Место практики в структуре ООП.

Летняя практика является частью профессиональной подготовки учителя к осуществлению воспитательной и культурно-досуговой деятельности детей во время летнего отдыха. Проведение летней практики регламентируется ФГОС высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.62 Педагогика с образовательным профилем «Начальное образование».

Место и время проведения практики.

Базы практики: летние загородные и городские лагеря отдыха для детей и подростков, городские детские площадки, социально-досуговые площадки, летние досуговые группы.

Организуется для студентовIII курса ОФО в 6 семестре и студентов IY курса ЗФО (на базе 11 кл.) в 8 семестре продолжительностью 4 недели; для студентов ЗФО (на базе СПО) в 6 семестре в течение 3 недель.

Содержание летней педагогической практики

Задания практиканту:

1. Изучить систему организации и планирования работы с детьми
в детском оздоровительном лагере (Приложение 36) .

2. Овладеть основными формами и методами воспитательной работы, досуговой деятельности с детьми в летний период.

3. Средствами диагностики изучить психолого-педагогические особенности личности и коллектива, социальную среду (Приложение 38 - 39, 41 - 43).

4. Освоить методику анализа и самоанализа деятельности вожатого и воспитателя (Приложение 37, 44, 46).

5. Провести коллективные творческие дела и тематические дни в детском оздоровительном лагере.

На первом этапе (в течение недели) студенты знакомятся с лагерем, его сотрудниками и их функциями, нормативно-правовой базой деятельности, планом работы лагеря, заполняют социальный паспорт летнего лагеря, его визитную карточку.

Практиканты осуществляют знакомство с составом отряда, выявляют интересы и увлечения детей, формируют органы детского самоуправления, а также изучают детский коллектив и его членов, проводят социометрию, заполняют социально-педагогический портрет отряда.

Проводят мероприятия, связанные с организацией:

— режима дня, санитарно-гигиенической работы, самообслуживания,

— познавательно-интеллектуальной деятельности,

— трудовой деятельности,

— игровой деятельности,

— художественно-творческой деятельности,

— спортивно-оздоровительной деятельности,

— психологических игр и упражнений, направленных на установление доброжелательной атмосферы, взаимопонимания, формирования навыков общения, снятия усталости и стресса, развитие личности ребенка.

В период подготовки к началу лагерной смены студент, проходящий летнюю педагогическую практику в качестве вожатого (педагога-воспитателя) отряда обязан:

- Изучить новые методические разработки и собрать методический материал для работы с отрядом.

- Составить перспективный план работы отряда (примерный перечень тех мероприятий, дел, которые вожатый хотел бы провести с детьми, имея ввиду воспитание определенных качеств личности у детей).

- Обеспечить организованный сбор детей своего отряда и безопасность их при перевозке в лагерь.

-В период лагерной смены студент, проходящий летнюю педагогическую практику в качестве вожатого (педагога-воспитателя) отряда обязан:

-Расселить детей в спальном корпусе.

-Круглосуточно находиться при отряде.

- Постоянно следить за наличием и занятиями детей в отряде.

- Составить список отряда и ознакомиться с индивидуальными особенностями каждого ребенка.

-Ежедневно присутствовать на планерке (1 вожатый от отряда).

Формы отчетности:

1. Дневник практики, в котором приводятся план работы, ежедневные педагогические наблюдения практиканта, результаты всех предусмотренных программой по данному виду практики заданий.

2. Визитная карточка базы практики.

3. Заполненный социально-педагогический паспорт лагеря.

4. Социально-педагогический портрет отряда.

На втором этапе (в течение последующих трех недель) студенты осуществляют реализацию намеченного плана действий. В том числе:

-Вожатый отряда организует воспитательную досуговую работу в отряде на основе инициативы и самодеятельности самих детей и в соответствии с утвержденным планом работы на смену и период.

-Вожатый отряда обеспечивает педагогическую направленность в работе отряда и руководит одним из кружков или клубом по интересам, созданным внутри отряда.

-Вожатый отряда является материально ответственным лицом за всё имущество и инвентарь, переданный им для создания нормальных условий жизни, отдыха и работы детей.

-Свою деятельность вожатый строит исходя из перспективного и календарного планов лагеря. План работы отряда утверждается заместителем директора по воспитательной работе лагеря.

-Вожатый является организатором и руководителем художественной самодеятельности и спортивной работы в отряде.

- Вожатый является членом педагогического совета лагеря и в своей работе подотчетен заместителю директора по воспитательной работе и директору лагеря.

-Вожатый несет ответственность за жизнь и здоровье детей вверенного ему отряда. Практикантами анализируются результаты деятельности детского коллектива, выполнение поставленных воспитательных задач, уровня развития коллектива, обобщаются результаты своей практической деятельности, готовится выступление на заключительной конференции.

Формы отчетности:

1. Характеристика с оценкой (написанная директором, руководителем смены или программы, завучем и т.п.).

2. Дневник практики, в котором приводятся план работы, ежедневные педагогические наблюдения практиканта, результаты всех предусмотренных программой по данному виду практики заданий.

2. План-сетка смены.

3. Краткая психолого-педагогическая характеристика детского коллектива.

4. Конспект (разработка) не менее трех воспитательных мероприятий, проведенных студентом в летний период, и его анализ.

5. Отчет о прохождении педагогической практики в виде аналитической записки, содержащей выводы о результатах проделанной работы, предложений по дальнейшему усовершенствованию организации, содержания и подготовки студентов к практике.

Наши рекомендации