История методики русского языка как науки

История методики русского языка как науки

Период Характеристика периода Персоналии Труды
       
       
       
       
       
       

Дополнительная литература

Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа: В 2 ч. / Ред. А. М. Кондаков. Ч. 1. М., 2011.

Рамзаева Т. Г. Лингвометодические принципы авторских учебников «Русский язык» для современной начальной школы // Нач. школа. 2006. № 5.

Рамзаева Т. Г. Современное начальное языковое образование как полифункциональная развивающая система (1-4 классы) // Развивающее языковое образование в современной начальной школе / Под ред. Т. Г. Рамзаевой. СПб., 2009. С.3-17.

Саломатина Л. С. Методические подходы к работе с текстом на занятиях родным языком // Нач. школа. 2010. № 1. Юртаев С. В. Содержание языкового образования и речевого развития учащихся // Нач. школа. 2009. № 10.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М., 2009. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx

Раздел II. Русский язык и литературное чтение как предметы в начальных классах

Задания для самостоятельной работы

1. В чем заключаются возможности учебного предмета «Русский язык»?

2. Каким образом происходит развитие личностных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения?

3. Укажите основные требования к результатам освоения содержания учебного предмета «Русский язык», «Литературное чтение»: система оценки достижений обучающихся.

4. Изучите содержание примерной образовательной программы по русскому языку. Какие части выделяются в программе? Как содержание выделенных частей соотносится с задачами курса русского языка?

5. Познакомьтесь с комплектом программ филологического цикла в одной из образовательных систем. Программы каких учебных курсов входят в комплект? Какие разделы выделяются в каждой программе? Как соотносится содержание этих программ с требованиями ФГОС?

6. Выполните сравнительный анализ трех программ по русскому языку для начальной школы (Т. Г. Рамзаевой; Р. Н. Бунеева и др.; М. С. Соловейчик и др.):

1) как определяются цель и задачи курса;

2) какие принципы в основе построения программы;

3) как определяются результаты освоения программы;

4) сходство и различия в определении содержания курса.

Дополнительная литература

Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа: В 2 ч. / Ред. А. М. Кондаков. Ч. 1. М., 2011.

Рамзаева Т. Г. Лингвометодические принципы авторских учебников «Русский язык» для современной начальной школы // Нач. школа. 2006. № 5.

Рамзаева Т. Г. Современное начальное языковое образование как полифункциональная развивающая система (1-4 классы) // Развивающее языковое образование в современной начальной школе / Под ред. Т. Г. Рамзаевой. СПб., 2009. С.3-17.

Саломатина Л. С. Методические подходы к работе с текстом на занятиях родным языком // Нач. школа. 2010. № 1. Юртаев С. В. Содержание языкового образования и речевого развития учащихся // Нач. школа. 2009. № 10.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М., 2009. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx

Грамматические понятия

1. Изучив программы и учебники по русскому языку разных авторов, определите круг формируемых грамматических понятий. Заполните таблицу.

Тема 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Состав слова        
Части речи        
Предложение        

2. Проанализируйте одну и ту же грамматическую тему в учебниках по русскому языку разных авторов (не менее трех разных учебников). Определите, какие виды упражнений применяются для формирования языкового понятия.

Вопросы для текущего контроля

Вопросы для текущего контроля (1 полугодие)

1. Теоретические основы методики обучения русскому языку.

2. Методы педагогического исследования.

3. Русский язык как учебный предмет в начальных классах.

4. Литературное чтение как учебный предмет в начальных классах.

5. Классификации и характеристика методов обучения грамоте.

6. Вопросы истории отечественной букваристики.

7.Сущность звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте. Традиционные и современные черты метода.

8. Психолого-педагогические основы методики обучения грамоте.

9. Лингвистические основы методики обучения грамоте

10. Формирование фонетических умений в период обучения грамоте. Теории слога и слогораздела. Работа над понятием слог

11. Формирование фонетических умений в период обучения грамоте. Ударение. Обучение выделению ударного слога

12. Формирование фонетических умений в период обучения грамоте. Звуки речи. Обучение интонированию слова и выделению изолированного звука. Звуковой анализ слова

13. Обучение грамоте по Русской азбуке, авт. В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин. Задачи и содержание работы в подготовительный период. Структура урока чтения в подготовительный период обучения грамоте.

14. Обучение грамоте по Русской азбуке, авт. В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин. Задачи и содержание работы в основной период. Структура урока чтения в основной период обучения грамоте.

15. Механизмы чтения. Обучение чтению прямого слога

16. Формирование действия чтения слова. Графический анализ слова.

17. Виды учебных занятий в период обучения грамоте. Развитие речи.

18. Виды учебных занятий в период обучения грамоте. Грамматико-орфографическая пропедевтика.

19. Формирование графического навыка и каллиграфического почерка в период обучения грамоте.

20. Место и роль грамматики в системе начального обучения русскому языку. Лингвистическая основа обучения русскому языку в начальных классах.

21. Общая характеристика содержания начального обучения русскому языку. Стандарт начального общего образования.

22. Грамматические понятия, этапы и условия их формирования у младших школьников.

23. Изучение основ фонетики и графики в начальных классах

24. Теоретические основы методики изучения морфемного состава слова.

25. Методика изучения частей речи. Основные понятия морфологии в курсе начальной школы. Формирование у младших школьников способа анализа морфологических свойств слова.

26. Основные концепции научного синтаксиса и школьный курс синтаксиса. Значение и задачи изучения темы «Предложение» в начальных классах.

Вопросы для текущего контроля (2 полугодие)

1. Грамматическое и антиграмматическое направления в истории методики обучения правописанию.

2. Основные понятия в области орфографии. Орфографический навык. Орфограмма. Опознавательные признаки орфограмм. Орфографическое поле.

3. Принципы русской орфографии как основа методики ее преподавания. Проблема ведущего принципа русской орфографии и разные системы обучения.

4. Орфографическое действие и его структура. Формирование орфографической зоркости и орфографического самоконтроля.

5. Способы усвоения орфографии. Соотнесение звуковой и буквенной формы слова.

6. Запоминание как способ усвоения традиционных написаний (В.П. Канакина. Работа над значением слов с непроверяемыми написаниями. Система изучения непроверяемых написаний.

7. Способы усвоения орфографии. Решение орфографических задач.

8. Классификации орфографических правил. Методика работы над орфографическим правилом (по выбору студента)

9. Орфографические упражнения. Диктанты. Критерии их выбора и методика проведения 10. Орфографические упражнения. Списывание в обучении правописанию

11. Работа над орфографическими ошибками как компонент системы обучения орфографии в школе.

12. Требования к современному уроку русского языка. Подготовка и проведение урока русского языка.

13. Актуальные проблемы методики чтения и литературы в начальных классах на современном этапе. Принципы отбора текстов для чтения.

14. Характеристика УМК по литературному чтению для младших школьников (по выбору студента)

15. Природа навыка чтения и этапы его формирования. Виды и формы чтения. Актуальные вопросы совершенствования навыка чтения.

16. Правильность и беглость как качества навыка чтения. Приемы формирования правильности и беглости чтения, способы контроля.

17. Сознательность чтения. Приемы формирования и способы контроля.

18. Методика обучения выразительному чтению.

19.Психологические особенности восприятия художественных произведений младшими школьниками.

20. Литературоведческие основы методики чтения и анализа художественных произведений.

21. Этапы работы над художественным произведением. Цели, содержание работы, предшествующей чтению художественного произведения. Организация и проведение первичного восприятия текста.

22. Этапы работы над художественным произведением. Содержательный и языковой анализ художественного произведения

23. Этапы работы над художественным произведением. Работа над действующими лицами и идеей произведения

24. Составление плана художественного произведения. Виды плана

25. Пересказ и его виды. Методика обучения пересказу на уроках чтения.

26. Методика изучения произведений разных жанров. Малые жанры устного народного творчества.

27. Методика изучения произведений разных жанров. Сказки. Классификации сказок. Особенности методики чтения и анализа сказок; формируемые умения.

28. Методика изучения произведений разных жанров. Басни. Особенности методики чтения и анализа

29. Методика изучения произведений разных жанров. Стихотворения. Особенности методики чтения и анализа лирических и эпических стихотворений

30. Методика изучения произведений разных жанров. Рассказы. Литературно-педагогическая классификация рассказов.

31. Методика внеклассного чтения. Детская книга и ее специфика.

32. Понятие о самостоятельном детском чтении. Этапы формирования читательской самостоятельности.

Литература

1. Антонова, Е. С., Боброва С.В. Методика преподавания русского языка (начальные классы): учебник : для студентов сред.проф. образования/ Е. С. Антонова, С. В. Боброва. - М.: Академия, 2010. - 447, [1] с.: ил., табл..

2. Божович, Е.Д. Учителю о языковой компетенции школьника. Психолого-педагогические аспекты языкового образования: учеб.-метод. пособие/ Е. Д. Божович; РАО, Моск. психол.-соц. ин-т. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2002. - 287 с.

3. Воителева, Т. М.Воителева, Т. М. Теория и методика обучения русскому языку: учеб.пособие для студентов вузов/ Т. М. Воителева. - М.: Дрофа, 2006. - 320 с.

4. Ефросинина, Л. А. Урок - важнейшее условие формирования универсальных учебных действий: курс литературного чтения/ Л. А. Ефросинина. //Н10/2012/2Начальная школа. - 2012. - № 2. - С.49-57: рис. - ISSN 0027-7371. - Библиогр.: с. 57. - Прил.

5. Строганова, Л. В. Литературоведческий аспект курса "Литературное чтение"/ Л. В. Строганова. - (Воспитание и обучение) //Н10/2012/4Начальная школа. - 2012. - № 4. - С.45-49. - ISSN 0027-7371. - Библиогр.: с. 49

Литература

1. Антонова, Е. С., Боброва С.В. Методика преподавания русского языка (начальные классы): учебник : для студентов сред.проф. образования/ Е. С. Антонова, С. В. Боброва. - М.: Академия, 2010. - 447, [1] с.: ил., табл.. - (Среднее профессиональное образование.Педагогические специальности).

2. Воителева, Т. М.Воителева, Т. М. Теория и методика обучения русскому языку: учеб.пособие для студентов вузов/ Т. М. Воителева. - М.: Дрофа, 2006. - 320 с. - (Высшее педагогическое образование

3. Ворожбитова, А.А. Начальное лингвориторическое образование. Методика преподавания русского языка: таблицы, схемы, алгоритмы : учеб. пособие для гуманитарных фак., для студ., аспирантов, преподавателей-филологов и учителей-словесников/ А. А. Ворожбитова. - 2-е изд., испр. и доп.. - М.: Флинта: Наука, 2002. – 248с.

4. Душина, М. Ф. Курс "Литературное чтение": УМК Л. А. Ефросининой, М. И. Омороковой/ М. Ф. Душина, Л. В. Васягина, В. Е. Кулькова. - (Готовимся к началу учебного года: комментарии к урокам) //Н10/2012/8Начальная школа. - 2012. - № 8. - ISSN 0027-7371Н10/2012/8; Библиотечка учителя. - С.1. - журнал в журнале. - (Библиотечка учителя. - 2012. - N 8. - С. 1)

5. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. пед. .учеб. заведений, обуч. по спец. " Педагогика и методика нач. образования "/ М. Р. Львов; В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - 2-е изд., испр. . - М.: Academia, 2004. - 462 с.

Занятие №1 (2 ч)

Вопросы:

1. Классификации методов обучения грамоте.

2. История отечественнойбукваристики:

- I период – от азбуки Ивана Федорова…

- II период – советский;

- III период – современные программы и учебники.

Занятие №2 (2 ч)

Вопросы:

1. Формирование механизма чтения на уроках.

2. Сущность современного звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте. Традиционные и современные черты.

3. Лингвистические основы современного аналитико-синтетического метода обучения грамоте.

Литература

1. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. пед. .учеб. заведений, обуч. по спец. " Педагогика и методика нач. образования "/ М. Р. Львов; В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - 2-е изд., испр. . - М.: Academia, 2004. - 462 с.

2. Новикова, Н. Н. Пути становления механизма чтения на уроках/ Н. Н. Новикова. - (Воспитание и обучение) //Н10/2012/6Начальная школа. - 2012. - № 6. - С.54-56. - ISSN 0027-7371. - Библиогр.: с. 56

3. Мумрикова Л.И. Духовно-нравственное воспитание в первой русской печатной Азбуке Ивана Федорова // Начальная школа. – 2007. - №5. – С.18-22.

Раздел 4. «Методика языкового образования и речевого развития»

Занятие № 1(2ч.)

Вопросы:

1. Место и роль грамматики в системе начального обучения русскому языку.

2. Лингвистическая основа обучения русскому языку.

Занятие № 2(2ч.)

Вопросы:

1. Стандарт начального общего образования по русскому языку. Понятие компетенции.

2. Языковая, коммуникативная, лингвистическая компетенции.

Занятие № 3(2ч.)

Вопросы:

1. Основные языковые понятия в курсе русского языка в начальной школе.

2. Иллюстративный материал учебника русского языка как средство формирования языковых понятий.

Занятие № 4(2ч.)

Вопросы:

1. Нетрадиционные задания по морфемному анализу слова.

2. Характеристика «речевого портрета» младшего школьника.

Литература

1. Арямова, О. С. Использование иллюстративного материала учебника в процессе формирования языковых понятий/ О. С. Арямова. - (Воспитание и обучение) //Н10/2012/1Начальная школа. - 2012. - № 1. - С.51-56: 10 рис. - ISSN 0027-7371. - Библиогр.: с. 56 (3 назв. )

2. Бакулина, Г. А. Морфемный разбор слова: новые подходы - новые возможности/ Г. А. Бакулина. - (Воспитание и обучение) //Н10/2012/4Начальная школа. - 2012. - № 4. - С.29-33. - ISSN 0027-7371

3. Божович, Е.Д. Учителю о языковой компетенции школьника. Психолого-педагогические аспекты языкового образования: учеб.-метод. пособие/ Е. Д. Божович; РАО, Моск. психол.-соц. ин-т. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2002. - 287 с. - (Библиотека педагога-практика)

4. Плотникова, С. В. Развитие лексикона ребенка: учеб.пособие : для вузов/ С. В. Плотникова. - М.: Флинта: Наука, 2011. - 221, [1] с.: табл.. - Библиогр. в конце гл.. - ISBN 978-5-9765-0994-8. - ISBN 978-5-02-037307-5: 174.00, 174.00, р.

5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / Сост. Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, - 2010. – 191 с. (Стандарты второго поколения).

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010. – 31с.

Нормативно-правовые акты

1. - № 7. - С.21-26. - ISSN 0027-7371. - Библиогр.: с. 26 (6 назв.) Имеются экземпляры в отделах: ч.з.N8(1) Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / Сост. Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, - 2010. – 191 с. (Стандарты второго поколения).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010. – 31с.

Научно-методические статьи

  1. Архипова, Г. М. Формирование орфографических навыков/ Г. М. Архипова //Н10/2010/6Нач. шк.: Научно-методический журнал. - 2010. - N 6. - С. 58-61. - ISSN 0027-7371. Имеются экземпляры в отделах: ч.з.N8(1), (1)
  2. Арямова, О. С. Использование иллюстративного материала учебника в процессе формирования языковых понятий/ О. С. Арямова. - (Воспитание и обучение) //Н10/2012/1Начальная школа. - 2012. - № 1. - С.51-56: 10 рис. - ISSN 0027-7371. - Библиогр.: с. 56 (3 назв.). Имеются экземпляры в отделах: ч.з.N8(1)
  3. Бакулина, Г. А. Морфемный разбор слова: новые подходы - новые возможности/ Г. А. Бакулина. - (Воспитание и обучение) //Н10/2012/4Начальная школа. - 2012. - № 4. - С.29-33. - ISSN 0027-7371. Имеются экземпляры в отделах: ч.з.N8(1)
  4. Бершанская, О. Н. Обучение постановке вопросов к произведению на уроках литературного чтения/ О. Н. Бершанская. - (Воспитание и обучение) //Н10/2012/7Начальная школа. - 2012
  5. Бушуева, Л. С. Изучение фразеологических единиц в начальной школе/ Л. С. Бушуева, О. В. Федосеева. - (Воспитание и обучение) //Н10/2012/7Начальная школа. - 2012. - № 7. - С.39-41. - ISSN 0027-7371. - Библиогр.: с. 41 (2 назв.)
  6. Воронина, М. П. Сочинения в жанре письма - средство развития речи младших школьников/ М. П. Воронина, И. В. Козлова. - (Учитель - учителю) //Н10/2012/3Начальная школа. - 2012. - № 3. - С.81-86. - ISSN 0027-7371. - Библиогр.: с. 86 (9 назв.). Имеются экземпляры в отделах: ч.з.N8(1)
  7. Душина, М. Ф. Курс "Литературное чтение": УМК Л. А. Ефросининой, М. И. Омороковой/ М. Ф. Душина, Л. В. Васягина, В. Е. Кулькова. - (Готовимся к началу учебного года: комментарии к урокам) //Н10/2012/8Начальная школа. - 2012. - № 8. - ISSN 0027-7371Н10/2012/8; Библиотечка учителя. - С.1. - журнал в журнале. - (Библиотечка учителя. - 2012. - N 8. - С. 1). Имеются экземпляры в отделах: ч.з.N8(1)
  8. Ефросинина, Л. А. Урок - важнейшее условие формирования универсальных учебных действий: курс литературного чтения/ Л. А. Ефросинина. - (Воспитание и обучение) //Н10/2012/2Начальная школа. - 2012. - № 2. - С.49-57: рис. - ISSN 0027-7371. - Библиогр.: с. 57. - Прил.- Имеются экземпляры в отделах: ч.з.N8(1)
  9. Кекош, Е. И. Формы работы над словарными словами: УМК "Школа 2100". II класс/ Е. И. Кекош. - (Методическая копилка) //nash/2012/1Начальная школа. - 2012. - № 1. - С.88-89. - ISSN 0027-7371 Имеются экземпляры в отделах: ч.з.N8(1)
  10. Козлова, Л. В. Как сформулировать орфографическое правило/ Л. В. Козлова. - (В помощь самообразованию) //Н10/2012/6Начальная школа. - 2012. - № 6. - С.98-105: 1 табл. - ISSN 0027-7371. - Библиогр.: с. 105 (15 назв.). Имеются экземпляры в отделах: ч.з.N8(1)
  11. Лобчук, Е. И. Устное и письменное изложение: совет методиста/ Е. И. Лобчук. - (Воспитание и обучение) //Н10/2012/7Начальная школа. - 2012. - № 7. - С.30-33. - ISSN 0027-7371. Имеются экземпляры в отделах: ч.з.N8(1)
  12. Львов, М. Р. Анализ детских сочинений/ М. Р. Львов. - (Воспитание и обучение) //Н10/2012/2Начальная школа. - 2012. - № 2. - С.32-34. - ISSN 0027-7371. - Имеются экземпляры в отделах: ч.з.N8(1)
  13. Майдангалиева, Ж. А.Литературное развитие школьников как методическая система/ Ж. А. Майдангалиева //Н10/2010/4Нач. шк.: Научно-методический журнал. - 2010. - N 4. - С. 84-87. - ISSN 0027-7371. Имеются экземпляры в отделах: ч.з.N8(1), ч.з.N1(1)
  14. Мумрикова Л.И. Духовно-нравственное воспитание в первой русской печатной Азбуке Ивана Федорова // Начальная школа. – 2007. - №5. – С.18-22.
  1. Никитченков, А. Ю. Особенности литературного чтения колыбельных песен/ А. Ю. Никитченков. - (Воспитание и обучение) //Н10/2012/4Начальная школа. - 2012. - № 4. - С.41-44. - ISSN 0027-7371. - Библиогр.: с. 44 (4 назв.). Имеются экземпляры в отделах: ч.з.N8(1)
  2. Новикова, Н. Н. Пути становления механизма чтения на уроках/ Н. Н. Новикова. - (Воспитание и обучение) //Н10/2012/6Начальная школа. - 2012. - № 6. - С.54-56. - ISSN 0027-7371. - Библиогр.: с. 56. Имеются экземпляры в отделах: ч.з.N8(1)
  3. Павлова, А. А. Сочинение лингвистической тематики как средство формирования интереса к изучению русского языка/ А. А. Павлова, Г. С. Щеголева. - (Воспитание и обучение) //Н10/2012/7Начальная школа. - 2012. - № 7. - С.34-38. - ISSN 0027-7371
  4. Рыбникова, Е. В. Прозаические и поэтические произведения в курсе "Литературное чтение"/ Е. В. Рыбникова. - (Готовимся к началу учебного года: комментарии к урокам) //Н10/2012/8Начальная школа. - 2012. - № 8: 1 табл. - ISSN 0027-7371Н10/2012/8; Библиотечка учителя. - С.14-20. - журнал в журнале. - (Библиотечка учителя. - 2012. - N 8. - С. 14-20)
  5. Строганова, Л. В. Методика работы над образным строем художественных текстов в начальной школе/ Л. В. Строганова //Н10/2010/11Нач. шк.: Научно-методический журнал. - 2010. - N 11. - С. 23-29. - ISSN 0027-7371. Имеются экземпляры в отделах: ч.з.N8(1)
  6. Фролова, Л. А. О тестах по литературному чтению/ Л. А. Фролова. - (Воспитание и обучение) //Н10/2012/7Начальная школа. - 2012. - № 7. - С.26-29. - ISSN 0027-7371. - Библиогр.: с. 29 (3 назв.) Имеются экземпляры в отделах: ч.з.N8(1)
  7. Яшина Н. Ю. Методический блокнот- средство развития лингвометодической компетентности учителя начальных классов/ Н. Ю, Яшина Н. Ю //Н10/2009/11Нач. шк.: Научно-методический журнал. - 2009. - N 11. - С. 60-64. - ISSN 0027-7371. Имеются экземпляры в отделах: ч.з.N8(1)

Конец формы

Ресурсы Интернета

1. Концепция курса русского языка, реализованного в УМК «К тайнам нашего языка» // «Начальная школа». - 2000. - № 8.- URL: http://www.openworld.ru/school

2. Соловейчик М.С. Харченко О. О. Современные подходы к обучению орфографии: курс лекций. Газета «Первое сентября», приложение «Начальная школа», 2006, №№17–24. URL:http://www.1september.ru

3. URL: http://www.school2100.ru/

4. URL:http://www.school2100.ru/uroki/osn_programma/osn_programma1.php

5. http://www.zankov.ru/

6. http://umk-garmoniya.ru/

7. Русский медвежонок" - URL:http://www.rm.kirov.ru/index.htm

8. Толковый словарь О.Даля ON-LINE: URLhttp://www.vidahl.agava.ru/

9. Виртуальная школа http://vschool.km.ru

Глоссарий

А

Абстрагирование в обучении русскому языку (мыслительная операция и методический прием) – мысленное отвлечение от конкретных примеров, фактов, явлений, от несущественных, второстепенных признаков и мысленное выделение общих и существенных признаков, создание на основе последних обобщенных понятий, выявление общих тенденций и закономерностей.

Авторская образовательная программа – результат исследовательской работы педагога по анализу уже имеющихся программ данной тематики, современных методик, инновационных технологий обучения, передового педагогического опыта.

Анализ учебного занятия – разбор содержания учебного занятия по составным частям с разных точек зрения для оценки его в целом; является одним из способов изучения и обобщения опыта, непременным условием совершенствования педагогического мастерства.

Аналитические упражнения по русскому языку – упражнения, при выполнении которых преобладает аналитическая деятельность учащихся: наблюдения над языком> виды языкового анализа – грамматический разбор в разных вариантах, орфографическое комментирование и пр.

Аналогия в обучении русскому языку – методический прием: установление сходства изучаемого явления с уже изученным, трудноразличимого с легкоразличимым, понятным.

Аннотация — краткая характеристика произведений печати (их совокупности или их частей) с точки зрения содержания, назначения, формы и других особенностей. Аннотация включает сведения о содержании произведения, его авторе и достоинствах работы, носит пояснительный или рекомендательный характер.

Аудиовизуальные средства обучения - учебные наглядные пособия, предназначенные для предъявления зрительной и слуховой информации. Подразделяются на визуальные (зрительные) средства (видеограммы) – рисунки, таблицы, схемы, репродукции произведений живописи, транспаранты, диафильмы, диапозитивы; аудитивные (слуховые) средства обучения (фонограммы) – грамзаписи, магнитозаписи, радиопередачи; собственно аудиовизуальные (зрительно-слуховые) средства и деофонограммы) – кино-, теле- и диафильмы со звуковым сопровождением.

Аудиовизуальный метод – один из методов обучения языку, предполагающий использование одновременно звуковых и зрительных технических средств обучения.

Аудирование – восприятие речи на слух и понимание ее, один из четырех видов речевой деятельности наряду с говорением, письмом и чтением.

Б

Беседа на уроках русского языка – метод обучения, предполагающий диалог между учителем и учащимися преимущественно по вопросам учителя. Представляет собой цельное, логически связанное рассуждение, начинающееся постановкой цели и завершающееся выводами.

В

Вариативная методика – методика, в которой излагаются в сопоставительном плане различные варианты изучения курса русского языка или его разделов по объему материала, по его композиции, последовательности; по использованию методов и систем упражнений и т. п.

Взаимное обучение – метод группового обучения, при котором каждый из учащихся является одновременно учителем по отношению к другим членам группы, помогая им освоить те знания и умения, которыми он владеет наиболее успешно.

Викторина по русскому языку (и литературе) – вид внеклассных занятий по русскому языку; познавательная игра, содержащая элемент соревнования; проводится на кружковых занятиях, на вечерах русского языка, утренниках.

Г

Гигиена письма – совокупность требований, выполнение которых в процессе обучения письму позволяет сохранить нормальную жизнедеятельность организма школьника, обеспечить его здоровье

Говорение– один из четырех видов речевой деятельности: говорение, аудирование, письмо, чтение; состоит в переводе внутренней речи в акустическую, в перекодировке мысли в звуковые сигналы. Результат Г. – это устное высказывание.

Грамматика школьная - важнейшая теоретико-практическая учебная дисциплина, дающая школьникам систему понятий, понимание структуры языка и закономерностей его функционирования.

Грамматико-орфографические упражнения – решение орфографических задач на грамматической основе; к числу Г.-о. у. могут быть отнесены многие виды списывания с заданиями по грамматическому разбору и объяснению орфограмм; многие виды диктантов, например объяснительный и предупредительный, комментируемое письмо.

Грамматические игры – методические приемы, обеспечивающие занимательность обучения;

Графический навык – автоматизированный способ дифференцировки и перекодирования звуков речи в соответствующие буквы, а также начертание их на бумаге с помощью соответствующих движений руки.

Д

Дедукция (дедуктивный метод) в обучении русскому языку – использование в учебной деятельности учащихся умозаключений, в которых новое знание выводится не путем обобщения наблюдавшихся фактов (см. «Индукция»), а на основании более общих закономерностей, моделей, относящихся к данному классу явлений.

Деятельностный подход – совокупность исследований в педагогике и психологии, в которых психика и сознание, их формирование и развитие изучаются в различных формах предметной деятельности субъекта.

Диагностика в обучении русскому языку – научно обоснованное определение причин тех или иных недочетов, ошибок, пробелов в знаниях

Диалог – вид устной речи (реже – письменной), характеризующейся сменой высказываний двух или нескольких (в этом случае иногда употребляют термин полилог) говорящих лиц.

Диктант – одно из наиболее употребительных письменных грамматико-орфографических аналитико-синтетических упражнений, состоящее в воспроизведении услышанного, т. е. воспринятого на слух текста или отдельных его элементов (слуховые Д.), а также зрительно воспринятого и, в отличие от списывания, фиксируемого по памяти (зрительные Д.). Различаются слуховые Д., зрительные Д., свободные Д., творческие, выборочные, самодиктанты, или Д. «Проверяю се0я», комбинированные Д.

Диктант «Проверяю себя» – вид контрольно-обучающего диктанта, отличается высоким уровнем самоконтроля учащихся: разрешается спрашивать учителя, пользоваться словарем, справочниками и пр.

Дифференцированный подход в обучении русскому языку – форма организации учебного труда учащихся (по мнению некоторых авторов, метод) на основе объединения их в рамках классного коллектива в небольшие группы по интересам, по уровню готовности, а в смешанных по национальному составу классах – по степени владения русским языком.

Домашние задания по русскому языку и их выполнение – составная часть процесса обучения, вид самостоятельной деятельности учащихся главным образом по закреплению знаний, полученных на уроке, по выработке умений и навыков.

Е

Едининцы обучения языку - минимальная структурно-функциональная единица объекта усвоения. Е. о. я. считаются также действия учащихся, ограниченные языковым материалом и взаимосвязанные по целям. Элементарной Е. о. я. считается упражнение. В качестве Е. о. могут рассматриваться также предложение, высказывание, текст.

З

Задания открытого типа - творческие задания, которые предлагают различные варианты выполнения с учетом интересов, способностей, предпочтений учащихся.

Задачи грамматические, орфографические (познавательные З.) – виды заданий, требующие выполнения определенного сложного действия; средство проблемного обучения.

Задачи обучения - базисная категория методики; объективное отражение целей обучения применительно к конкретным условиям и этапу обучения.

Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте – метод, впервые в России введенный К. Д. Ушинским (по его терминологии, метод письма-чтения, или исторический) и усовершенствованный В. П. Вахтеровым, В. А. Флеровым, С. П. Редозубовым и др. Основные черты метода: за основу обучения берется звук; звуки выделяются из речевого потока, из слов путем их анализа; вся работа опирается на живую, звучащую речь, на развитие речи учащихся; синтез идет вслед за анализом: составление слов, предложений; единицей чтения является слог (так называемое позиционное чтение); чтение с первых шагов – осознанное, поэтому читаемые тексты близки и понятны детям; обучение направлено на развитие мышления: аналитико-синтетические упражнения, беседы, наблюдения, работа с картинками, с наглядным материалом и пр.; обучение письму не отрывается от чтения, идет либо впереди чтения (в системе К. Д. Ушинского), либо после него (в современных букварях). Современные буквари (В. Г. Горецкого и др.) составляются в соответствии с основными, принципиальными положениями этого метода.

Знания учащихся по русскому языку – результат усвоения фактов, понятий, закономерностей, правил по грамматике, фонетике, словообразованию, лексике, орфографии и пр.

Зоркость орфографическая – способность, умение быстро обнаруживать в тексте, который предназначен для записи или уже написан, орфограммы, а также определять их типы.

И

Индивидуальный подход в условиях коллективной работы класса – один из принципов обучения. Предполагает знание и учет интересов, склонностей, уровня развития, пробелов в знаниях и умениях каждого ученика.

Индукция (индуктивный метод) в обучении русскому языку – использование в учебной работе умозаключений, в которых учащийся идет от частных, конкретных явлений к общему выводу, к модели, к закономерности.

Исследовательский метод в обучении русскому языку – совокупность приемов, обеспечивающих привлечение самих учащихся к наблюдениям, к накоплению фактов, на основе чего они устанавливают связи явлений, делают обобщения, выводы, познают закономерности.

Информационно-коммуникационные технологии – совокупность методов, процессов и программно технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использова-ния информации.

Информационно-образовательная среда – системно организованная совокупность инфомационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком как субъектом образования: комплект электронных учебников и пособий, автоматизированная система дистанционного обучения, виртуальные и удалённые лаборатории, средства доступа к учебным ресурсам (Интернет, телеканалы).

К

Каллиграфия (чистописание) – умение писать четко, разборчиво, в соответствии с утвержденными образцами-прописями, красиво.

Коммуникативная деятельность - взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Коммуникативная компетентность - умение ставить и решать определенные типа коммуникативных задач: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения. В коммуникативную компетентность, соответственно, входит способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение определенными нормами общения, поведения, что в свою очередь, предполагает усвоение этно- и социально-психологических эталонов, стандартов, стереотипов поведения, овладение «техникой» общения (правилами вежливости и другими нормами поведения).

Коммуникативные действия - обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Коммуникативные методы обучения языку – методы, комплексы методических приемов, опирающиеся на речь, на живое общение, на языковую коммуникацию.

Компетентность- умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания и навыки в практической или научной деятельности.

Компетентность информационная - способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий.

Компетентность коммуникативная- способность личности к речевому общению и умение слушать: умение задавать вопросы и четко формулировать ответы на них, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания собеседников и давать им критическую оценку, аргументировать свое мнение в группе (в классе), а также способность выражать собеседнику эмпатию, адаптировать свои высказывания к возможностям восприятия других участников коммуникативного общения.

Компетентность в сфере личностного самоопределения - способности, знания и умения, позволяющие индивиду осмыслить свое место в мире, выбор ценностных, целевых, смысловых установок для своих действий, опыт самопознания.

Компетентность образовательная - способности активно использовать знания, умения, навыки, личностные качества, обеспечивающие успешную подготовку учащихся в одной или нескольких образовательных областях. В зависимости от содержания образования (учебных предметов и образовательных областей) различают ключевые – метапредметные, общепредметные и предметные компетенции.

Комплекс (комплект) учебный (учебно-методический) по русскому языку – набор средств обучения, определяющих содержание обучения, а в значительной мере т

Наши рекомендации