Методика работы над элементами синтаксиса и пунктуации

1. Просмотрите 2-3 букваря и 2-3 учебника русского языка для 1-го класса. Проанализируйте материал для первоначального знакомства детей с единицами синтаксиса. Какое содержание и какие способы работы предлагают авторы?

2. Определите круг синтаксических понятий, изучаемых в начальных классах (рассмотрите учебники русского языка разных авторов), их содержание и объем.

3. Какие существенные признаки синтаксических понятий усваиваются младшими школьниками? Отражены ли эти признаки в определениях учебника? Найдите в 2-х различных учебниках соответствующие страницы.

4. Проанализируйте в сопоставительном плане в разных учебниках русского языка разделы, посвященные изучению словосочетания и предложения. Какие виды упражнений преобладают в каждом из учебников? Какие методические выводы можно сделать на основании анализа?

5. Составьте фрагмент урока изучения нового материала по теме «Виды предложений по цели высказывания». Обоснуйте методику работы: какие этапы должны быть в уроке, каково их содержание и чем это обусловлено; какие существенные признаки понятия должны усвоить дети, на каком языковом материале лучше провести наблюдение и почему (см. Приложение 1).

6. Составьте фрагмент урока по введению понятия «восклицательные предложения» (выберите дидактическую систему; определите, в каком классе это понятие формируется; проанализируйте дидактический материал учебника, если, на Ваш взгляд, он недостаточен, предложите свой). Обоснуйте методику работы.

Дополнительная литература

Бакулина Г. А., Дембицкая Н. В., Обухова Е. А. Методика интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка. М., 2006. URL: http://www.pedlib.ru/Books/7/0016/index.shtml

Борисенко И. В. Тема «Наречие»: снова в начальной школе // Нач. школа. 2006. № 3.

Буланова С. Ю. Усвоение младшими школьниками синтаксических структур сложных предложений // Нач. школа. 2011. № 11.

Власенков А. И. Развивающее обучение русскому языку. М., 1983.

Демичева В. В., Устименко И. А. Формирование логического мышления учащихся при обучении словообразованию // Нач. школа. 1994. № 12.

Евсюкова Г. А. Работа над морфемным составом слова (суффиксы) // Нач. школа. 2008. № 3.

Зуева Н. А. Состав слова // Нач. школа. 2011. № 10.

Жуйков С. Ф. Психология усвоения грамматики в начальных клас-сах. М., 1964.

Кадыкова В. С. Некоторые вопросы изучения морфологии // Нач. школа. 2006. № 2.

Колычева Г. Ю. Формирование навыков культуры речи при изучениеи имени существительного // Нач. школа. 2008. №12.

Колычева Г. Ю. Особенности изучения местоимений в начальных классах // Нач. школа. 2010. № 11. Ларкина Л. Д. Обобщение знаний об именах прилагательных (с ис- пользованием информационно-коммуникационной технологии) // Нач. школа. 2007. № 3.

Краткий словарь по логике / Под ред. Д. П. Горского. М., 1991.

Методика грамматики и орфографии в начальных классах / Под ред. Н. С. Рождественского. М., 1975.

Милославский И. Г. Как разобрать и собрать слово: Книга для учащихся. М., 1993.

Орлова А. М. Усвоение синтаксических понятий учащимися. М., 1961.

Перевозчикова В. В. Развитие логического мышления младших школьников в процессе изучения темы «Предложение» // Нач. школа. 2007. № 8.

Перцева Н. К. К вопросу о способах распознавания падежных форм имени существительного // Нач. школа. 2008. №8.

Петленко Л. В. Как избежать формализма в знаниях учащихся при изучении раздела «Части речи» // Нач. школа. 2006. №12.

Рябушко В. И. Однородные члены предложения с союзами и без союзов // Нач. школа. 2012. №6.

Талызина Н. Ф. Формирование научных понятий // Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. М., 2001.

Федоренко Л. П. Принципы обучения русскому языку. М., 1984. 80

Фомичева Г. А. Предложение // Методика грамматики и орфографии. М., 1975. Фомичева Г. А. Работа над словосочетанием и предложением в начальных классах. М., 1981.

Шуклова Л.А. Обобщение знаний о частях речи // Нач. школа. 2006. № 2.

Эльконин Д. Б. Возрастные возможности усвоения знаний: Мл.кл. шк. М., 1966.

Приложение 1.

Требования к оформлению конспекта урока

1. Тема урока.

2. Тип урока.

3. Цель и задачи урока.

4. Оборудование а) у учителя, б) у учеников.

(Обязательно указание используемого учебника, рабочей тетради; к конспекту прилагаются 1) копия страницы учебника и/или рабочей тетради, по которой ведется работа, 2) наглядные пособия, изготовленные студентом, или их макет, или презентация к уроку.)

5. Схема оформления доски.

6. Ход урока (оформляется в виде таблицы):



Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Методическое обоснование и самоанализ
Приводятся названия этапов. Этапы отделяются друг от друга чертой. Приводится полный текст объяснения учителя, а также формулировки вопросов и заданий для учащихся, слова и тексты, предлагаемые для записи, и т.п. Приводятся предполагаемые развернутые ответы учащихся. Указываются задачи, решаемые на определенном этапе урока, обосновывается использование методов и приемов обучения. Отмечаются особенности проведения урока на практике, дается оценка реализации поставленных задач, вносятся коррективы для дальнейшего совершенствования урока.

7. Образец оформления записи в тетради ученика.

8. Список использованной при подготовке конспекта литературы (обязательно указание не менее трех источников!).

Вопросы для текущего контроля

Вопросы для текущего контроля (1 полугодие)

1. Теоретические основы методики обучения русскому языку.

2. Методы педагогического исследования.

3. Русский язык как учебный предмет в начальных классах.

4. Литературное чтение как учебный предмет в начальных классах.

5. Классификации и характеристика методов обучения грамоте.

6. Вопросы истории отечественной букваристики.

7.Сущность звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте. Традиционные и современные черты метода.

8. Психолого-педагогические основы методики обучения грамоте.

9. Лингвистические основы методики обучения грамоте

10. Формирование фонетических умений в период обучения грамоте. Теории слога и слогораздела. Работа над понятием слог

11. Формирование фонетических умений в период обучения грамоте. Ударение. Обучение выделению ударного слога

12. Формирование фонетических умений в период обучения грамоте. Звуки речи. Обучение интонированию слова и выделению изолированного звука. Звуковой анализ слова

13. Обучение грамоте по Русской азбуке, авт. В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин. Задачи и содержание работы в подготовительный период. Структура урока чтения в подготовительный период обучения грамоте.

14. Обучение грамоте по Русской азбуке, авт. В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин. Задачи и содержание работы в основной период. Структура урока чтения в основной период обучения грамоте.

15. Механизмы чтения. Обучение чтению прямого слога

16. Формирование действия чтения слова. Графический анализ слова.

17. Виды учебных занятий в период обучения грамоте. Развитие речи.

18. Виды учебных занятий в период обучения грамоте. Грамматико-орфографическая пропедевтика.

19. Формирование графического навыка и каллиграфического почерка в период обучения грамоте.

20. Место и роль грамматики в системе начального обучения русскому языку. Лингвистическая основа обучения русскому языку в начальных классах.

21. Общая характеристика содержания начального обучения русскому языку. Стандарт начального общего образования.

22. Грамматические понятия, этапы и условия их формирования у младших школьников.

23. Изучение основ фонетики и графики в начальных классах

24. Теоретические основы методики изучения морфемного состава слова.

25. Методика изучения частей речи. Основные понятия морфологии в курсе начальной школы. Формирование у младших школьников способа анализа морфологических свойств слова.

26. Основные концепции научного синтаксиса и школьный курс синтаксиса. Значение и задачи изучения темы «Предложение» в начальных классах.

Вопросы для текущего контроля (2 полугодие)

1. Грамматическое и антиграмматическое направления в истории методики обучения правописанию.

2. Основные понятия в области орфографии. Орфографический навык. Орфограмма. Опознавательные признаки орфограмм. Орфографическое поле.

3. Принципы русской орфографии как основа методики ее преподавания. Проблема ведущего принципа русской орфографии и разные системы обучения.

4. Орфографическое действие и его структура. Формирование орфографической зоркости и орфографического самоконтроля.

5. Способы усвоения орфографии. Соотнесение звуковой и буквенной формы слова.

6. Запоминание как способ усвоения традиционных написаний (В.П. Канакина. Работа над значением слов с непроверяемыми написаниями. Система изучения непроверяемых написаний.

7. Способы усвоения орфографии. Решение орфографических задач.

8. Классификации орфографических правил. Методика работы над орфографическим правилом (по выбору студента)

9. Орфографические упражнения. Диктанты. Критерии их выбора и методика проведения 10. Орфографические упражнения. Списывание в обучении правописанию

11. Работа над орфографическими ошибками как компонент системы обучения орфографии в школе.

12. Требования к современному уроку русского языка. Подготовка и проведение урока русского языка.

13. Актуальные проблемы методики чтения и литературы в начальных классах на современном этапе. Принципы отбора текстов для чтения.

14. Характеристика УМК по литературному чтению для младших школьников (по выбору студента)

15. Природа навыка чтения и этапы его формирования. Виды и формы чтения. Актуальные вопросы совершенствования навыка чтения.

16. Правильность и беглость как качества навыка чтения. Приемы формирования правильности и беглости чтения, способы контроля.

17. Сознательность чтения. Приемы формирования и способы контроля.

18. Методика обучения выразительному чтению.

19.Психологические особенности восприятия художественных произведений младшими школьниками.

20. Литературоведческие основы методики чтения и анализа художественных произведений.

21. Этапы работы над художественным произведением. Цели, содержание работы, предшествующей чтению художественного произведения. Организация и проведение первичного восприятия текста.

22. Этапы работы над художественным произведением. Содержательный и языковой анализ художественного произведения

23. Этапы работы над художественным произведением. Работа над действующими лицами и идеей произведения

24. Составление плана художественного произведения. Виды плана

25. Пересказ и его виды. Методика обучения пересказу на уроках чтения.

26. Методика изучения произведений разных жанров. Малые жанры устного народного творчества.

27. Методика изучения произведений разных жанров. Сказки. Классификации сказок. Особенности методики чтения и анализа сказок; формируемые умения.

28. Методика изучения произведений разных жанров. Басни. Особенности методики чтения и анализа

29. Методика изучения произведений разных жанров. Стихотворения. Особенности методики чтения и анализа лирических и эпических стихотворений

30. Методика изучения произведений разных жанров. Рассказы. Литературно-педагогическая классификация рассказов.

31. Методика внеклассного чтения. Детская книга и ее специфика.

32. Понятие о самостоятельном детском чтении. Этапы формирования читательской самостоятельности.

Наши рекомендации