Раздел III. Методика обучения грамоте
Задания для самостоятельной работы
1. Объясните, в чем различие понятий «чтение» и «навык чтения», «письмо» и «навык письма». Чем обусловлено использование в период обучения грамоте таких приемов, как «чтение» схем предложений, текстов; чтение текстов, в которых наряду с напечатанными словами имеются рисунки; рисуночное «письмо»; вписывание новой буквы в напечатанное письменным шрифтом слово? Почему на страницах букварей часто изображены герои детских книг? Найдите в букваре и прописи (любых) материал для формирования чтения и письма как видов речевой деятельности.
2.Сформулируйте принципиальные выводы об организации обучения грамоте, вытекающие из особенностей русского письма:
1) Русское письмо фонемное, следовательно, при обучении грамоте необходимо идти от ____________ к _____________, т.е. метод обучения грамоте должен быть _____________________ .
2) Минимальной произносительной единицей языка является _______, поэтому первым правильным (естественным для языка) типом чтения должен быть _____________________.
3) Основу слога составляет ________________ звук, значит, изучение букв следует начинать с ________________. Это важно еще и потому, что эти буквы ________________________________.
4) Основной принцип русской графики – _________________, поэтому в содержание обучения грамоте входит не только изучение букв, но и усвоение способов обозначения __________________________________.
5. Проанализируйте 2 букваря с точки зрения соблюдения принципиальных требований к обучению грамоте, обусловленных особенностями русской графики (см. задание №2).
3. Опираясь на знание психологических особенностей детей шестилетнего возраста, объясните необходимость использования в процессе обучения грамоте фишек для звукового анализа, разрезной азбуки, шаблонов элементов письменных букв и т.п. раздаточного материала.
4. Дайте характеристику приведенным методам обучения грамоте, отмечая достоинства и недостатки каждого: 1) буквослагательный метод; 2) «слогослуховой» метод Л. Н. Толстого; 3) звуковые методы: аналитический и синтетический; 4) метод целых слов; 5) обучение грамоте по кубикам Н. А. Зайцева. Дайте оценку каждого с позиций современных требований к обучению в школе (направленность на развитие учащихся, повышение их познавательной активности, учет индивидуальных особенностей обучаемых и др.).
5. Познакомьтесь с «Азбукой» К. Д. Ушинского и законспектируйте следующие параграфы его «Книги для учащих»: «О значении отечественного языка в первоначальном обучении», «Первые занятия отечественным языком», «О наглядном обучении», «О первоначальном обучении грамоте вообще», «Элементарное письмо», «Звуковые упражнения, приготовляющие к чтению», «Дальнейшее и совместное изучение письма и чтения по азбуке». Ответьте на вопросы:
1) Каково значение отечественного языка в первоначальном обучении?
2) Что такое наглядное обучение по К. Д. Ушинскому?
3) Как сам К. Д. Ушинский определяет достоинства своего метода? Почему он называет свой метод историческим?
4) Как организуется процесс обучения грамоте по методу К. Д. Ушинского? Чем определяется последовательность изучения букв? Какие приемы К. Д. Ушинский рекомендует использовать при изучении букв?
5) Почему метод К. Д. Ушинского определяется как метод письма-чтения?
6. Проанализируйте один из современных букварей с точки зрения используемого метода обучения грамоте. Докажите, что обучение по данному букварю опирается на звуковой аналитико-синтетический метод. В чем этот букварь похож на «Азбуку» К. Д. Ушинского и чем от нее отличается?
7. Проанализируйте содержание раздела «Обучение грамоте» в примерной программе по русскому языку: соотнесите материал данного раздела с направлениями начального языкового образования. Сравните содержание обучения грамоте в двух авторских программах (любых).
3. Проанализируйте в сопоставительном плане два букваря: (любых). Результаты анализа представьте в табличной форме:
1) структура букваря (части, соответствующие этапам обучения грамоте, их основное содержание);
2) последовательность изучения букв, чем она определяется;
3) структура и содержание типовой букварной страницы (разворота);
4) виды материала для обучения звуковому анализу (используемые в букваре звуковые модели);
5) виды материала для обучения слоговому чтению (дополнительные графические пометы, слоговые таблицы и др.);
6) литературный материал (какой и как представлен);
7) возможности материала букваря для организации дифференцированного обучения чтению;
8) возможности материала букваря для подготовки к изучению разных сторон языка (лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса), для общего и речевого развития учащихся.
9. Охарактеризуйте методические подходы к обучению письму по прописям Л.Ф. Шанько и др.
10. В чем заключается методика обучения «письму с секретом» в прописях В. А. Илюхиной?
Дополнительная литература
Безруких М. М. Основы психофизиологии письма // Безруких М. М. Обучение письму. Екатеринбург, 2009. С. 187-216.
Бетенькова Н. М., Фонин Д. С. Основы обучения грамоте по «Азбуке» и «Моим первым тетрадкам». Методические рекомендации для учителя. Смоленск, 2001.
Бондаренко А. А. Традиции отечественной букваристики в современной азбуке // Нач. школа. 2006. № 8.
Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Федосова Н. А. Методическое пособие по обучению грамоте и письму: Книга для учителя. М., 2003.
Егоров Т. Г. Психология овладения навыком чтения. СПб., 2006.
Журова Л. Е., Рудницкая В. Н. Интегрированный курс «Грамота» // Беседы с учителем. Первый класс четырехлетней начальной школы. М., 1998. С. 72-117.
Зайцев Н. А. Письмо. Чтение. Счет. СПб., 1998.
Квач В. В. Понимание в процессе овладения детьми знаковыми системами, или Смысл в качестве стартовой единицы обучения грамоте // Нач. школа. 2007. № 5.
Корнев А. Н. Психология формирования письменной речи у детей // Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб., 1997. URL: http://www.pedlib.ru/Books/1/0306/1_0306-1.shtml
Лурия А. Р. Очерки психологии письма // Лурия А. Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. М., 2002. С. 10-77.
Маланов С. В. Психолого-педагогические условия обучения детей чтению // Нач. школа плюс До и После. 2006. № 4.
Мухина В. С. Шестилетний ребенок в школе. М., 1990.
Нечаева Н. В. Обучение грамоте. Методические пояснения к Азбуке и рабочим тетрадям по чтению (система 1-4). М., 2000.
Панов М. В. Теория письма. Графика // Современный русский язык / Под ред. В. А. Белошапковой. М., 1989. С. 143-150.
Педагогическое речеведение. Словарь-справочник / Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской; сост. А. А. Князьков. М., 1998.
Сильченкова Л. С. Графические ориентиры как лингвистическая ос- нова обучения грамоте // Нач. школа плюс До и После. 2002. №8.
Сильченкова Л. С. Психология формирования механизма чтения // Нач. школа. 2010. № 7. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. М., 1998.
Стручаева Т. М. Обучение «письму-чтению»; история и современная практика // Нач. школа. 2004. № 5.
Толстой Л. Н. Азбука. Новая азбука. М., 1987.
Ушинский К. Д. Руководство к преподаванию «Родного слова»: Книга для учащих // Собр. соч.: В 10 т. Т. 6. М., 1949.
Уроки обучения грамоте по учебнику «Моя любимая азбука» и прописям «Мои волшебные пальчики». Методические рекомендации для учителя / Под науч. ред. Е. В. Бунеевой. М., 2000.
Чтение и письмо по системе Д. Б. Эльконина. Кн. для учителя. М., 1994.
Штец А. А. Л. Н. Толстой: методика обучения грамоте ("Азбука" 1872 года) // Нач. школа плюс До и После. 2008. № 9.
Штец А. А. Методика обучения грамоте К. Д. Ушинского // Нач. школа плюс До и После. 2009. № 10.
Штец А. А. Обучение грамоте в Древней Руси (X-XV вв.) // Нач. школа плюс До и После. 2008. № 3.
Штец А. А. Обучение грамоте в русской школе XVI-XVII вв. // Нач. школа плюс До и После. 2008. № 4, 5.
Штец А. А. Отечественная букваристика в XVIII в. // Нач. школа плюс До и После. 2008. № 7.
Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. М., 1991.
Раздел IV. Методика языкового образования и речевого развития
Задания для самостоятельной работы
Грамматические понятия
1. Изучив программы и учебники по русскому языку разных авторов, определите круг формируемых грамматических понятий. Заполните таблицу.
Тема | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Состав слова | ||||
Части речи | ||||
Предложение |
2. Проанализируйте одну и ту же грамматическую тему в учебниках по русскому языку разных авторов (не менее трех разных учебников). Определите, какие виды упражнений применяются для формирования языкового понятия.