Традиционные и новые формы проведения учебных занятий
К традиционным формам учебных занятий относятся:
• Семинар – форма групповых занятий, состоящая в обсуждении подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога; формирует аналитическое мышление, развивает навыки самостоятельной работы и публичных выступлений.
• Дискуссия – всестороннее публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы; расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения.
• Конференция – собрание, совещание представителей различных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов; развивает умение представлять результаты своей деятельности на всеобще обсуждение.
• Экспедиция – поездка группы в назначенное место со специальным заданием; решает комплекс разноплановых задач по организации эффективной практики в процессе получения профильного результата вне аудиторных условий.
• Учебная игра – занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания, отдыха и удовольствия; характеризуется моделированием жизненных процессов в условиях развивающейся ситуации.
К нетрадиционным формам учебных занятий относятся:
• интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях;
• занятия-соревнования: конкурсы, турниры, викторины и т.п.;
• занятия, основанные на методах общественной практики: репортаж, интервью, изобретение, комментарий, аукцион, митинг, бенефис, устный журнал, газета и т.д.;
• занятия на основе нетрадиционной организации учебного материала: презентация, исповедь и т.д.;
• занятия-фантазии: сказка, сюрприз, приключение и т.п.;
• занятия, основанные на имитации общественной деятельности: суд, следствие, ученый совет, заседание парламента и др.
• занятия, построенные по сценарию известных телепередач «Что? Где? Когда?», «Поле чудес» и т.д. и т.п.
Подробно охарактеризуем некоторые из них, ставшие наиболее популярными.
Презентация предмета, явления, события, факта – описание, раскрытие их роли, социального предназначения в жизни человека, участие в социальных отношениях.
Социодрама – сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев, ситуация выбора, от которой зависит ход жизни и социально-психологические отношения, осознание себя в структуре общественных отношений.
Защита проекта – способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем.
Философский стол – коллективная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явления жизни: «Свобода и долг», «Человек и природа» и т.п.
Чаепитие – создает особую психологическую атмосферу, смягчает взаимоотношения, раскрепощает.
Крепкий орешек – решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений.
День добрых сюрпризов – упражнение в умении оказывать знаки внимания, доставлять людям радость.
Конверт вопросов – свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке.
Выпускной ринг – отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее, подкрепляется дружбой, общением; формируется умение взаимодействие с людьми.
Организационно-деятельностная игра включает в себя шесть этапов:
• погружение (осмысление проблемы),
• негатив,
• позитив,
• предложение путей решения проблем, разработка проектов;
• экспертная оценка,
• подведение итогов игры.
Занятие-бенефис – отчет о самостоятельных исследованиях, хороший способ стимулирования творческой деятельности. Задание дается обычно двум ученикам. На бенефисе ребенок находиться в центре внимания, а то, что одинаковое задание дается двум обучающимся, пробуждает дух соревнования. В оценке и рецензировании работ своих товарищей участвует вся группа.
Зачет или система зачетов. Эта форма работы позволяет более свободно, творчески строить изучение нового материала, вопросы к зачету даются заранее. Таким образом, каждых ученик получает возможность работать в свойственном ему темпе, обдумывать все тонкости учебного материала, делать необходимые сравнения, обобщения, провести работу по классификации, систематизации изучаемых понятий.
Целенаправленная подготовка к зачету начинается за несколько занятий, так чтобы на каждом из них возможно было повторить 1-2 вопроса. На них обычно отвечают хорошо подготовленные ребята. На итоговом занятии обучающиеся проверяют друг друга, выполняют письменные задания по карточкам, либо отвечают устно.
Экскурсия. Одной из наиболее интересных для обучающихся форм выступает экскурсия. Экскурсия – форма организации учебной работы, при которой обучающиеся выходят на место расположения изучаемых объектов (природы, исторических памятников, производства) для непосредственного ознакомления с ними. Она объединяет учебный процесс с реальной жизнью и помогает обучающимся через непосредственные наблюдения знакомиться с предметами и явлениями в их естественном окружении.
Экскурсии бывают разные. В зависимости от дидактической цели выделяют вводные экскурсии, проводимые перед непосредственным изучением нового материала; текущие и итоговые, которые проводятся для контроля и лучшего закрепления изученного материала. По предметному содержанию экскурсии можно разделить на естественно-научные, историко-литературные, краеведческие, производственные и др.
Экскурсии обычно планируются на весь учебный год.
При проведении экскурсии выделяют три этапа:
а) предварительную подготовку к экскурсии;
б) выезд обучающихся к изучаемому объекту и проведение запланированного объема учебной работы по теме занятия (сбор природного материала, рисунки, чертежи и т.д.);
в) работа с собранным материалом и подведение итогов экскурсии.
Конечно же, успех любой экскурсии зависит в первую очередь от тщательности подготовки педагога. При подготовке к экскурсии педагог проводит тщательное изучение объекта экскурсии, места ее проведения. В подготовку к экскурсии в первую очередь входит определение ее цели и задач. После этого педагог выбирает содержание; передаваемого материала и виды деятельности, которой учащиеся будут заниматься при подготовке, во время и после окончания экскурсии. Педагог выбирает методики показа и рассмотрения объекта экскурсии, способов вовлечения обучающихся в активное восприятие, привлечение к показу и рассказу специалистов и пр.
Для достижения наибольшей эффективности восприятия обучающимися учебного материала на экскурсии их необходимо к этому подготовить. Это достигается четкой постановкой целей, которые должны быть достигнуты в ходе экскурсии и в последующей обработке собранного материала, формулированием общих и индивидуальных заданий. В подготовку входит и обучение обучающихся способам сбора материала: приемам ведения записей, зарисовок, основам фотографирования, звукозаписи рассказов экскурсовода и т.д. Перед выходом на экскурсию проводится вступительная беседа, уточняются задания, определяются формы, порядок и сроки их выполнения, время, отводимое на экскурсию и собираемые материалы. До экскурсии педагог распределяет творческие задания для обучающихся: написать сочинения, подготовить доклады, составить альбомы, сделать спецвыпуски газет, составить гербарии и коллекции, подготовить раздаточные материалы для уроков, школьных выставок, музеев и т.п. Особое внимание в ходе этой беседы уделяется правилам поведения и основам техники безопасности.
Экскурсия может длиться от 40-45 мин до 2-2,5 ч. В этот промежуток не входит время, затрачиваемое учащимися на дорогу. Обычно время экскурсии определяется характером предмета экскурсии, содержанием и сложностью материала и, конечно, возрастом обучающихся.
Закончиться экскурсия может итоговой беседой. Однако на последующих после экскурсии уроках педагог должен возвращаться к ней, использовать полученные в ходе ее материалы и знания обучающихся, а если возможно, то провести повторение и обобщение изученного на экскурсии материала.
Активные формы познавательной деятельности, используемые на занятиях:
• семинар;
•диспут;
• конференция;
• чтения (литературные, исторические, научные);
• защита (проекта, программы, реферата);
• олимпиада;
• турнир;
• викторина (викторина с вариантами ответов, заочная викторина);
• аукцион знаний;
• мозговая атака;
• брейн-ринг, КВН;
• устный журнал;
• заочное путешествие во времени и пространстве;
• встреча со специалистами, учеными, изобретателями и рационализаторами, авторами научно-популярной литературы);
• пресс-конференция;
• час вопросов и ответов;
• конкурс;
• смотр знаний и умений;
• эстафета (рассказ-эстафета, задание-эстафета);
• познавательные игры;
• рисованные научно-популярные фильмы;
• интеллектуальный марафон.
Использование мультимедиа технологий
Методические особенности организации обучения с использованием мультимедиа:
• занятия с применением мультимедийных презентаций проводятся в компьютерных классах с использованием мультимедиа проекторов, резидентных справочников, автоматизированных обучающих систем, видеозаписей работы различных программ и т.д.;
• на практических занятиях за каждым обучаемым должен быть закреплён отдельный компьютер, на котором целесообразно создать его личную папку, названную шифром класса и фамилией обучаемого;
• должен использоваться индивидуальный подход, включающий широкое использование индивидуализированных обучающих программ, банка многоуровневых заданий (на практические занятия и лабораторные работы)
• целесообразно проводить значительную часть занятий в форме деловых игр; в качестве заданий должны выдаваться реальные жизненные многовариантные задачи, особенно те, с которыми выпускники будут встречаться в профессиональной деятельности
• должен широко использоваться метод проектов, в рамках которого необходимо соблюдать принципы последовательности и преемственности; это значит, что одно глобальное задание должно последовательно выполняться во всех практических (лабораторных) и расчётно-графических работах, дополняться и расширяться, воплощаясь в стройную завершённую систему
• должна быть предусмотрена возможность параллельного и концентрического изучения основных разделов программы; это позволяет обучающимся по мере усвоения курса получать все более глубокие знания по каждому из разделов, не теряя при этом целостности изложения всего материала
• необходимо опираться на следующие взаимосвязанные принципы: мотивации познания; разностороннего восприятия; «пронизывающего» системно-информационного анализа
• следует шире использовать проблемный метод обучения, предусматривать разработку обучающимися реальных программ (документов, таблиц, баз данных), которые могут быть использованы в процессе обучения.
2.7. Организация начала учебного занятия
Необходимым условием успешного формирования тех или иных умений является стремление самого воспитанника к познанию, поэтому необходимо создать у ребенка положительную мотивацию к выполнению умственных и практических действий.
Как правило, удачно выбранный вид деятельности обучающихся в начале занятия настраивает их на плодотворную работу на протяжении всего времени. Поэтому началу занятия следует уделять особое внимание.
Образовательные задачи
Обеспечить нормальную обстановку для работы на занятии.
Психологически подготовить обучающихся к общению.
Содержание
Приветствие.
Проверка подготовленности к учебному занятию.
Организация внимания школьников.
Раскрытие общих целей учебного занятия и плана его проведения.
Показатели выполнения образовательных задач
Доброжелательный настрой педагога и обучающихся.
Кратковременность этапа.
Готовность группы к учебному занятию.
Быстрое включение воспитанников в деловой ритм.
Четкая формулировка целей учебного занятия и элементов плана работы.
Условия выполнения задач
Собранность педагога.
Последовательность в предъявлении требований.
Использование небольшой психологической паузы и вопросов, пробуждающих внимание обучающихся к работе.
Спокойная и уверенная манера педагога держаться при появлении в объединении.
На данном этапе следует использовать преимущественно те приемы активизации, которые обеспечивают осознание учащимися необходимости усвоения нового материала или выполнения определенного задания.
Известно, что именно, причем посильные, задания наиболее цепко держат внимание ребят. Сложность, доступная для ребят, и новизна – основные причины интереса.
Новизна, в первую очередь связана с содержанием информации и способами ее передачи. Задания на проявление наблюдательности, внимания, выдумки, фантазии носят соревновательный характер.
Некоторые способы организации начала занятия:
Задания с опорой на жизненный опыт, смекалку.
Задания на тренировку памяти, наблюдательности, на поиск закономерностей по материалу уже хорошо усвоенному.
Задание на выявление ошибок.
«Мозговой штурм» по решению сложного задания.
Работа со специальной литературой, справочниками по теме.
Исследовательские задания.
Составление сказки, кроссворда по предыдущим темам, связанным с новой темой.
Выступления «солистов» – воспитанников, которые заранее подготовили выступления, рефераты по теме.
Требования к изложению материала педагогом
Одним из основных этапов учебного занятия является изложение нового материала педагогом. От того, насколько материал будет подан интересно и грамотно, зависит эффективность усвоения обучающимися данной темы, раздела.
Основными требованиями к изложению материала педагогом являются:
• значительность, содержательность, точность;
• логичность, последовательность;
• краткость;
• аргументированность, убедительность;
• соответствие нормам ораторской речи:
а) выразительность, использование приемов новизны, взаимодействия, соучастия, персонификации, образность, проблемность ситуации, риторический вопрос, пауза;
б) артистизм, эмоциональность, дикция, оптимальный темп речи, соответствие интонации содержанию, умелое использование мимики, жестов;
в) соразмерность композиционных частей материала: вступления, основной части, заключения.
Основные ошибки педагогов в изложении нового материала:
• Недостаточная последовательность.
• Отвлечение от темы.
• Многословие
• Нечеткие формулировки основных положений и вопросов обучающимся.
• Нарушения в логике изложения; неумение отделить исходное положение от следствия, недостаточно четкое расчленение постулата и аргумента.