Общая характеристика программы

Примерная

Программа

По географии

Классы

Серия «Стандарты второго поколения» основана в 2008 году

Программы подготовлены в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стан­дартов общего образования второго поколения», реализуемо­го Российской академией образования по заказу Министер­ства образования и науки Российской Федерации и Федераль­ного агентства по образованию.

Руководители проекта: вице-президент РАО А. А. Кузнецов, академик-секретарь Отделения общего образования РАО М. В. Рыжаков, член-корреспондент РАО А. М. Кондаков

Примерная программа по географии 5—9 классы. — 2010. -20 с.

Содержание

Пояснительная записка .............................................................................. 3

Вклад учебного предмета в достижение целей основного

общего образования …………………………………………………………5

Общая характеристика учебного предмета ……………………………….6

Требования к результатам обучения ……………………………………….7

Место предмета в базисном учебном (образовательном) плане …………9

Основное содержание курса ......................................................................10

География Земли .........................................................................................10

География России .......................................................................................13

Рекомендации по оснащению кабинета географии в основной школе 18

Пояснительная записка

Общая характеристика программы

Примерная программа по географии для основной шко­лы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государ­ственном образовательном стандарте общего образования вто­рого поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсаль­ных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального об­щего образования.

Примерная программа является ориентиром для составле­ния рабочих программ: она определяет инвариантную (обяза­тельную) часть учебного курса, за пределами которой остает­ся возможность авторского выбора вариативной составляю­щей содержания образования. Авторы рабочих программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последо­вательности его изучения, расширения объема (детализации) содержания, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и со­циализации учащихся. Рабочие программы, составленные на основе примерной программы, могут использоваться в учеб­ных заведениях разного профиля и разной специализации.

В примерной программе для основной школы предусмот­рено развитие всех представленных в программах начального общего образования основных видов деятельности обучаемых. Однако содержание примерных программ для основной шко­лы имеет особенности, обусловленные, во-первых, предмет­ным содержанием системы общего среднего образования, во-вторых, психологическими и возрастными особенностями обучаемых.

Каждый учебный предмет или совокупность учебных предметов является отражением научного знания о соответ­ствующей области окружающей действительности. Поэтому если в начальной школе на первое место выдвигается учеб­ная деятельность, связанная с формированием умений учить­ся, адаптироваться в коллективе, читать, писать и считать, то в основной школе учащиеся овладевают элементами научно­го знания и учебной деятельностью, лежащими в основе фор­мирования познавательной, коммуникативной, ценностно-ориентационной, эстетической, технико-технологической, физической культуры, формируемой в процессе изучения со­вокупности учебных предметов.

При этом универсальные учебные действия формируются в результате взаимодействия всех учебных предметов и их циклов, в каждом из которых преобладают определенные ви­ды деятельности и соответственно определенные учебные действия. В предметах естественно-математического цикла ве­дущую роль играет познавательная деятельность и соответ­ствующие ей познавательные учебные действия; в предметах коммуникативного цикла — коммуникативная деятельность и соответствующие ей учебные действия и т. д.

В связи с этим в примерных программах для основной школы в разных учебных курсах превалируют различные ви­ды деятельности на уровне целей, требований к результатам обучения и основных видов деятельности ученика.

Основная особенность подросткового возраста — начало перехода от детства к взрослости. В возрасте от 11 до 14— 15 лет происходит развитие познавательной сферы, учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию, учащиеся начинают овладевать теорети­ческим, формальным, рефлексивным мышлением. На первый план у подростков выдвигается формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных качеств лич­ности. На этапе основного общего среднего образования про­исходит включение обучаемых в проектную и исследователь­скую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, клас­сифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать вы­воды и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся при­емы, сходные с определением понятий: описание, характерис­тика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, уме­ния делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Эти умения ведут к формированию познавательных по­требностей и развитию познавательных способностей.

Учитывая вышеизложенное, а также положение о том, что образовательные результаты на предметном уровне должны подлежать оценке в ходе итоговой аттестации выпускников, в примерном тематическом планировании предметные цели и планируемые результаты обучения конкретизированы до уровня учебных действий, которыми овладевают обучаемые в процессе освоения предметного содержания. При этом для каждого учебного предмета ведущим остается определенный вид деятельности (познавательная, коммуникативная и т. д.). В предметах, где ведущую роль играет познавательная дея­тельность (физика, химия, биология и др.), основные виды учебной деятельности ученика на уровне учебных действий включают умения характеризовать, объяснять, классифициро­вать, овладевать методами научного познания и т. д.; в пред­метах, где ведущая роль принадлежит коммуникативной дея­тельности (русский и иностранный языки), преобладают иные виды учебной деятельности, такие, как умения полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Таким образом, в примерной программе обозначено целеполагание предметных курсов на разных уровнях: на уровне метапредметных, предметных и личностных целей; на уровне метапредметных, предметных и личностных образовательных результатов (требований); на уровне учебных действий.

Примерная программа включает четыре раздела: «Поясни­тельная записка» с требованиями к результатам обучения; «Содержание курса» с перечнем разделов; «Примерное тема­тическое планирование» с указанием минимального числа часов, отводимых на изучение каждого раздела, и определе­нием основных видов учебной деятельности школьников; «Рекомендации по оснащению учебного процесса».

В «Пояснительной записке» раскрываются особенности каждого раздела программы, преемственность ее содержания с важнейшими нормативными документами и содержанием программы для начального образования; дается общая харак­теристика курса географии, его места в базисном учебном плане. Особое внимание уделяется целям изучения курса географии, его вкладу в решение основных педагогических задач в системе основного общего образования, а также раскрытию результатов освоения обучаемыми программы по географии на ступени основного общего образования.

Цели и образовательные результаты представлены на не­скольких уровнях — метапредметном, личностном и предмет­ном. В свою очередь, предметные результаты обозначены в соответствии с основными сферами человеческой деятель­ности: познавательной, ценностно-ориентационной, трудо­вой, физической, эстетической.

Раздел «Основное содержание» включает перечень изучае­мого содержания, объединенного в содержательные блоки.

В разделе «Примерное тематическое планирование» представлены примерный перечень тем курса и число учеб­ных часов, отводимых на изучение каждой темы, характерис­тика основного содержания тем и основных видов деятель­ности ученика (на уровне учебных действий).

Примерная программа также включает «Рекомендации по оснащению учебного процесса».

Наши рекомендации