Основные задачи обучения в добукварный период обучения грамоте

Задачи добукварного периода:

1-я задача - коррекция нарушения звукопроизношения. Этой задаче уделяется особое внимание, т.к. известно, что нарушение звукопроизношения часто переносится на письмо.

Спирова провела сопоставительный анализ нарушений устной речи и нарушений письма учащихся речевых школ. На основе этого были выделены 4 группы детей:

- дети, у которых нарушения устной речи полностью проецируются на письмо (замены, отсутствие, искажение).

- дети, у которых есть нарушения устной речи, письма, но они не являются тождественными

- дети, у которых есть нарушения устной речи, но нет нарушений письма.

- дети, у которых нет нарушений устной речи, но есть нарушения письма( миним. группа детей).

Я задача - развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия (ФВ).

До 60-х годов 20 века в методике обучения русского языка понятие звуковой анализ обозначали два положения:

- звуковой анализ – это способность различать звуки родного языка

- звуковой анализ – это умение определять последовательность звуков в слове.

Эльконин отдифференцировал эти два понятия. «1» он назвал естественным звуковым анализом и дал ему определение фонематический слух. Фонематический слух – это способность различать звуки родного языка в потоке речи, в различном линейном порядке (сон – нос), в словах, близких по звучанию, но разных по значению (коза – коса – паронимы).по данным психолога Швачкина ФС в норме формируется к 1 году 7 месяцем (принеси мышку, миску).

«2» Эльконин назвал искусственным звуковым анализом, дал определение фонематическое восприятие (ФВ).

ФВ – искусственный звуковой анализ, который самостоятельно не формируется, но лежит в основе процесса обучения грамоте.

Я задача добукварного периода

- формирование операций лексико-синтаксического анализа.

Операции лексико-синтаксического анализа складываются из следующих умений:

1. умение определять первое слово в предложении

Первое слово является линейцной точкой отсчета в структуре всего предложения.

2. Умение определять количество слов в предложении

3. Умение определять последовательность слов в предложении

4-я задача добукварного периода – формирование графомоторных навыков.

5-я задача добукварного периода –Формирование оптико-пространственных представлений.

6-я задача добукварного периода –Развитие ВПФ, которые яв-ся базой речи – восприятие(слуховое, зрительное), мышление, память.

Я задача – формирование звукопроизношения

Формирование звукопроизношения.

В первый класс речевой школы поступают дети с различными видами звукопроизношения. Наиболее частотными является сигматизм, парасигматизм, ламбдацизм, параламбдацизм, ротоцизм, параротацизм, очень симптоматично: дефекты озвончения и смягчения.

Существует несколько классификаций по коррекции звукопроизношения. Одна из них отражена в работе Филичевой, Чиркиной, Чевелевой, в которой выделено несколько этапов:

1. Подготовительный этап.

2. Постановка звука.

3. Автоматизация в слогах.

4. Автоматизация в словах.

5. Автоматизация во фразе.

6. Автоматизация в связной речи.

7. Дифференциация (та же последовательность, что и в автоматизации).

Над звуками одной группы одновременно не работают. Автоматизация в словах- на этом этапе можно вести подготовку к постановке нового звука.

Вторая классификация по Лалаевой Р.И. , Фомичева (они не работали вместе) по коррекции произношения:

1 Этап- подготовительный.

2. постановка звука.

3. автоматизация.

4. дифференциация звуков.

Третья классификация по Гриншпуну по коррекции звукопроизношения:

Подготовительный

Задача обучения: разв-ие ВПФ, которые являются базой для речи (слух-е восприятие, слух-я память).

-развитие фонематического слуха, восприятия;

- развитие речевого дыхания;

- развитие мелодико-интонационной стороны речи;

- развитие мелкой моторики;

- подготовка органов артикуляции и работа над звуком.

!!!Артикуляция считается усвоенной тогда, когда упражнения упражнение ребенком выполняется безошибочно и не требует зрительного контроля.

2. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков.

Задача обучения:

А) постановка звуков – это вызывание отсутствующего звука.

Классификация постановки звуков по Рау:

- имитационный/ по подражанию;

- механический;

- смешанный ( слог га от слога да)- перевод из одного артикуляционного уклада в другой с целью произнесения звуков другой группы.

Следующий способ к классификации Рау отношения не имеет.

- от звука близкого по артикуляции (постановка С от И)(от опорного звука)

- от базового звука в этой группе (постановка от С всех свистящих и шипящих)

- использование приемов логоритмики (фонетическая ритмика).

2.Автоматизация – введение «поставленного» звука в речь.

Ольга Владимировна Правдина три уровня нарушения для выделения направления коррекционной работы:

1-ой уровень - ребенок не может правильно произнести звук сам и не может повторить его вслед за логопедом. Корр. работу начинаем с постановки звука.

2-ой уровень – ребенок изолированно произносит правильно (иногда правильно произносит в слогах и словах простой слоговой структуры, а в словах и слогах сложной слоговой структуры выпускает (в стечениях). Коррекционную работу начинаем с автоматизации.

3-ий уровень – ребенок изолированно в слогах и словах разной слоговой структуры вслух произносит правильно, но в потоке спонтанной речи, заменяет другим правильно произносимым звуком. Работа начинается с дифференциации звуков.

3.Дифференциация звуков – различение звуков, близких по акустико-артикуляционным признакам.

!!! На занятии по дифференциации выносится только одна пара звуков.

4.Этап формирования коммуникативных умений и навыков.

На втором этапе для этапа дифференциации и автоматизации звуков логопед использует специально подобранный лексический материал, максимально насыщенный изучаемым звуком. Частотность распределения в самостоятельной речи не соответствует той частотности, которая задается логопедом в рамках специального обучения. Основная задача на этом этапе – формирование навыка контроля за собственной речью (на третьем этапе) ( стихи, скороговорки, творческие задания и др.)

Например: (логопед записывает речь ребенка на диктофон).

Лог.: Послушай как ты сказал.( обязательно проводится анализ над ошибками).

В речевой школе работа по коррекции звукопроизношения проводится на двух видах занятий: индивидуальное и уроки произношения.

Наши рекомендации