Социально-экономические предпосылки возникновения философии

Философия как наука. Объект и предмет философии. Структура философского знания

Предмет философии включает в себя как изучение всеобщих законов развития мира и общества, так и изучение самого процесса познания и мышления, а также изучение нравственных категорий и ценностей

Это-дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира

Структура философского знания

выделяют разделы философии, или разделы философского знания:
фундаментальные (Что есть мир?) – онтология
познавательные (Как познается мир?) – теория познания (гносеология)
ценностные (Что такое хорошо и что такое плохо?) – аксиология
этические (Что такое добро и зло?) – этика
эстетические (Что такое красивое, безобразное?) – эстетика
Практические (Как с этим миром взаимодействовать?) – праксеология

Специфика философского знания. Основной вопрос философии

. Можно выделить следующие особенности философского знания:

•имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т. д.);

•носит предельно общий, теоретический характер;

• содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук;

• во многом субъективно — несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;

• является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;

• изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;

• имеет качество рефлексии — обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя);

• испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;

• в то же время динамично — постоянно развивается и обновляется;

• опирается на категории — предельно общие понятия;

• неисчерпаемо по своей сути;

Основной вопрос философии

Решению основнго вопроса философии посвящена работа Энгельса, Фейербаха и конец классической немецкой философии. Основной вопрос философии - вопрос о соотношении духа к природе, мышления к бытию, сознания к материи, души к телу, человека к миру. Это вопрос о том – создан ли мир богом или он существует вечно, это вопрос о том, как соотносится между собой природа и наши знания о ней. От решения решения основного вопроса философии зависит способ решения всех других философских проблем.

Основные вопросы философии:

1.АНТОЛОГИЧЕСКАЯ (учение о бытии, как таковом) – вопрос о соотношении материи и сознания.

Решение: 1.Материализм М(первичный) - С(вторичный)

Сознание отражает материю, есть результат материализм.

Демокрит «Линия Демокрита»

2.Идеализм С(первичный) – М(вторичный)

Платон, Гегель; «Линия Платона»

Основные функции философии. Связь философии и частнонаучного знания.

Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Принято выделять:

мировоззренческую,

методологическую,

мыслительно-теоретическую,

гносеологическую,

критическую,

аксиологическую,

социальную,

воспитательно-гуманитарную,

прогностическую

функции философии.

Содержание функций философии.

Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

Роль критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др.

Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

5)Многообразие и единство историко-философского процесса

Если посмотреть историю философии, то направленность исторического процесса оценивалась в зависимости от мировоззрения, от уровня развития мышления:

1. Античность. Древние греки везде видели КРУГОВОРОТ (движение по кругу, метафизика, абстрактность - всё старое ничего нового)

2. Средние века. Религия (разрыв потока вечности грехопадением человека - /метафизическое, традиционный подход/ соединение круга и прямой) Но появилась разумная идея перехода от круговорота к прямой, как прогрессу.

3. Новое время. Прогресс - движение ПО ПРЯМОЙ (метафизика, абстракция - всё новое ничего старого) Источник прогресса (Ф. Бэкон, Р. Декарт) разум. Историки это назвали линейностью исторического процесса. Маркса прилепили к этому направлению ошибочно.

4. Маркс мыслил конкретно, а не абстрактно, не метафизически, а диалектически. Его образ истории не является движением по кругу или движением по прямой как мыслят обыватели. У Маркса единство круга и прямой, т. е спираль - (мышление в бесконечных понятиях), конечно, это единство круга и прямой качественно отличается от религиозного метафизического образа (мышление в бесконечных представлениях).

5. Новейшее время. НЕЛИНЕЙНОСТЬ ЭВОЛЮЦИИ, отражает многообразие исторического процесса (прогресс, регресс, различного рода случайности, скачки в сторону...). Никакие линии не могут выразить богатство истории. Но это Ваша позиция, уважаемый

ТИН. С этой позиции, несомненно " дефект марксизма " существует. Нелинейность исторического процесса отрицает марксизм.

6. Как следствие нелинейности исторического процесса появились исследования Н.Я. Данилевского, О.Шпенглера, А.Тойнби, П.Сорокина концепций локальных обществ, культурных организмов. Или концепции ЦИВИЛИЗАЦИЙ, чаще всего называют западную, русскую, исламскую, китайскую и индийскую цивилизацию...

Социально-экономические предпосылки возникновения философии

Предпосылки возникновения философии связаны с кризисом в обществе. До философии функцию выхода из кризиса выполняла мифология, но со временем мифология утратила эту функцию. Причины этого:

- экономическое развитие Греции, эко­номический подъем в IX—VII веках до н. э

- отделение городов от деревень

- развитие производительных сил

- развитие торговли и судоходства

- путешествия

- накопление новых знаний

- разделение труда на умственный и физический

- появление частной собственности

- стратификация общества

- возникновение и расширение греческих колоний

- увеличение богатства и его перераспределение

- рост народонаселения и прилив его в города

Исходя из данных причин, в обществе появилась необходимость создания права, законодательства для защиты частной собственности.

7)Досократическая философия. Постановка и анализ проблемы субстанции в Милетской школе.

Досократики — условное название древнегреческих философов раннего периода (VI—V века до н. э.), а также их преемников IV в. до н. э., творивших вне русла аттической сократической и софистической традиций.

Основным предметом философствования у досократиков был космос. Он представлялся им состоящим из обыкновенных чувственных стихий: земли, воды, воздуха, огня и эфира, взаимно переходящих друг в друга в результате сгущения и разрежения. Человек и сфера социального, как правило, не вычленялись досократиками из общекосмической жизни. Индивид, общество, космос у досократиков подчинялись действию одних и тех же закономерностей.

Философская категория “субстанция” (от лат. substantia – “то, что лежит в основе”) как раз и обозначает внутреннее единство бесконечного разнообразия вещей, явлений, процессов, событий (то есть многообразных форм проявления бытия

субстанция – это то, что существует само по себе, самостоятельно, не зависит в своем существовании ни от чего другого

Милетская школа была первой древнегреческой философской школой. Общим для всех ее представителей был тезис о том, что материальный космос никем и ничем не создан, возник сам собой из единого первоначала (“архэ”), зависит сам от себя и сам собой управляет, то есть представляет саморегулирующийся процесс. Милетцы поставили перед собой задачу не просто указать на материальное первоначало, но и объяснить, как из этого единого начала возник многообразный космос

Наши рекомендации