Учитель-логопед Пестова М.Ю.

Учитель-логопед Пестова М.Ю.

Календарно-тематический план работы с группой обучающихся, имеющих нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР по развитию связной речи

(раздел «Текст»)

Тема логопедического занятия Примерное количество часов. Примечания
Выделение признаков связного текста. Тема текста.  
Текст. Основная мысль текста.  
Текст. Опорные слова.  
Восстановление деформированного текста по серии картинок.  
Составление текста из отдельных предложений. Определение темы, главной мысли текста.  
Составление текста по данным вопросам. Грамматическое оформление. Анализ составленных текстов.  
Тип текста. Текст-повествование. Характерные признаки текста-повествования. Схема построения повествовательного текста. 1-2  
Текст-описание. Характерные признаки текста-описания. Схема построения описания. 1-2  
Текст-рассуждение. . Характерные признаки текста-рассуждения. Схема построения рассуждения. 1-2  
Составление плана текста с обозначенными частями.  
Деление текста на части. Работа над планом.  
Редактирование текста. 1-2  

Учитель-логопед Пестова М.Ю.

Развитие связной речи

Основные задачи Планируемые результаты обучения
Развитие лексики - актуализация, систематизация, классификация словаря; - расширение словаря (антонимы, синонимы и др.); - формирование терминологической лексики (в соответствии с программой) Иметь словарь, достаточный для усвоения предлагаемых в процессе обучения знаний. Уметь детально анализировать и сопоставлять слово, словосочетание, предложение как речевые единицы. Понимать значение учебной терминологии. Уметь подбирать слова-антонимы, синонимы к данным.  
Развитие различных видов синтаксических конструкций - составление предложений при помощи различных приемов; - распространение, восстановление, составление предложений Уметь анализировать интонацию предложений. Уметь сопоставлять полные и краткие предложения. Уметь составлять предложение, соблюдая правильный порядок слов. Уметь составлять сложносочиненные предложения из простых предложений, расчленять сложносочиненные предложения на простые предложения. Уметь составлять сложноподчиненные предложения из простых предложений; выделять главное предложение в составе сложноподчиненного предложения. Определять грамматические основы в каждой части сложного предложения. Уметь восстанавливать неполное предложение, употребляя правильные словоформы, вставляя пропущенные предлоги.
Развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания - программирование смысловой структуры высказывания; - установление связности и последовательности высказывания; - отбор языковых средств Уметь составлять полные ответы на вопросы. Уметь формулировать и задавать вопросы. Уметь отличать текст от группы предложений, дифференцировать эти понятия. Уметь определять тему текста, основную мысль текста. Уметь определять диалогическую, монологическую речь. Понимать смысловые или логические ошибки в тексте, определяя правильную последовательность предложений. Уметь пересказывать текст по различным видам плана, опорным словам. Владеть приемами редактирования текста.  

Учитель-логопед Пестова М.Ю.

Развитие связной речи

Учебные термины:

Слово

Словосочетание

Предложение.

Схема предложения.

Граница предложения.

Основа предложения.

Нераспространенное предложение.

Распространенное пред­ложение.

Точка.

Многоточие.

Вопросительный знак.

Запятая.

Восклицательный знак.

Повествовательное предложение.

Побудительное предложение.

Вопросительное предложение.

Восклицательное предложение.

Интонация.

Простое предложение.

Сложное предложение.

Полный ответ.

Краткий ответ.

Текст.

Тема текста.

Диалог.

Монолог.

Стихотворный текст.

Основная мысль текста.

Опорные слова.

Текст-повествование.

Текст-описание.

Текст-рассуждение.

План текста.

Редактирование текста.

Антонимы.

Синонимы.



Календарно-тематический план работы с группой обучающихся, имеющих нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР по развитию грамматического строя речи

(раздел «Словообразование»)

Тема логопедического занятия Примерное количество часов. Примечания
Суффиксы  
Суффиксы, указывающие на величину предметов, уменьшительно-ласкательные суффиксы  
Суффиксы профессий  
Суффиксы прилагательных  
Правописание суффиксов в глаголах прошедшего времени.  
Приставка  
Приставки пространственного значения.  
Приставки временного значения.  
Многозначные приставки.  
Однокоренные слова. Корень слова.  
Родственные слова и слова с омонимическими корнями.  
Дифференциация предлогов и приставок.  
Сложные слова.  
Безударные гласные в корне слова.  
Антонимы.  
Синонимы.  
Однозначные и многозначные слова.  

Формирование лексики

II этап

Основные направления работы:

1. Активизация словаря, перевод слова из пассивного в активный словарь

2. Актуализация словаря (уточнение значений имеющихся в словаре слов)

3. Систематизация, классификация словаря по группам (части речи, тематический принцип)

4. Расширение объема словарного запасапараллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формированием познавательной активности

Основное содержание работы, объем и характер учебного материала:

1. Формирование номинативного словаря:

· имена существительные, обозначающие названия предметов, по лексическим темам: «Мир животных», «Мир растений», «Природа вокруг нас», «Сезонные изменения природы», «Явления природы», «Земля и космос», «Предметы быта и труда людей», «Семья», «Школа», «Город», «Страны мира», «Наша страна», «Тело человека», «Здоровье», «Профессии», «Спорт»;

· обобщающие слова (актуализация имеющихся слов, знакомство с новыми словами, их активизация);

· имена существительные, имеющие переносное значение, многозначные слова;

· имена существительные, передающие эмоциональное состояние, свойства характера, поведения (радость, грусть, успех, жалость, смелость);

· сложные слова.

2. Формирование предикативного словаря:

· глагольная лексика по изучаемым лексическим темам;

· названия действий по предъявляемому предмету;

· глаголы, обозначающие действия людей определенной профессии или рода занятий;

· глаголы, имеющие переносное значение;

· глаголы, обозначающие явления природы (гремит, сверкает, подмораживает)

· причастия и деепричастия (практическое усвоение, использование при составлении предложений)

3. Формирование атрибутивного словаря:

· имена прилагательные, относящиеся к изучаемым лексическим темам;

· имена прилагательные (качественные, относительные, притяжательные), обозначающие: цвет (оттенки), форму, величину, температуру, вкусовые качества, материал, фактуру, принадлежность (кому-либо), характер, эмоции;

· сравнительная степень прилагательных (длиннее, ближайший);

· сложные прилагательные (длинноногий, быстрокрылые);

· наречия (признаки действий), обозначающие место совершения действия (внизу, вверху, далеко, близко); время совершения действия (зимой, вчера, завтра); способ совершения действия (быстро, ловко, неуклюже); причину совершения действия (нарочно, сгоряча, нечаянно).

4. Формирование пространственно-временной лексики.

5. Формирование терминологической лексики в соответствии с программой обучения .

6. Формирование антонимических и синонимических средств языка.

7. Формирование умения понимать переносное значение слов, использовать данные слова в речи.

8. Формирование и расширение «семантических полей» слов, развитие ассоциаций.

9. Пополнение словаря через практическое усвоение навыков словообразования имен существительных, прилагательных и глаголов; умение подбирать и использовать в устной и письменной речи однокоренные слова.

Формирование (закрепление) понятий:«значение слова»,«имя существительное», «имя прилагательное», «глагол», «предлог», «антонимы», «синонимы», «многозначные слова», «переносное значение слова», «родственные (однокоренные слова)»

Учитель-логопед Пестова М.Ю.

Календарно-тематический план работы с группой обучающихся, имеющих нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР по развитию связной речи

(раздел «Текст»)

Тема логопедического занятия Примерное количество часов. Примечания
Выделение признаков связного текста. Тема текста.  
Текст. Основная мысль текста.  
Текст. Опорные слова.  
Восстановление деформированного текста по серии картинок.  
Составление текста из отдельных предложений. Определение темы, главной мысли текста.  
Составление текста по данным вопросам. Грамматическое оформление. Анализ составленных текстов.  
Тип текста. Текст-повествование. Характерные признаки текста-повествования. Схема построения повествовательного текста. 1-2  
Текст-описание. Характерные признаки текста-описания. Схема построения описания. 1-2  
Текст-рассуждение. . Характерные признаки текста-рассуждения. Схема построения рассуждения. 1-2  
Составление плана текста с обозначенными частями.  
Деление текста на части. Работа над планом.  
Редактирование текста. 1-2  

Наши рекомендации