Социально-экономические и духовные предпосылки возникновения философии.

Предпосылки возникновения философии связаны с кризисом в обществе. До философии функцию выхода из кризиса выполняла мифология, но со временем мифология утратила эту функцию. Причины этого:

- экономическое развитие Греции, эко­номический подъем в IX—VII веках до н. э - отделение городов от деревень - развитие производительных сил - развитие торговли и судоходства- путешествия- накопление новых знаний - разделение труда на умственный и физический - появление частной собственности - стратификация общества - возникновение и расширение греческих колоний - увеличение богатства и его перераспределение - рост народонаселения и прилив его в города Исходя из данных причин, в обществе появилась необходимость создания права, законодательства для защиты частной собственности. Рост знаний об обычаях других народов приводит к кризису мифологическое мировоззрение и людям требуется рациональное объяснение действительности. Греция становится центром ремесленной индустрии и торговли. Осуществляется переход от первобытнообщинного строя к рабовладельческому. В это время труд разделяется на умственный и физический, появляются классы. Господствующий класс получает больше свободного времени и занимается умственным трудом. Эта умственная деятельность направлена на попытки объяснить сущность мира, человека, месте человека в мире и т.д. Отсюда и возникает философия

Философия как мировоззрение

Мировоззрение — система взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющая отношение к окружающей действительности и характеризующая видение мира в целом и место человека в этом мире. Именно мировоззрение, а не объем знаний человека определяет его поведение и поступки. Существует три исторических типа мировоззрения:

• Мифологический тип мировоззрения. Это мировоззрение, которое сформировалось у людей первобытного общества. Мифологическое мировоззрение выражается в символах. Пример: Медведь издавна считался символом — «духом тайги».

• Религиозный тип мировоззрения. Сущность религиозного мировоззрения состоит в раздвоении мира на мир реальный и мир божественный. Основой возникновения религиозного мировоззрения является вера.

• Философский тип мировоззрения - это предельно общее отношение человека к миру, а также к самому человеку. Философское мировоззрение отличается системно-рационализированным характером. Философское мировоззрение представляет собой синтез наиболее общих взглядов на природу, общество, человека. Философия – высший, наиболее теоретический вид мировоззрения. Философия учит ничего не принимать на веру, а подвергать все анализу. В нем взаимоотношение миро­здания, природы и людей осознается в логической системе понятий и кате­горий. Фи­лософия — это системно-рационализированное мировоз­зрение (В.Орлов). Системность определяет содержание философии, поиск ею субстанции мироздания, а рационализирован­ность — ее форму, ее уровень. Философия способна охватить в своих понятиях мир в целом и человека и есть форма отношения человека к миру при помощи мысли.

Условно философское мировоззрение можно разделить на три основных типа:

1) оптимизм; 2) пессимизм; 3) безразличие к миру. Конкретными видами мировоззрения могут быть: прагматизм, эгоизм, альтруизм , цинизм, гедонизм

.В мировоз. выделяют два уровня: чувственно-эмоциональн. и теоретич. Чувств.-эмоц.мировоз.- это цельное осознание действительности в виде ощущений, восприятий,эмоций. Теоретич.уровень- интеллектуальный аспект мировоз-я(действительность через призму законов). Историч.формы мировоз-я: миф- священное придание, сложенное о деянии богов, в кот.повествуется о том как устроен мир.

3. Предмет, структура и функции философии.

Философия – Наиболее общие знания о мире и человеке.

Особенность философии как науки – изучение мира как целого.

Предметом современной философии стали всеобщие законы строения, функционирования, развития мира, всеобщие принципы познания и преобразования мира.

Лингвистическая философия занимается анализом языка науки.

Предмет философии определяет структуру философии.

Разделы философского знания:

Онтология – философское учение о бытии

Гносеология – фил. учение о познании

Диалектика – учение о развитии

Социальная философия – учение об обществе

Философия экономики, права и т.д.

История философии

Философия истории

Логика – учение о законах мысли

Этика – учение о морали

Эстетика – учение о прекрасном

Философия религии и атеизма

Философская антропология

Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение.

6 функций философии:

1. Мировоззренческая функция: Способствует формированию целостной картины мира, представлений о его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

2. Познавательная (или гносеологическая) функция философии: Одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (т.е. механизм познания)

3. Методологическая функция философии: Заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности. Метод – способ познавать и преобразовывать деятельность.

4. Прогностическая (или эвристическая) функция философии: Заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижения познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

5. Идеологическая функция философии: Идеология – система взглядов на социально-экономический строй общества, отражающий и выражающий интересы определенной группы (класса), призванный изменить строй либо его укрепить.

6. Критическая (преобразующая) функция философии: Её роль - подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания. Основной вопрос философии, его структура (стороны и уровни). Первый, или основной вопрос философии – это вопрос об отношении сознания к материи (Энгельс). В со­ставе ОВФ можно выделить три уровня.В первом уровне имеются две стороны. Первой стороной во­проса об отношении сознания к материи выступает вопрос о том, что является первичным - материя или сознание, и, соответствен­но, что из них выступает в качестве вторичного, производного, зависимого. Вторая сторона ОВФ есть вопрос о познаваемости мира. Часть фило­софов признают безусловную познаваемость мира для человека. Другие философы ее отрицают, они являются агностиками (Д. Юм, И. Кант). Второй уровень ОВФ, вопроса об отношении сознания к мате­рии, представляет собой тройственный вопрос: о сущности мира, сущности сознания и сущности отношения второго к первому. Третий уровень ОВФ выступает в качествемодификации первых двух уровней:во­прососущности мира, сущности человека, его месте в мире и пер­спективах существования. Решения основного вопроса философии. При решении первой стороны основного вопроса философии философы раз­делились на два больших лагеря — идеалистови материалистов.Те, которые утверждали, что субъективная реальность, духовные сущности существова­ли до природы, материального бытия и породили его, составили идеалисти­ческий лагерь. Те, которые началом считали природу, материю, вошли в ла­герь материалистов. И материализм и идеализм — это монистические философские учения. Монизм – учение, основывающееся на признание единственного начала. Существуют также дуалистические концеп­ции. Примером дуализма может служить учение Декарта,ко­торый считал, что материя и сознание являются независимыми друг от друга субстанциями. При решение второй стороны ОВФ о познаваемости мира возможны два решения:

1) мир познаваем; 2) мир непознаваем, т.е.агностицизм.

Наши рекомендации