Общая характеристика Программы модульного семинара
Пояснительная записка
Программа модульного семинара для учителей предметных областей «Искусство» и «Технология» образовательных учреждений Ненецкого автономного округа направлена на совершенствование профессиональной компетентности учителей в реализации данных предметных областей на ступени основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования.
Программа разработана в соответствии с методологической, научной, идеологической основами ФГОС, Концепции модернизации образования Российской Федерации, нового Закона «Об образовании». Данный модульный семинар продолжает тематики предыдущих модульных семинаров: «Введение ФГОС в образовательные области «Искусство» и «Технология», «Реализация требований ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса».
Содержание программы модульного семинара включает в себя содержательные и методические аспекты работы учителя по преподаванию учебных предметов «Изобразительное искусство», «Музыка» и «Технология» в условиях реализации ФГОС на основной и старшей ступени общего образования.
Стандарты нового поколения ставят перед российским образованием новую цель - воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Предлагаемая программа предназначена для обучения учителей по проблеме отбора, структурирования и реализации содержания предметных областей «Искусство» и «Технология» в образовательных учреждениях Ненецкого автономного округа в условиях введения и реализации ФГОС на ступенях основного и среднего (полного) общего образования.
Содержание курса модульного семинара построено с учетом главного смысла ФГОС, заключающегося в создании условий для решения стратегической задачи развития российского образования – повышения качества образования, достижения новых образовательных результатов. В данной связи основу для определения и структурирования содержания программы составили:
- Концепция федеральных государственных стандартов общего образования, принятая 5 марта 2008 года на Президиуме РАО;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина в Российской Федерации, Москва: Просвещение 2009 г.;
- Федеральный Закон об образованииот 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
- Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации до 2020 г.,
утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р.
- психолого-педагогический закономерности процесса усвоения обучающимися теоретических знаний и опыта практической деятельности.
Учебно-методическое обеспечение
Содержание Программы знакомит учителей с ключевыми положениями и ФГОС, структурой и методологией стандарта, особенностями представления планируемых образовательных результатов, методологическими основами, статусом и форматом примерной основной образовательной программы, структурой программ по отдельным учебным предметам основной образовательной программы, разработанным учебно-методическим обеспечением ФГОС. Освоение содержания Программы позволяет учителям овладеть навыками работы с новой нормативно-правовой документацией; расширить представление о собственной педагогической практике в условиях внедрения ФГОС; осуществлять самоанализ деятельности и совершенствовать технологические и методологические приемы педагогического проектирования в условиях введения и реализации ФГОС.
Должное внимание в Программе уделяется вопросам составления рабочих программ учебных предметов, системе оценивания уровня сформированностиметапредметных умений и навыков, достижениям планируемых результатов средствами учебных предметов через использование УМК, интегрированному подходу в условиях введения ФГОС.
Реализация содержания Программы строится на методологических подходах личностно-ориентированной модели образования в рамках технологии проектного обучения учителей с учетом специфики развития технологической культуры учителя, а именно его проектировочных, исследовательских и диагностических умений. Ведущим показателем семинарной подготовки является личностная траектория профессионального роста учителя через совершенствование профессионального мастерства и компетенции, где коммуникативная культура занимает одно из ключевых мест.
Занятия проходят в форме лекций, практических занятий, круглых столов. В данном модуле большое внимание уделяется самостоятельным формам работы. Использование новейших достижений в области методологических основ организации учебно-познавательной деятельности учителя позволяет выйти на результат рефлексии, обеспечивающий расширение представления об уровне личностного и профессионального развития, об особенностях собственной педагогической деятельности, успешное ее проектирование, обобщение, корректировку и выбор форм самопрезентации в индивидуальном педагогическом проекте.
На практических занятиях учителя отрабатывают умения в решении профессиональных задач: методически грамотно определять планируемый результат образования; выделять структуру рабочей программы учебных предметов; проектировать уроки искусства, технологии в соответствии с теорией деятельностного подхода и программой формирования универсальных учебных действий; выбирать соответствующие методы, формы, средства обучения учащихся; выстраивать систему измерения результатов образовательного процесса в рамках проекта рабочей программы и урока.
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса создается методистами ГБУ НАО «Ненецкий региональный центр развития образования» и представляется в виде рабочих материалов, электронных учебных пособий по данным предметам, тестов и т.п. Дидактическое обеспечение образовательного процесса включает обязательный раздаточный материал, соответствующий тематике занятий.
3.Информационное и материально-техническое обеспечение Информационное и материально-техническое обеспечение учебного процесса включает наличие компьютерной базы с выходом в Интернет, мультимедийный проектор.
Необходима информационная база на бумажных носителях (библиотечный фонд) и электронных носителях для индивидуальной помощи учителю.
Система контроля
Текущий контрольосвоения содержания Программы посредством тестирования, анкетирования.
Итоговый контрольпредполагает написание творческого проекта: модуля уроков по определенному разделу, программы по предмету, программы кружка или факультатива, методическую разработку интегрированного урока.
В результате освоения программы модуля учителя должны знать:
знать:
- нормативно-правовую документацию и основы организации образовательного процесса на ступенях основного, среднего общего образования в условиях перехода и реализации ФГОС;
- подходы, виды и формы педагогического проектирования, нормы выполнения рабочих программ учебных предметов, курсов, модулей в условиях перехода и реализации ФГОС;
- особенности реализации содержания предметных областей «Искусство» и «Технология» (методические и технологические аспекты) в условиях ФГОС;
уметь:
- отбирать и структурировать содержание образования предметных областей «Искусство» и «Технология» на ступенях общего образования в рамках рабочей программы по предмету, курсу, модулю с учетом требований ФГОС, особенностей и условий региона, типа образовательного учреждения, контингента обучающихся;
- составлять методические рекомендации по реализации и управлению образовательным процессом художественной и технологической подготовки школьников с учетом современных подходов, технологий и методик обучения;
владеть:
- умениями проектирования рабочей программы по предмету, курсу, модулю предметных областей «Искусство» и «Технология» с учетом требований ФГОС;
- умениями реализации и управления образовательным процессом художественной и технологической подготовки учащихся с учетом современных подходов, технологий и методик обучения в условиях ФГОС.
Учебный план модуля
«Содержание предметных областей «Искусство» и «Технология»
В условиях реализации ФГОС»
Форма обучения: очно-заочная
Категория слушателей: учителя изобразительного искусства, мировой
художественной культуры, музыки, технологии
Режим работы: 2-3 часа в день
Общее количество часов:36
Учебный план модуля
Формы обучения | Наименование разделов | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Лекции | Практ. занятия | |||
Очная форма обучения | Особенности разработки содержания рабочих программ по учебным предметам в соответствии с ФГОС | - | Собеседование по контрольным вопросам | ||
Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС | Зачет | ||||
Система оценивания уровня сформированностиметапредметных умений и навыков | Собеседование по контрольным вопросам | ||||
Достижение планируемых результатов средствами учебных предметов через использование УМК | - | Собеседование по контрольным вопросам | |||
Инновационная деятельность педагога в условиях введения ФГОС | - | Собеседование по контрольным вопросам | |||
Интегрированный подход в условиях введения ФГОС | Собеседование по контрольным вопросам | ||||
Мастер-класс – одна из форм обобщения опыта работы педагога | Собеседование по контрольным вопросам | ||||
Творческая мастерская «Защита проектов» | Защита проектов | ||||
Заочная форма обучения | Итоговая работа: - программа по предмету; - программа факультатива; - программа элективного курса; - программа кружка; - методическая разработка модуля уроков по разделу; - методическая разработка интегрированного урока (на выбор слушателя) | Защита проектов | |||
Итого |
Содержание программы.
1. Особенности разработки содержания рабочих программ по учебным предметам в соответствии с ФГОС (лекция - 2 часа)
1.1.Знакомство с нормативными документами: Концепция федеральных государственных стандартов общего образования, принятая 5 марта 2008 года на Президиуме РАО; Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина в Российской Федерации, Москва: Просвещение 2009 г.; Федеральный Закон об образовании от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ; Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации до 2020 г., утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р.; письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 7 июля 2015 г. № 03-1263. О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана, примерные образовательные программы по предметам; Нормативные документы по Ненецкому автономному округу.
1.2.Стандарт целостная система требований ко всей системе образования страны как совокупность требований к основной образовательной программе: назначение, особенности содержания, структура, требования к реализации.
1.3. Особенности структуры рабочей программы.Компоненты основной образовательной программы по предмету в соответствии с требованиями к ее структуре. Требования к составлению рабочих программ по ФГОС. Методические рекомендации по составлению рабочей программы.
1.4. Практическая работа: разработка учебно-тематического плана как составной части рабочей программы учебного предмета, курса, модуля и т.д..
Текущий контроль: собеседование по контрольным вопросам.
2. Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС (лекция – 1 час, практикум – 2 часа)
2.1. Структура современного урока. Виды современных уроков. Проектирование современного урока, обеспечивающее достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
2.2. Виды анализов современных уроков в зависимости от структуры урока и цели урока: теоретический урок, комбинированный урок, практический урок, урок по решению технических задач, контрольно-проверочный урок и др.. Анализ урока (общие требования к анализу и самооанализу урока). Формы анализа и самоанализа урока: краткий, структурный, системный, полный, структурно-временной, комбинированный, психологический, дидактический, аспектный, комплексный.
2.3. Практическое занятие – анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС (работа по группам)
Текущий контроль: зачет.
Библиографический список.
1. Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012. № 273-ФЗ.
2. Как подготовить и провести мастер-класс: метод.рекомендации работникам методических служб. Руководителям образовательных учреждений, педагогам/авт.-сост. С.А.Горячкова, О.В. Истомина, В.И.Ческидова – Архангельск: издательство АО ИППК РО, 2013.
3. Каспаржак А.Г. и др. Новые требования к содержанию и методике обучения в российской школе в контексте результатов международного исследования RISA-2000. – М.: Университетская книга.2005.
4. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ современного урока (практическое пособие).- Ростов –на-Дону: ТЦ «Учитель», 2002.
5. Методическое письмо Министерства Образования и науки РФ//Методические письма о преподавании учебных предметов в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования 2005-07-28 16:16:38.
6. Молчанова Т.К., Виноградова Н.К. Составление образовательных программ. Практические рекомендации. М.: УЦ «Перспектива», 2001.
7. Нормативные документы Ненецкого автономного округа.
8. Оценка качества подготовки выпускников основной и средней общеобразовательной школы по технологии. М.Дрофа, 2000.
9. Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 7 июля 2015 г. № 03-1263. О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана //журнал Вестник образования. – 2016.-№ 2 – Стр.21.
10. Проектирование учебного содержания: Теория и практика. Учебно-методическое пособие/Сост., науч. Ред. В.В.Пикан._ М.:АПК и ППРО, 2005.
11. Управление инновациями в образовательном учреждении: учеб. – метод. пособие/ авт.-сост. С.А.Горячкова. – Аврхангельск: АО ИППК РО, 2010.
12. Федеральный перечень учебников по искусству и технологии, рекомендованный министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях.
13. Шамова Т.И. и др. Современные средства оценивания результатов обучения в школе. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2007.
Сайты
Сайт МО и Н РФ | www.school.edu.ru |
Сайт разработчиков программ | edu.cromdexpert |
Сайт журналов для педагогов | www.scoolpress.ru |
Приложение 1.
Пояснительная записка
Программа модульного семинара для учителей предметных областей «Искусство» и «Технология» образовательных учреждений Ненецкого автономного округа направлена на совершенствование профессиональной компетентности учителей в реализации данных предметных областей на ступени основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования.
Программа разработана в соответствии с методологической, научной, идеологической основами ФГОС, Концепции модернизации образования Российской Федерации, нового Закона «Об образовании». Данный модульный семинар продолжает тематики предыдущих модульных семинаров: «Введение ФГОС в образовательные области «Искусство» и «Технология», «Реализация требований ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса».
Содержание программы модульного семинара включает в себя содержательные и методические аспекты работы учителя по преподаванию учебных предметов «Изобразительное искусство», «Музыка» и «Технология» в условиях реализации ФГОС на основной и старшей ступени общего образования.
Стандарты нового поколения ставят перед российским образованием новую цель - воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Предлагаемая программа предназначена для обучения учителей по проблеме отбора, структурирования и реализации содержания предметных областей «Искусство» и «Технология» в образовательных учреждениях Ненецкого автономного округа в условиях введения и реализации ФГОС на ступенях основного и среднего (полного) общего образования.
Содержание курса модульного семинара построено с учетом главного смысла ФГОС, заключающегося в создании условий для решения стратегической задачи развития российского образования – повышения качества образования, достижения новых образовательных результатов. В данной связи основу для определения и структурирования содержания программы составили:
- Концепция федеральных государственных стандартов общего образования, принятая 5 марта 2008 года на Президиуме РАО;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина в Российской Федерации, Москва: Просвещение 2009 г.;
- Федеральный Закон об образованииот 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
- Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации до 2020 г.,
утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р.
- психолого-педагогический закономерности процесса усвоения обучающимися теоретических знаний и опыта практической деятельности.
Общая характеристика Программы модульного семинара
для учителей предметов образовательных областей
«Искусство» и «Технология»
1.1. Программа направлена на совершенствование профессиональной компетентности учителей в реализации данных предметных областей на ступени основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования.
1.2. Нормативная трудоемкость программы – 36 часов. Форма обучения очно-заочная: 20 часов очно, 16 – заочно. В очную форму модульного семинара входят лекционные занятия, практикумы, круглые столы; заочная форма включает выполнение итогового задания – написание творческого проекта.
1.3.Цель Программы- совершенствование профессиональной компетентности учителей по вопросам реализации содержания предметных областей «Искусство» и «Технология» с учетом требований федерального государственного стандарта общего образования.
1.4.Задачи Программы:
- совершенствовать навыки и умения по работе с нормативно-правовой документацией, отбору и структурированию содержания образования с учетом требований ФГОС основного, среднего (полного) общего образования, особенностей и условий региона и типа образовательного учреждения; составлению методических рекомендаций слушателям по реализации образовательного процесса;
- совершенствовать проектировочных умений учителей по разработке рабочих программ предметных областей «Искусство», «Технология» в условиях введения и реализацииФГОС, формированию мотивации к профессиональному самосовершенствованию в меняющихся условиях образовательной практики.
1.5. Программа предусматривает 7 разделов:
* особенности разработки содержания рабочих программ по учебным предметам в соответствии с ФГОС;
* анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС;
* система оценивания уровня сформированностиметапредметных умений и навыков;
* достижение планируемых результатов средствами учебных предметов через использование УМК;
* инновационная деятельность педагога в рамках реализации ФГОС;
* интегрированный подход в условиях введения ФГОС;
* мастер-класс – одна из форм обобщения опыта работы педагога;
* творческая мастерская «Защита проектов».
Раздел программы «Особенности разработки содержания рабочих программ по учебным предметам в соответствии с ФГОС» предполагает обучение конструированию программы в соответствии с ФГОС. Дается понятие о структуре программе, ее разделах, диагностическом материале.
В разделе программы «Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС» предполагается систематизация знаний в области современного урока. Дается понятие об особенностях анализа современного урока. Занятие – практикум для формирования у слушателей анализа современного урока.
Через раздел программы «Система оценивания уровня сформированности метапредметных умений и навыков» закрепляются полученные ранее знания о метапредметных умениях и навыках, дается понятие о системе оценивания уровня сформированности данных умений и навыков.
Модуль программы «Достижение планируемых результатов средствами учебных предметов через использование УМК» предполагается систематизация знаний об УМК по данным предметам. Дается представление о результативных УМК, результатах работы по данным УМК.
Через раздел программы «Инновационная деятельность педагога в рамках реализации ФГОС» предполагается знакомство с инновационной деятельностью учителя, методические рекомендации слушателям для участия в инновационной деятельности, знакомство с нормативными документами по инноватике. Занятие данного модуля предполагает подготовку учителей к предоставлению собственного проекта в рамках «Творческой мастерской»
Раздел программы «Интегрированный подход в условиях введения ФГОС»раскрывает возможности интеграции предметов для достижения результатов в условиях введения ФГОС. Учителя знакомятся с разными видами интеграции предметов.
В разделе программы «Мастер-класс – одна из форм обобщения опыта работы педагога» предусмотрено знакомство учителей с методическими рекомендациями по изучению, обобщению и распространению актуального педагогического опыта через мастер-классы.
Через раздел программы «Творческая мастерская «Защита проектов» учителя презентуют рабочую программу, модуль уроков по разделам, интегрированный урок, программу факультатива, программу элективного курса, программу кружка (на выбор).
В результате освоения Программы модульного курса у учителей должны быть сформулированы следующие компетенции:
- общекультурные компетенции: готовность разрабатывать педагогический проект – рабочую программу учебного предмета с учетом требований ФГОС как одной из составляющих технологической культуры учителя, готовность к самопроектированию в профессиональной деятельности;
- общепрофессиональные компетенции: умение использовать нормативно-правовые документы, инновационные подходы и технологии обучения в профессионально-педагогической деятельности; готовность к профессиональному самосовершенствованию в условиях меняющейся образовательной практики;
- профессиональные компетентности: владение системой теоретических и практических знаний и умений в области художественной и технологической подготовки обучающихся на ступенях общего образования в условиях введения и реализации ФГОС.
Учебно-методическое обеспечение
Содержание Программы знакомит учителей с ключевыми положениями и ФГОС, структурой и методологией стандарта, особенностями представления планируемых образовательных результатов, методологическими основами, статусом и форматом примерной основной образовательной программы, структурой программ по отдельным учебным предметам основной образовательной программы, разработанным учебно-методическим обеспечением ФГОС. Освоение содержания Программы позволяет учителям овладеть навыками работы с новой нормативно-правовой документацией; расширить представление о собственной педагогической практике в условиях внедрения ФГОС; осуществлять самоанализ деятельности и совершенствовать технологические и методологические приемы педагогического проектирования в условиях введения и реализации ФГОС.
Должное внимание в Программе уделяется вопросам составления рабочих программ учебных предметов, системе оценивания уровня сформированностиметапредметных умений и навыков, достижениям планируемых результатов средствами учебных предметов через использование УМК, интегрированному подходу в условиях введения ФГОС.
Реализация содержания Программы строится на методологических подходах личностно-ориентированной модели образования в рамках технологии проектного обучения учителей с учетом специфики развития технологической культуры учителя, а именно его проектировочных, исследовательских и диагностических умений. Ведущим показателем семинарной подготовки является личностная траектория профессионального роста учителя через совершенствование профессионального мастерства и компетенции, где коммуникативная культура занимает одно из ключевых мест.
Занятия проходят в форме лекций, практических занятий, круглых столов. В данном модуле большое внимание уделяется самостоятельным формам работы. Использование новейших достижений в области методологических основ организации учебно-познавательной деятельности учителя позволяет выйти на результат рефлексии, обеспечивающий расширение представления об уровне личностного и профессионального развития, об особенностях собственной педагогической деятельности, успешное ее проектирование, обобщение, корректировку и выбор форм самопрезентации в индивидуальном педагогическом проекте.
На практических занятиях учителя отрабатывают умения в решении профессиональных задач: методически грамотно определять планируемый результат образования; выделять структуру рабочей программы учебных предметов; проектировать уроки искусства, технологии в соответствии с теорией деятельностного подхода и программой формирования универсальных учебных действий; выбирать соответствующие методы, формы, средства обучения учащихся; выстраивать систему измерения результатов образовательного процесса в рамках проекта рабочей программы и урока.
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса создается методистами ГБУ НАО «Ненецкий региональный центр развития образования» и представляется в виде рабочих материалов, электронных учебных пособий по данным предметам, тестов и т.п. Дидактическое обеспечение образовательного процесса включает обязательный раздаточный материал, соответствующий тематике занятий.
3.Информационное и материально-техническое обеспечение Информационное и материально-техническое обеспечение учебного процесса включает наличие компьютерной базы с выходом в Интернет, мультимедийный проектор.
Необходима информационная база на бумажных носителях (библиотечный фонд) и электронных носителях для индивидуальной помощи учителю.
Система контроля
Текущий контрольосвоения содержания Программы посредством тестирования, анкетирования.
Итоговый контрольпредполагает написание творческого проекта: модуля уроков по определенному разделу, программы по предмету, программы кружка или факультатива, методическую разработку интегрированного урока.
В результате освоения программы модуля учителя должны знать:
знать:
- нормативно-правовую документацию и основы организации образовательного процесса на ступенях основного, среднего общего образования в условиях перехода и реализации ФГОС;
- подходы, виды и формы педагогического проектирования, нормы выполнения рабочих программ учебных предметов, курсов, модулей в условиях перехода и реализации ФГОС;
- особенности реализации содержания предметных областей «Искусство» и «Технология» (методические и технологические аспекты) в условиях ФГОС;
уметь:
- отбирать и структурировать содержание образования предметных областей «Искусство» и «Технология» на ступенях общего образования в рамках рабочей программы по предмету, курсу, модулю с учетом требований ФГОС, особенностей и условий региона, типа образовательного учреждения, контингента обучающихся;
- составлять методические рекомендации по реализации и управлению образовательным процессом художественной и технологической подготовки школьников с учетом современных подходов, технологий и методик обучения;
владеть:
- умениями проектирования рабочей программы по предмету, курсу, модулю предметных областей «Искусство» и «Технология» с учетом требований ФГОС;
- умениями реализации и управления образовательным процессом художественной и технологической подготовки учащихся с учетом современных подходов, технологий и методик обучения в условиях ФГОС.
Учебный план модуля
«Содержание предметных областей «Искусство» и «Технология»
В условиях реализации ФГОС»
Форма обучения: очно-заочная
Категория слушателей: учителя изобразительного искусства, мировой
художественной культуры, музыки, технологии
Режим работы: 2-3 часа в день
Общее количество часов:36
Учебный план модуля
Формы обучения | Наименование разделов | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Лекции | Практ. занятия | |||
Очная форма обучения | Особенности разработки содержания рабочих программ по учебным предметам в соответствии с ФГОС | - | Собеседование по контрольным вопросам | ||
Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС | Зачет | ||||
Система оценивания уровня сформированностиметапредметных умений и навыков | Собеседование по контрольным вопросам | ||||
Достижение планируемых результатов средствами учебных предметов через использование УМК | - | Собеседование по контрольным вопросам | |||
Инновационная деятельность педагога в условиях введения ФГОС | - | Собеседование по контрольным вопросам | |||
Интегрированный подход в условиях введения ФГОС | Собеседование по контрольным вопросам | ||||
Мастер-класс – одна из форм обобщения опыта работы педагога | Собеседование по контрольным вопросам | ||||
Творческая мастерская «Защита проектов» | Защита проектов | ||||
Заочная форма обучения | Итоговая работа: - программа по предмету; - программа факультатива; - программа элективного курса; - программа кружка; - методическая разработка модуля уроков по разделу; - методическая разработка интегрированного урока (на выбор слушателя) | Защита проектов | |||
Итого |
Содержание программы.
1. Особенности разработки содержания рабочих программ по учебным предметам в соответствии с ФГОС (лекция - 2 часа)
1.1.Знакомство с нормативными документами: Концепция федеральных государственных стандартов общего образования, принятая 5 марта 2008 года на Президиуме РАО; Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина в Российской Федерации, Москва: Просвещение 2009 г.; Федеральный Закон об образовании от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ; Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации до 2020 г., утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р.; письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 7 июля 2015 г. № 03-1263. О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана, примерные образовательные программы по предметам; Нормативные документы по Ненецкому автономному округу.
1.2.Стандарт целостная система требований ко всей системе образования страны как совокупность требований к основной образовательной программе: назначение, особенности содержания, структура, требования к реализации.
1.3. Особенности структуры рабочей программы.Компоненты основной образовательной программы по предмету в соответствии с требованиями к ее структуре. Требования к составлению рабочих программ по ФГОС. Методические рекомендации по составлению рабочей программы.
1.4. Практическая работа: разработка учебно-тематического плана как составной части рабочей программы учебного предмета, курса, модуля и т.д..
Текущий контроль: собеседование по контрольным вопросам.
2. Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС (лекция – 1 час, практикум – 2 часа)
2.1. Структура современного урока. Виды современных уроков. Проектирование современного урока, обеспечивающее достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
2.2. Виды анализов современных уроков в зависимости от структуры урока и цели урока: теоретический урок, комбинированный урок, практический урок, урок по решению технических задач, контрольно-проверочный урок и др.. Анализ урока (общие требования к анализу и самооанализу урока). Формы анализа и самоанализа урока: краткий, структурный, системный, полный, структурно-временной, комбинированный, психологический, дидактический, аспектный, комплексный.
2.3. Практическое занятие – анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС (работа по группам)
Текущий контроль: зачет.