Схема психологического обоснования конспекта урока

1. Психологический анализ деятельности учащихся:

1. Каким образом будет достигаться целенаправленность деятельности на уроке и различных его этапах?

2. Какие предлагается использовать приемы для активизации не только процессов памяти, но и мышления?

3. Каким на уроке будет соотношение самостоятельности и подражательности в деятельности учащихся?

4. На какие приемы умственной деятельности должны опираться учащиеся в процессе повторения пройденного и усвоения нового материала?

5. Предлагается ли на данном уроке перенос знаний, умений, навыков? Как предполагается организовать перенос?

6. Как на данном уроке будут развиваться эмоциональные отношения школьников: что должно вызвать положительные эмоции, какие предусматриваете приемы для снятия утомления и активизации положительных эмоций?

7. Развитие, каких психических процессов и свойств учащихся предлагается на данном уроке?

11. Оценка уровня обучаемости школьников:

1. Оцените готовность учащихся к усвоению нового материала с точки зрения знаний и способов умственной деятельности. Какими материалами при этой оценке Вы руководствовались?

2. Дайте оценку отношения учащихся класса к учебному предмету и опишите, как Вами будет учитываться это при проведении урока по предмету.

3. Как Вы предполагаете учитывать на уроке различный уровень обучаемости школьников (темп продвижения при усвоении, экономичность мышления, различный уровень умственного развития и т.п.)?

4. Какие трудности в усвоении нового материала могут возникнуть у учащихся разного уровня обучаемости? Как Вы к этому подготовились при разработке урока?

5. Какую оценку за урок Вы предполагаете получить?

Приложение № 28

Наблюдение и анализ учебной и внеклассной работы, проводимой учителем в первые дни сентября.

1. Создание благоприятного психологического климата в классе: обращение к учащимся по именам, создание ситуации успеха (стимулирование деятельности похвалой, крытой подсказкой, ссылка на особенности личности школьника, авансирование успеха т.п.), защищенность каждого ребенка, преобладающий мажор в настроении учителя (мимика, жесты, голос).

Общение: не делать резких замечаний, не одергивать их, стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях ученика.

Учитывать индивидуальные особенности ребенка (давать возможность каждому работать в присущем ему темпе). Недопустимы замечания типа «Быстрее!», «Задерживаешь всех!» и т.п. Объем работ увеличивается постепенно.

Предоставление детям разных по сложности учебных заданий, (и разную долю участия учителя в их выполнении).

Тон – доверительный и мягкий, недопустим авторитарный стиль.

Нельзя пренебрегать и различными формами невербального общения – обнять ребенка, погладить по головке, дотронуться и т.п. (независимо от реальных успехов ребенка).

Требование – в форме пожеланий. Недопустимо раздражение, резкие замечания.

Поощрение любой инициативы.

2. Организационная деятельность учителя:

а) знакомство детей со школой (расположение кабинетов, библиотеки, столовой, туалетных комнат и проч.).

б) знакомство с правилами поведения в школе.

Приложение № 29

Методики психофизического обследования.

1. Тест Керна – Йирасека.

2. Методика «Домик» (уровень развития произвольного внимания).

Изучение физической готовности.

1. Общее физическое развитие.

2. Моторика руки.

3. Координация движений.

4. Ловкость движений.

5. Точность движений.

Изучение интеллектуальной готовности.

1. Определение круга знаний и представлений ребенка, его общей осведомленности о явлениях окружающей действительности.

Ориентировочный тест школьной зрелости (вербальное мышление) – И.Йирасек.

2. Определение степени владения ребенком мыслительными операциями.

а) тест И.Йирасека

б) Г.С. Швайко «Игровые упражнения для развития речи» (М.,1988)

3. Определение развития отдельных познавательных процессов:

а) Изучение процесса мышления.

б) Изучение кратковременной памяти.

в) Изучение воображения.

г) Изучение словесно-логического мышления (методика Л.И. Переслени,

Л.Ф.Чупрова).

Изучение личностной готовности.

1. Определение отношения 6-7 летних детей к школе к учению.

2. Изучение общего понимания смыла жизненных ситуаций.

3. Определение направленности на школу.

Материалы к приложению 29

Инструкция

к проведению психофизического обследования

Психофизическое обследование детей проводится с целью выявления у них отставания в развитии необходимых функций: моторики, аналитических и синтетических функций коры головного мозга / тест Керна-Йирасека/.

Определение степени «школьной зрелости» по тесту Керна-Йирасека может проводиться индивидуально или одновременно у группы детей из 10-15 человек. Остальные исследования проводятся с каждым ребенком отдельно в специально отведенном помещении.

Тест Керна-Йирасека /ориентировочный тест «школьной зрелости»/.

Ребенку /или группе детей/ дается чистый лист бумаги. В правом верхнем углу листа исследователь указывает имя, фамилию, возраст ребенка, дату исследования. Под рабочий лист подкладывается лист плотной бумаги. Карандаш кладется перед ребенком так, чтобы ему было удобно взять его и правой, и левой рукой.

Тест состоит из трех заданий: 1/ рисунок человека; 2/ срисовывание короткой фразы из трех слов «Он ел суп»; 3/ срисовывание группы точек.

Лицевая сторона листа отводится для выполнения первого задания, к которому дается следующая инструкция: «Здесь /каждому показывается, где/ нарисуй какого-нибудь мужчину/дядю/ так, как умеешь».

Дальнейшее объяснение, помощь или предупреждение по поводу ошибок и недостатков рисунка запрещается. На любой встречный вопрос ребенка нужно отвечать: «Рисуй так, как умеешь». Разрешается ребенка подбодрить, если он не может начать работу, следующим образом: «Видишь, как ты хорошо начал. Рисуй дальше».

На вопрос, можно ли рисовать «тетю», необходимо объяснить, что все дети рисуют «дядю», поэтому и он /она/ должен рисовать «дядю». Если же ребенок начал рисовать женскую фигуру, можно разрешить ему ее дорисовать, а затем попросить, чтобы он рядом нарисовал мужскую фигуру.

После того как ребенок закончит рисунок, рабочий лист переворачивается. Обратная сторона его делится горизонтальной линией пополам /это можно сделать заранее/.

Для выполнения второго задания необходимо приготовить 2-10 карточек /размером примерно 7-8 см на 13-14 см/, на которых пишется фраза «Он ел суп» / вертикальный размер строчных букв – 1см, заглавных – 1,5 см/. карточка фразой кладется перед ребенком чуть выше рабочего листа.

Задание 2-ое формулируется следующим образом: «Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, поэтому попробуй это нарисовать. Хорошенько посмотри, как это написано, и верхней части листа /показать, где/ напиши так же». Если кто-нибудь из детей не рассчитает длину строки, и третье слово у него не будет помещаться на строке, нужно ребенку подсказать, что его можно написать ниже или выше.

Карточки указанного выше размера следует приготовить и для выполнения 3-его задания. На них изображается группа точек /расстояние между точками по вертикали и горизонтали – 1 см, диаметр – 2 мм/.

После выполнения ребенком второго задания забирается у него карточка и на ее место кладется вторая / с точками/ таким образом, чтобы острый угол пятиугольника, образованного точками, был направлен вниз.

К третьему заданию дается инструкция: «Здесь нарисованы точки. Попробуй сам /а/ нарисовать такие же в нижней части листа» /показать где/.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:

Примерные критерии оценки каждого задания по 5-ти балльной системе /1 балл – наилучшая оценка, 5 - наихудшая/.

ЗАДАНИЕ 1 / рисунок человека/

1 балл - у нарисованной фигуры должны быть туловище, голова, конечности. Голову с туловищем соединяет шея / она должны быть не более чем туловище/. На голове должны быть волосы/ возможно шляпа или шапка/, уши; на лице – глаза, нос, рот. Верхние конечности заканчиваются рукой с 5-ю пальцами. Признаки мужской одежды.

2 балла – выполнение всех требований при оценке в 1 балл. Возможны три отсутствующие части: шея, волосы, 1 палец руки, ноне должна отсутствовать какая-нибудь часть лица.

3 балла – у фигуры на рисунке должны быть голова, туловище, конечности. Руки, ноги должны быть нарисованы двумя линиями. Отсутствуют шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках.

4 балла – примитивный рисунок головы конечностями. Конечности / достаточно лишь одной пары/ изображены одной линией.

5 баллов – отсутствует ясное изображение туловища и конечностей. Каракули.

ЗАДАНИЕ 2 /срисовывание написанного текста/.

1 балл – срисованную ребенком фразу можно прочитать. Буквы не более чем в два раза больше образца. Буквы образуют три слова. Строка отклонена от прямой линии не более чем на 30.

2 балла - предложение можно прочитать. Буквы по величине близки к образцу, их стройность не обязательна.

3 балла – буквы должны быть разделены не менее чем на 2 группы. Можно прочитать хотя бы 4 буквы.

4 балла – с образцом схожи хотя бы две буквы. Вся группа имеет еще видимость письма.

5 баллов – каракули.

ЗАДАНИЕ 3 /срисовывание группы точек/

1 балл – точное воспроизводство образца. Нарисованы точки, а не кружки. Соблюдена симметрия фигуры по горизонтали и вертикали. Может быть любе уменьшение фигуры, увеличение же возможно не больше, чем на половину.

2 балла – возможно незначительное нарушение симметрии: 1 точка может выходить за рамки столбца или строчки. Допустимо изображение кружков вместо точек.

3 балла – группа точек грубо похожа на образец. Возможно нарушение симметрии всей фигуры. Сохраняется подобие пятиугольник, повернутого вверх или вниз вершиной. Возможно меньшее или большее количество точек /не менее 7, но не более 20/.

4 балла – точки расположены кучно, их группа может напоминать любую геометрическую фигуру. Величина и количество точек – несущественны. Другие изображения недопустимы.

5 баллов – каракули.

Сумма выполнения отдельных заданий представляет общий результат исследования. Развитие детей, получивших от 3 до 6 баллов, рассматривается выше среднего /зрелый/; от 7 до 11 баллов как среднее; от 12 до 15 – ниже нормы /незрелый/. Детей, получивших 12-15 баллов необходимо углубленно обследовать.

По всем трем приложениям все результаты свести в одну таблицу, где представить выводы.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПРОИЗОЛЬНОЙ СФЕРЫ

Успешность обучения в 1 классе существенно зависит от трех параметров: развития у ребенка произвольного внимания, произвольной памяти и умения действовать по правилу.

Наши рекомендации