исходное явление пре­вращается в свою противоположность (так, посеянное зернышко «вытягивается» в стебель), затем происхо­дит возврат к исходному явлению, но на более высо­ком уровне (на стебле появляется не одно, а несколь­ко зерен). Данный закон характерен для процессов с циклическим характером развития. Одна­ко развитие не всегда идет по циклу (вряд ли современ­ное общество вернется, в том числе и на так называе­мой более высокой основе, к первобытному обществу).

Диалектика — познание в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания и других аспектов деятельности.

Явление - сущность

Понятие явление неоднозначно. Оно употребляется для обозначения объекта в его целостности, в единстве всех его сторон, (явления природы, психических явлениях)

Сущность не находится на поверхности и не может быть дана в непосредственных восприятиях..

Явление — это синтез категорий единичное, форма, следствие, случайность, закономерность.

Сущее (сущность) синтез категорий общее, содержание, причина, необходимость, закон.

Явление проявляется в своей единичности. Сущность это внутренняя сторона объекта, явление — внешняя, видимая. (Молния — явление, электрический разряд – сущность) Таким образом — сущность — категория представляющая совокупность внутренних, необходимых сторон и связей, их случайные отклонения.

Причина и следствие — без причины ничего не происходит. Любой объект находится в причинно-следственных или казуальной связи.

А → В причина → причинение В -. следствие

Пуля — удар в стекло — разрушение следствие

Форма – содержание.Содержание принято рассматривать как совокупность всех частей объекта, форму — как внутреннею организацию: из этого следует, что содержание представляет собой структурно организованную совокупность частей (элементов), форма — способ существования и проявление содержания.

Одно и то же содержание может существовать в различных формах — вода в форме жидкости, льда или пара.

В большинстве случаев форма определяет содержание.

Возможность и действительность — объект, существующий в настоящем, представляет собой действительность. Существование объекта в будущем представляет Возможность. Возможность и действительность связаны друг с другом.

Возможность есть то, что совместно с объективными законами и при определенных условиях может осуществиться, стать действительностью.

Действительность — есть реализованная возможность,

Случайность - необходимость

Необходимость порождена преимущественно внутренними устойчивыми, постоянно действующим причинами в результате действия, которых возникает именно данное следствие.

Случайность порождена по преимуществу внешними причинами действующими неустойчиво и неоднообразно поэтому следствие может наступить, но может и не наступить, может проявляться так или иначе.

Случайность может переходить в необходимость (миграции рыб, движение отдельной рыбы, случайно как части в целом, но движение, взятое в совокупности выступает как необходимость (перемещение) в другое место, скажем для нереста.

Необходимость проявляется во множестве случайных явлений и в определенных условиях играет решающую роль в изменении структуры и всей системы

Человек

– материально-социальное существо, единица общества, обладающая индивидуальной социальной сущностью. Сущность человека заключается в родовых признаках – труд и разум.

Сущностные силы человека. 2 концепции:

1) общечеловеческая; 2) социальная.

Сущность - наиболее существенное, важнейшее в предмете, его качественная отличительная характеристика. В общефилософском плане: человек - социальное универсальное материальное существо. Социальное - человек обладает надприродными свойствами; универсальное – все свойства мира присущи человеку. В социально-философском плане: человек - социальное материальное родовое существо (аналогично универсальному НО понятие родовое раскрывает, что человеку присущи свойства, которыми обладает каждый индивид: в каждом человеке представлен человеческий род. В каком-то смысле индивид и род тождественны.).

Индивид – единичный представитель рода человеческого(можно выделять по родовым признакам – первобытно-общинный и др.).

Что определяет характер общественных отношений - индивид или общество?

Подходы:

1)Индивид сам создает свое общественное обстоятельство;

2)Человек зависит от общественных обстоятельств.

Существует 2 противоположных определения Индивида:

Индивид - рассматривается как единичное, как уникальный человек.

Индивид - как человек вообще.

Личность – определенным образом реализованная в индивидууме интеграция социально-значимых качеств.

Если понятие индивидуальности подводит деятельность человека под меру своеобразия и неповторимости, многосторонности и гармоничности, естественности и непринужденности, то понятие личности акцентирует в ней сознательно-волевое начало. Индивид тем больше заслуживает права называться личностью, чем яснее осознает мотивы своего поведения и чем строже его контролирует, подчиняя единой жизненной стратегии.

Свобода- это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями. Абсолютной, безграничной свободы быть не может ни в физическом, ни в социальном аспекте существования человека. Полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого. Во Всеобщей Декларации прав человека, где все статьи посвящены правам и свободам личности, в последней, содержащей упоминание об обязанностях, говорится, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые имеют своей целью обеспечить признание и уважение прав других.

Соотношение категорий свободы и необходимости можно рассмотреть посредством анализа гегелевского афоризма: "свобода есть познанная необходимость". Все в мире подчинено силам, действующим непреложно, неотвратимо. Эти силы подчиняют себе и деятельность человека. Если эта необходимость не осмыслена, не осознана человеком - он ее раб, если же она познана, то человек обретает "способность принимать решение со знанием дела". В этом выражается свобода воли человека.

22.Общество как система. Сферы общественной жизни. Общество – система деятельности и жизни людей, объединенных территорией проживания, эпохой, традициями и культурой. Две основные сферы общественного бытия и главные сферы жизни общества.Общественное бытие имеет две стороны: объективную – то есть то, что существует независимо от сознания и воли людей (условия жизни, потребности людей, состояние материального производства и т.д.); субъективную – сознание и воля людей, их отношение к обществу, стремления, взгляды. На судьбу, развитие общества влияют как объективные условия его существования, так и субъективные – воля и сознание людей. Основными сферами жизни общества являются: экономическая (производство, распределение, обмен, потребление материальных благ), социальная (классы, страты, сословия, люди города и деревни), политическая(государство и государственные органы, политические партии, общественные организации), духовная (духовная деятельность, духовные ценности, духовные потребности людей, духовное потребление, индивидуальное сознание, общественное сознание). К.Маркс выделил производительные силы труда и всеобщие производительные силы. Человек, трудящийся, является непосредственным субъектом труда. Прежде всего человек выступает как рабочая сила, обладающая физическими и интеллектуальными способностями, профессиональными знаниями и определенным уровнем сформированности культуры. Всеобщие производительные силы характеризуются двумя моментами: 1. это силы, эффект которых произведен от кооперации всего общественнотруда, 2. это силы, связанные с уровнем духовной культуры общества. Производственные отношения - это совокупность материально-экономических отношений между людьми, складывающаяся в процессе производства и движения общественного продукта от производителя до потребителя. Развитие материального производства начинается с развития производительных сил, в которых наиболее быстрыми темпами развиваются орудия труда. По мысли марксистов, производительные силы всегда обусловливают определенные общественные производственные отношения, поскольку люди не могут осуществлять процесс производства не объединяясь каким-либо образом. Следовательно, любое изменение производительных сил должно привести к изменению производственных отношений. Общественное производ­ство имеет свою структуру, охватывающую и духовное производство. и производство самого человека, и материальное производство. Материальное производство - процесс трудовой деятельности людей, которые с помощью соответ­ствующих средств осуществляют преобразование природы с целью создания материальных благ, направленных на удовлет­ворение человеческих потребностей. Причем процесс производства материальных благ всегда носит общественный характер. Совместный труд индивидов есть первое основание общественного характера производства, на базе которого зарож­даются и совершенствуются коллективные формы общественных связей, способа жизнедеятельности и всего образа жизни людей. Духовное производство - это производство сознания, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом. Результатами их труда являются: идеи, связи, духовность

Понятие культуры.

Философское понятие культуры. Сам термин «культура» латинского происхождения и первоначально означал возделывание почвы, ее «культивирование». Уже в этом первоначальном содержании термина язык выразил очень важную особенность культуры – заложенное в ней человеческое начало, акцентировав внимание на единстве культуры, человека и его деятельности.

В дальнейшем слово «культура» получило более обобщенное значение и им стали называть все созданное человеком. В таком понимании культуры действительно отражаются все существенные черты.

Словом «культура» называют все созданное человеком. При этом важной особенностью ее является заложенное в ней человеческое начало, что говорит о единстве культуры, человека и его деятельности. Там, где есть человек, его деятельность, отношения между людьми, там имеется и культура. Нужно лишь различать материальную и духовную культуру, при этом не противопоставляя их друг другу. Это разделение кажется очевидным. Однако в материальной культуре заключено формирующее ее духовное начало, так как она есть воплощение идей, знаний, целей человека, что и делает ее культурой; продукты же духовной культуры всегда облечены в материальную форму. Все это дает основание говорить о культуре как таковой, независимо от деления ее на материальную и духовную. Определяя сущность культуры, нужно исходить из того, что любое внешнее выражение культуры есть проявление степени развития самого человека. Поэтому не будет преувеличением сказать, что культура представляет собой меру человеческого в человеке, характеристику развития человека как общественного существа. Культура существует в постоянном взаимодействии своего внешнего материализованного выражения с самим человеком. Являясь продуктом деятельности, культура выступает и как предпосылка жизнедеятельность человека. Овладение культурой – решающий способ социализации личности, ее способности выполнять различные социальные функции.

Структура культуры.
1) различая виды деятельности, можно выделить элементы культуры по субъекту:
-индивидуально-личностные;
-социально-групповые;
-культура общества на определенном этапе развития;
2)можно выделить основные виды деятельности:
-познавательная (различные знания);
-ценностная деятельность (цели, идеалы);
-практически-преобразующая (нормы деятельности, эталоны, методы…)
есть:Þ3) можно различать деятельность, поведение, общение,
-культура_деятельности;
-культура_поведения;
-культура общения, которая предполагает и культуру чувств;
4)культура, ее элементы могут различаться и по объекту:
-естественно-техническая_культура;
-гуманитарная_культура_(политическая,эстетическая…).
В структуре культуры все элементы тесно взаимосвязаны.
Функции культуры.

1) гуманистическая. культура – способ становления человека, развития личности;
2) познавательная, связанная с достижением, фиксацией, сохранением разнообразных знаний;
3)ценностно-мировоззренческая;
4) методологическая, так как культура – совокупность способов, методов деятельности;
5)образовательно-воспитательная;
6)коммуникативная;
7)социальной_памяти;
8) психологической защиты. культура и самосознание личности могут позволить человеку в психологически сложной ситуации защититься, более взвешенно отнестись к ней.

Типы и формы государства.

Тип государства зависит от того, какой класс находится у власти и чьи интересы он защищает ( может не совпадать с фармацией). Выделяют 4 типа государства:

1. Рабовладельческий тип. Исторически 1 тип классовой организации общества. Это организация политической власти господствующего класса в рабовладельческой общественно-экономической фармации (ОЭФ). Важной функцией такого государства является защита собственности рабовладельцев на средства производства, в т.ч. рабов.

2. Феодальный тип государства. Результат гибели рабовладельческого строя и возникновения феодальной ОЭФ, как орудия классового господства крепостников-помещиков. Главное средство защиты сословных привилегий феодалов, угнетения и подавления зависимого крестьянства. Государство обеспечивает право господствующего класса на землю, владения крепостными и присвоения значительной части их труда.

3. Капиталистический тип. Функционирует на базе производственных отношений, основанных на капитализме, частной собственности на средства производства и юридической защиты рабочих от эксплуататоров. Это последний тип эксплуататорского государства.

4. Социалистический тип. Возникает в результате социальной революции, которая отвергает отношения частной собственности. Создается система экономических отношений, которая базируется на общественной собственности на орудия и средства производства, предполагает сотрудничество свободных от эксплуатации людей.

Форма государства – совокупность существующих способов организации, устройства и осуществления гос.власти, выражающих его сущность.

1. По способу организации высшей власти. Основой выделения различных форм правления служит способ организации власти, формальный источник власти.

--- Монархическая форма правления характеризуется наследственным принципом замещения главы государства. В зависимости от объема полномочий монарха выделяют такие разновидности данной формы правления, как абсолютная и конституционная монархия.

---Республиканская форма правления при которой высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением.

2.Форма государственного устройства - это территориально-политическая организация государства. Характеризует отношения между центром и регионами.

--- Унитарное государство является е

Наши рекомендации