Социально-экономические и духовные предпосылки возникновения философии

Содержание

Содержание. 1

История философии. 4

Социально-экономические и духовные предпосылки возникновения философии. 4

Мировоззрение и типы мировоззрения. 5

Особенности религиозного мировоззрения. 5

Особенности философского мировоззрения. 5

Философия как наука. 6

Предмет, структура и функции философии. 7

Философия и частные науки. 7

Основной вопрос философии, его структура. 8

Формы материализма и идеализма. 9

Агностицизм. 9

Причины агностицизма. 10

Диалектика и метафизика. 10

Античная философия и ее периодизация. 11

Милетская школа. 12

Гераклит. 12

Пифагор. 13

Элеаты. 13

Софисты и Сократ. 13

Атомисты. 14

Платон и Аристотель. 15

Философия Средних веков. 16

Философия Августина. 16

Философия Фомы Аквинского. 16

Философия эпохи Возрождения. 17

Философские взгляды Н. Кузанского. 17

Философские взгляды Дж.Бруно. 18

Философские взгляды Н. Коперника. 18

Философия Нового времени и ее особенности. 18

Философские взгляды Ф. Бэкона. 19

Философские взгляды Т. Гоббса. 20

Философские взгляды Д. Локка. 20

Философские взгляды Б. Спинозы. 21

Философские взгляды Р. Декарта. 21

Философские взгляды Д. Беркли. 22

Философские взгляды Д. Юма. 22

Классическая немецкая философия. 23

Кант. 24

Гегель. 24

Фейербах. 25

Особенности русской философии. 26

Философские взгляды Ломоносова. 27

Философские взгляды Радищева. 27

Революционеры-демократы. 28

Религиозная русская философия к. XIX - н. XX в. 28

Соловьев. 30

Бердяев. 30

Социально-экономические и научные предпосылки возникновения марксизма. 32

Сущность и основные этапы марксизма. 32

Особенности и основные течения современной западноевропейской философии. 32

Позитивизм и его этапы. 33

Экзистенциализм. 34

Неотомизм. 34

Научная философия. 34

Бытие. 34

Реальность. 35

Мир. 35

Субстанция. 35

Материя. 35

Эволюция представлений о материи в философии и частных науках. 35

Революция и кризис физики конца 19 - начала 20 вв. 36

Ленинское определение материи. 36

Материя как субстанция. 37

Современные представления о видах и формах материи. 37

Формы материи. 37

Сущность, критерии выделения. 37

Движение как атрибут материи. 37

Взаимосвязь материи и движения. 38

Движение и покой. 38

Движение и развитие. 38

Прогресс и регресс. 39

Классификация основных форм материи. 39

Принципы классификации. 40

Единый закономерный мировой процесс. 40

Пространство и время как формы существования материи. 40

Концепции пространства и времени в истории науки и философии. 41

Философское значение теории относительности. 41

Физическая форма материи: единство, сущность, способ существования, направленность эволюции. 41

Химическая форма материи: единство, сущность, способ существования, направленность эволюции. 42

Биологическая форма материи: единство, сущность, способ существования, направленность эволюции. 43

Социальная форма материи: единство, сущность, способ существования, направленность эволюции. 43

Место и роль человека в мире. 44

Проблема единства мира в философии. 45

Единый закономерный мировой процесс. 45

Отражение как всеобщее свойство материи. 45

Формы отражения. 45

Сознание как высшая форма отражения. 46

Проблема сознания в истории философии. 46

Сущность (природа) сознания. 47

Структура и функции сознания. 48

Активный и творческий характер сознания. 48

Идеальное. 48

Субъективное и объективное в сознании. 50

Сознание и мозг. 50

Психофизиологическая проблема. 50

Язык и мышление. 51

Функции языка. 51

Диалектика как наука и метод. 51

Субъективная и объективная диалектика. 51

Единство диалектики, логики и теории познания. 52

Принципы диалектики. 52

Понятия «категория» и «закон». 53

Типы законов. 53

Законы диалектики. 54

Закон единства и борьбы противоположностей. 54

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. 54

Закон отрицания отрицания. 54

Категории диалектики. 55

Категории сущность и явление. 55

Категории причина и следствие. 55

Категории необходимость и случайность. 56

Категории возможность и действительность. 56

Категории форма и содержание. 57

Категории единичное, особенное, общее. 57

Конкретно-всеобщая теория развития и единый закономерный мировой. 58

процесс. 58

Проблема познания в философии. 58

Субъект, объект, предмет познания. 58

Агностицизм и его причины. 58

Принципы научной гносеологии. 59

Чувственное познание и его формы. 59

Логическое познание и его формы. 60

Проблема критерия истины в философии. 62

Практика и ее роль в процессе познания. 62

Наука: возникновение, закономерности развития, функции. 65

Эмпирический и теоретический уровни научного познания. 66

Формы научного познания (факт,проблема, гипотеза, теория). 69

Методы научного познания. 70

Проблема истины в философии. 71

Объективная истина. 72

Конкретная истина. 72

Истина относительная и абсолютная. 72

Диалектика конкретной, относительной, объективной и абсолютной истины. 72

Истина и заблуждение. 73

Ошибка. 73

Ложь. 73

Истина и правда. 74

Социальная философия. 74

Общество. 74

Человек. 74

Индивид. 75

Личность. 75

Деятельность и труд как способы существования человека. 76

Материалистическое и идеалистическое понимание общества и истории. 76

Общественное бытие и общественное сознание. 77

Субъективное и объективное в историческом процессе. 77

Стихийное и сознательное в обществе и истории. 78

Необходимость и свобода в историческом процессе. 78

Общество как система. 79

Сферы общественной жизни. 80

Общественное производство, его структура и функции. 81

Материальное производство, его структура и функции. 82

Способ производства. 82

Производительные силы и производственные отношения: их структура и источники развития. 83

Производство и потребление. 85

Способности и потребности. 85

Научно-технический прогресс. 85

Научно-техническая революция: сущность и основные направления. 85

Противоречия современного НТП. 86

Исторический процесс: формационный и цивилизационный подходы. 86

Всемирная история как единый закономерный мировой процесс. 87

Социальный прогресс, его критерии и типы. 88

Формация и ее структура. 88

Способ производства и его структура. 88

Базис и надстройка. 89

Диалектика базиса и надстройки. 89

Немарксистские концепции исторического процесса. 89

У. Ростоу, 92

О. Тоффлер. 93

Цивилизация. 95

Цивилизационные концепции истории. 95

Н, Данилевский. 95

А.Тойнби. 95

С. Хантингтон. 95

Исторический процесс. 96

Сущность исторического процесса. 96

Роль народных масс и личности в истории. 96

Исторические общности людей (род, племя, народность, нация). 97

Нация и национальность. 97

Национальные проблемы современности. 98

Брак и семья, функции семьи. 98

Касты, сословия, социальные страты, классы. 99

Классовая структура современного общества (классовая и стратовая модель). 100

Политика. 102

Политическая система общества. 102

Государство, его происхождение, сущность, признаки. 103

Типы и формы государства. 103

Функции государства. 105

Политическая система современной России. 105

Материальная и духовная жизнь общества. 105

Духовная жизнь и общественное сознание. 105

Общественное сознание, закономерности его существования и развития. 106

Структура общественного сознания. 107

Обыденное и теоретическое сознание. 107

Общественная психология и общественная идеология. 107

Формы общественного сознания и принципы их выделения. 108

Право и правовое сознание. 108

Мораль и нравственное сознание. 109

Функции морали. 109

Искусство и эстетическое сознание. 110

Функции искусства. 111

Религия и религиозное сознание. 111

Социальные основы и функции религии. 113

Религия в современном обществе. 113

Понятие культуры. 113

Структура культуры. 114

Функции культуры. 114

Глобальные проблемы современности. 114

История философии

Социально-экономические и духовные предпосылки возникновения философии.

Предпосылки возникновения философии связаны с кризисом в обществе. До философии функцию выхода из кризиса выполняла мифология, но со временем мифология утратила эту функцию. Причины этого:

- экономическое развитие Греции, эко­номический подъем в IX—VII веках до н. э

- отделение городов от деревень

- развитие производительных сил

- развитие торговли и судоходства

- путешествия

- накопление новых знаний

- разделение труда на умственный и физический

- появление частной собственности

- стратификация общества

- возникновение и расширение греческих колоний

- увеличение богатства и его перераспределение

- рост народонаселения и прилив его в города

Исходя из данных причин, в обществе появилась необходимость создания права, законодательства для защиты частной собственности.

Рост знаний об обычаях других народов приводит к кризису мифологическое мировоззрение и людям требуется рациональное объяснение действительности.

Греция становится центром ремесленной индустрии и торговли. Осуществляется переход от первобытнообщинного строя к рабовладельческому. В это время труд разделяется на умственный и физический, появляются классы. Господствующий класс получает больше свободного времени и занимается умственным трудом. Эта умственная деятельность направлена на попытки объяснить сущность мира, человека, месте человека в мире и т.д. Отсюда и возникает философия.

Расширялся географический горизонт греков, и тем самым Гомеровское представление о мире обнаружило свою неадекватность. Но самым важным было расширение связей и контактов с другими народами, открытие прежде незнакомых грекам обычаев, нравов и верований, что наводило на мысль об относительности, условности их собственных социальных и политических установлений. Эти факторы способствовали социальному расслоению и разрушению прежних форм жизни, вели к кризису традиционного уклада и к утрате прочных нравственных ориентиров.

Разрушение сложившихся форм связи между людьми потребовало от индивида выработки новой жизненной позиции. Философия была одним из ответов на это требование. Она предложила человеку новый тип самоопределения: не через привычку и традицию, а через собственный разум. Философ говорил своему ученику: не принимай все на веру, думай сам. На место обычаев приходило образование, место отца в воспитании занимал учитель, а тем самым и власть отца в семье до известной степени ставилась под вопрос. Функции отца и учителя, таким образом, разделились, и на протяжении нескольких веков — с VII по IV век до н. э. — наблюдается жестокая схватка между родом и духом, началами, которые прежде выступали как нечто единое.

Наши рекомендации