Учебной (ознакомительной) практики

ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ (ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ) ПРАКТИКИ

направление подготовки

44.03.01. Педагогическое образование

профиль подготовки

Музыкальное образование

образовательный уровень

Бакалавр

Заочнаяформа обучения 3 курс

ПРИНЯТО

на совете факультета

дополнительного профессионального образования

Протокол от «19» сентября 2016г. № 1

Донецк 2016 г.

Составитель:

Слота Н.В., заведующая кафедрой музыкального педагогического образования

(ФИО, должность)

Программа рассмотрена и утверждена

на заседании кафедры музыкального педагогического образования

(наименование кафедры)

от «12» сентября 2016 г., протокол № 1

Зав. кафедрой музыкального педагогического образования

(наименование кафедры)

__________________ Н.В. Слота

(подпись) (ФИО)

Цели практики

Учебная (ознакомительная) практикастудентов, в соответствии с учебным планом направления подготовки 44.03.01. Педагогическое образование (профиль Музыкальное образование) является этапом профессионально-педагогической подготовки бакалавра. Она организуется, наполняется содержанием и проводится в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования к уровню профессиональной подготовки выпускника для получения квалификации «Бакалавр».

Цель учебной (ознакомительной) практики -это формирование профессиональной компетентности бакалавров в процессе ознакомления со спецификой педагогического процесса в различных типах и видах образовательных учреждений. Во время практики происходит закрепление и конкретизация результатов теоретического обучения, приобретение обучающимися умений и навыков практической работы по избранному направлению.

Задачи практики

· формирование у обучающихся компетенций, необходимых для успешного осуществления профессионально-практической деятельности, в соответствии с требованиями к результатам освоения основных профессиональных образовательных программ;

· знакомство с различными типами профильных образовательных учреждений музыкального образования, направлениями работы, нормативно-правовой документацией, проблемами их становления и развития на современном этапе;

· воспитание интереса к профессии, потребности в качественном профессиональном образовании;

· создание условий для осознания студентами социальной значимости своей будущей профессии, формирования мотивации к профессиональной деятельности;

· развитие аналитических способностей и умения излагать результаты наблюдений в форме отчета;

· закрепление теоретических знаний, полученных при изучении дисциплин профессионального цикла;

· овладение обучающимися общепрофессиональными умениями, позволяющими решать задачи педагогической деятельности;

· становление целостных представлений будущего педагога о своеобразии развития ребенка в условиях специально организованного педагогического процесса;

· формирование целостного представления о предстоящей профессионально-практической деятельности.

Данные задачи учебной практики соотносятся со следующими видами профессиональной деятельности:

– педагогическая.

и задачами профессиональной деятельности:

в области педагогической деятельности:

- изучение возможностей, потребностей, достижений детей в области образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития;

- организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям детей, и отражающих специфику предметной области;

- организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач профессиональной деятельности;

- использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с использованием информационных технологий;

- осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.

3. Место практики в структуре основной образовательной программы

Учебная (ознакомительная) практика является обязательным видом учебной работы бакалавра, входит в Блок 2 «Практики» ГОС ВПО по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль Музыкальное образование.

Учебная (ознакомительная) практика базируется на дисциплинах базовой и вариативной части профессионального цикла ОП, изучаемых студентами на первом-втором курсах. Содержание заданий, включенных в программу практики, актуализирует знания, умения и навыки, сформированные в ходе изучения следующих дисциплин: Введение в профессию, История педагогики, Педагогика, Основной музыкальный инструмент, Вокальный класс, Сольфеджио, Психология, Безопасность жизнедеятельности, Основы медицинских знаний и здорового образа жизни, Основы научных исследований.

Требования к входным знаниям, умениям и готовностям студентов, приобретенным в результате освоения предшествующих частей ОП, и необходимые при освоении учебной ознакомительной практики:

- теоретические знания об особенностях организации воспитания, обучения и развития детей в профильных образовательных учреждениях;

- теоретические знания о психических особенностях развития детей разного возраста;

- теоретические знания о программах воспитания и обучения детей разного возраста.

Практика позволяет обучающемуся не только апробировать знания и навыки профессиональной деятельности, но и адаптироваться:

1) к профессии, т.е. в ходе решения конкретных задач, поставленных руководителем практики, отработать ряд профессиональных умений и навыков;

2) к коллективу, т.е. освоить принципиально иные образцы поведения в коллективе, нормы взаимодействия с коллегами, учителями, воспитателями.

Прохождение учебной (ознакомительной) практики является необходимой основой для последующего изучения различных дисциплин профессионального цикла.

Формы проведения практики

Способ проведения учебной (ознакомительной) практики – стационарная практика.

Организация проведения практики осуществляется следующим образом: дискретно по видам практик – путем выделения в календарном учебном графике непрерывного периода учебного времени для проведения каждого вида практики.

Форма проведения учебной практики – ознакомительная. Формы проведения практики для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья могут быть установлены с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.

Содержание учебной практики

Учебная ознакомительная практика проводится на 3курсе в 6 семестре, в течение недели по 9 часов в день.

Время работы студента: 8.00 – 14.00 ч.

Каждый день студентов организуется по следующему примерному плану:

9 часов (с 8.00 до 14.00 ч. – 6 часов студент находится непосредственно в образовательном учреждении и 3 часа – его самостоятельная работа дома с целью анализа, обработки и упорядочивания полученной информации) – совместно с руководителями практики от института проводится изучение и анализ собранного в процессе ознакомления материала, изучение необходимой для выполнения заданий информации.

Первый день практики – установочная конференция, знакомство с планом практики, перечнем выполняемой работы, предоставляемой отчетной документацией.

Заключительный день практики – подведение итогов деятельности студентов, проводится в виде «круглого стола», «деловой игры», «рефлексивного анализа».

Используемые на практике

Виды деятельности студентов Технологии, методы, формы, средства, используемые студентом
1 этап подготовительный (включающий установочную конференцию)
диагностическая   -выявление общих сведений об организации, ее структуре, основных направлениях деятельности, о составе специалистов, их обязанностях, специфике деятельности, о проблемах учреждения - изучение нормативно-правовой документации, регламентирующей деятельность организации, и функциональные обязанности специалистов
проектировочная   - целеполагание (педагогическое, коллективное, индивидуальное) - планирование (педагогическое, коллективное, индивидуальное)
организационная   - коллективная, групповая, индивидуальная творческая деятельность - опосредованное наблюдение
2 этап (основной)
проектировочная   - моделирование педагогических ситуаций - моделирование форм взаимодействия с участниками образовательного процесса
просветительская   - организация викторин, конкурсов, акций - моделирование культурного пространства образовательного учреждения
информационная   - проведение лекториев, собраний, круглых столов - организация дискуссий и диспутов - работа с базами данных в сети Интернет
рефлексивная   - технология самоанализа - групповая и индивидуальная рефлексия - выявление эффективных способов организации деятельности детей
3 этап (заключительный)
аналитическая   - изучение результатов работы и оценка эффективности использованных педагогических средств - анализ результатов проведенной индивидуальной работы с детьми - организация коллективного анализа - педагогический анализ результатов работы с коллективом - подготовка аналитического отчета по итогам практики
рефлексивная - технология самоанализа - определение перспектив профессионального развития

Отчетная документация

1. Дневник учебной практики (см. Приложение 1).

2. Отчет (см. Приложение 2).

3. Накопительная папка «Занимательная педагогика».

4. Презентация результатов практики.

Учебно-методическое и информационное обеспечение практики

Нормативные документы

1. Конституция ДНР

2. Закон ДНР «Об образовании»

3. Приказ МОН ДНР № 392 «Об утверждении Требований к программам дополнительного образования для детей»

4. Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 12 июня 2015 г. № 253 «Об утверждении ИНСТРУКЦИИ о порядке заполнения, выдачи и хранения свидетельства об окончании учреждения дополнительного образования, подведомственного Министерству образования и науки

а) основная литература:

1. Психологические основы педагогической практики студентов / под ред. А. С. Чернышева. – М., 2007. – 183 с.

2. Дука, Н. А. Введение в педагогическую деятельность [Текст]: учеб. пособие / Н.А. Дука. – Омск: Полиграфический центр, 2004. – 137 с.

3. Никитина, Н. Н. Введение в педагогическую деятельность [Текст] : теория и практика: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по пед. спец./ Н. Н. Никитина, Н. В. Кислинская. – 3-е изд., стер. – М.: AcademiA, 2007. – 223 с.

4. Введение в педагогическую деятельность [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по пед. спец. / под ред. А. С. Роботовой. – 4-е изд., перераб. – М.: AcademiA, 2007. – 219 с.

б) дополнительная литература:

1. От рождения до школы. Типовая образовательная программа дошкольного образования / сост. Арутюнян Л.Н., Сипачева Е.В., Губанова Н.В., Бридько Г.Ф., Котова Л.Н., Невольник Н.И., Голяева Т.В., Горбачева Л.В., Липанова Е.И.; ДИППО. – Донецк: Истоки, 2015. – 223 с.

2. Зебзеева, В. А. Практика в подготовке специалиста дошкольного образования: учеб. пособие / В. А. Зебзеева. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 192 с.

3. Сластёнин, В. А. Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. завед. / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов / под ред. В. А. Сластёнина. – М. : Академия, 2008. – 576 с.

4. Агалакова, Е. А. Технология управления качеством образования младшего школьника [Текст]: учеб. пособие / Е. А. Агалакова ; Омск. гос. пед. ун-т. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2007. – 111 с.

5. Административное управление воспитательным процессом [Текст]: учебное пособие / сост. Н. П. Кузнецова, Е. В. Мейснер. – Волгоград: Учитель, 2008. - 250 с.

6. Безрукова, В.С. Современный урок в школе [Текст]: в 3-х кн. / В. С. Безрукова. – М. : Сентябрь, 2009. – эл. опт. диск (CD-ROM). – (Электронная б-ка журн. «Директор школы»).

7. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе [Текст] / сост. С. А. Цабыбин. – Волгоград : Учитель, 2009. – 172 с.

8. Музыка и развлечение в детском саду. Для детей 5-7 лет / сост. Н. Ветлугина, И. Дзержинская. – М. : Музыка, 1976. – 80 с.

9. Яфальян, А.Ф. Теория и методика музыкального образования в начальной школе: учеб. пособие для пед. ВУЗов / А.Ф. Яфальян. – Ростов н/Дону: Феникс, 2008. – 380 с.Муштавинская, И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя [Текст]: учеб.-метод. пособие / И. В. Муштавинская. – СПб. : КАРО, 2009. – 141 с.

в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

1. http://www.web2edu.ru Дошкольное образование – сайт по дошкольному образованию.

2. http://www.school2100.ru – Инновации в образовании.

3. http://www.inter-pedagogika.ru/lnter-педагогика. Сайт создан для преподавателей, родителей и студентов педагогических вузов и содержит разнообразную информацию по различным аспектам педагогики. На сайте можно найти книги, статьи, словари по педагогике; материалы по педагогической практике, методологии науки, теории образования; статьи и материалы автора сайта, кандидата педагогических наук, доцента кафедры педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена (Санкт-Петербург), Ирины Хоменко; а также много другой полезной информации.

4. http://tanja-k.chat.ru/ - Методические материалы в помощь работникам детских дошкольных учреждений.

5. http://www.danilova.ru/ - Раннее развитие детей.

6. http://edu.rin.ru/preschool/index.html - Дошкольное образование.

7. http://www.kindereducation.com - Дошколенок.

8. http://azps.ru/baby/index.html - До и после трех.

9. http://ivalex.vistcom.ru/ - Все для детского сада.

10. http://detsad-journal.narod.ru/index.htm - Детский сад от А до Я.

11. http://www.detskiysad.ru/ - Детский сад. ру

12. http://larisa.h1.ru/ - Центр раннего развития Мир детей – Эра Человека Развитого.

13. Всероссийский интернет-педсовет. http://pedsovet.org/

14. Журнал «Учитель музыки» – https://issuu.com/kabalevsky

15. Интернет-журнал «Эйдос», рубрика «Методика в школе» – http://www.eidos.ru/journal/index.htm

16. Научно-методический журнал «Музыкальная психология и психотерапия» – http://music-health.ru/music-phsyhologiya/

17. Научно-методический журнал «Искусство в школе» – http://art-in-school.narod.ru/0511.htm

18. Инновационная образовательная сеть «Эврика». http://www.eurekanet.ru

19. Образовательное сетевое сообщество – «Сеть творческих учителей. http://www.it-n.ru/

20. Открытый класс. Социальная сеть педагогов. Сетевые профессиональные сообщества. http://www.openclass.ru

21. Профильное обучение в старшей школе. http://www.profile-edu.ru/

22. Российский общеобразовательный портал. www. school.edu

23. Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех». http://www.setilab.ru

24. Сообщество учителей «Образовательная Галактика Intel». http://edugalaxy.intel.ru/index.php

ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ (ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ) ПРАКТИКИ

направление подготовки

44.03.01. Педагогическое образование

профиль подготовки

Музыкальное образование

образовательный уровень

Бакалавр

Заочнаяформа обучения 3 курс

ПРИНЯТО

на совете факультета

дополнительного профессионального образования

Протокол от «19» сентября 2016г. № 1

Донецк 2016 г.

Составитель:

Слота Н.В., заведующая кафедрой музыкального педагогического образования

(ФИО, должность)

Программа рассмотрена и утверждена

на заседании кафедры музыкального педагогического образования

(наименование кафедры)

от «12» сентября 2016 г., протокол № 1

Зав. кафедрой музыкального педагогического образования

(наименование кафедры)

__________________ Н.В. Слота

(подпись) (ФИО)

Цели практики

Учебная (ознакомительная) практикастудентов, в соответствии с учебным планом направления подготовки 44.03.01. Педагогическое образование (профиль Музыкальное образование) является этапом профессионально-педагогической подготовки бакалавра. Она организуется, наполняется содержанием и проводится в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования к уровню профессиональной подготовки выпускника для получения квалификации «Бакалавр».

Цель учебной (ознакомительной) практики -это формирование профессиональной компетентности бакалавров в процессе ознакомления со спецификой педагогического процесса в различных типах и видах образовательных учреждений. Во время практики происходит закрепление и конкретизация результатов теоретического обучения, приобретение обучающимися умений и навыков практической работы по избранному направлению.

Задачи практики

· формирование у обучающихся компетенций, необходимых для успешного осуществления профессионально-практической деятельности, в соответствии с требованиями к результатам освоения основных профессиональных образовательных программ;

· знакомство с различными типами профильных образовательных учреждений музыкального образования, направлениями работы, нормативно-правовой документацией, проблемами их становления и развития на современном этапе;

· воспитание интереса к профессии, потребности в качественном профессиональном образовании;

· создание условий для осознания студентами социальной значимости своей будущей профессии, формирования мотивации к профессиональной деятельности;

· развитие аналитических способностей и умения излагать результаты наблюдений в форме отчета;

· закрепление теоретических знаний, полученных при изучении дисциплин профессионального цикла;

· овладение обучающимися общепрофессиональными умениями, позволяющими решать задачи педагогической деятельности;

· становление целостных представлений будущего педагога о своеобразии развития ребенка в условиях специально организованного педагогического процесса;

· формирование целостного представления о предстоящей профессионально-практической деятельности.

Данные задачи учебной практики соотносятся со следующими видами профессиональной деятельности:

– педагогическая.

и задачами профессиональной деятельности:

в области педагогической деятельности:

- изучение возможностей, потребностей, достижений детей в области образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития;

- организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям детей, и отражающих специфику предметной области;

- организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач профессиональной деятельности;

- использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с использованием информационных технологий;

- осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.

3. Место практики в структуре основной образовательной программы

Учебная (ознакомительная) практика является обязательным видом учебной работы бакалавра, входит в Блок 2 «Практики» ГОС ВПО по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль Музыкальное образование.

Учебная (ознакомительная) практика базируется на дисциплинах базовой и вариативной части профессионального цикла ОП, изучаемых студентами на первом-втором курсах. Содержание заданий, включенных в программу практики, актуализирует знания, умения и навыки, сформированные в ходе изучения следующих дисциплин: Введение в профессию, История педагогики, Педагогика, Основной музыкальный инструмент, Вокальный класс, Сольфеджио, Психология, Безопасность жизнедеятельности, Основы медицинских знаний и здорового образа жизни, Основы научных исследований.

Требования к входным знаниям, умениям и готовностям студентов, приобретенным в результате освоения предшествующих частей ОП, и необходимые при освоении учебной ознакомительной практики:

- теоретические знания об особенностях организации воспитания, обучения и развития детей в профильных образовательных учреждениях;

- теоретические знания о психических особенностях развития детей разного возраста;

- теоретические знания о программах воспитания и обучения детей разного возраста.

Практика позволяет обучающемуся не только апробировать знания и навыки профессиональной деятельности, но и адаптироваться:

1) к профессии, т.е. в ходе решения конкретных задач, поставленных руководителем практики, отработать ряд профессиональных умений и навыков;

2) к коллективу, т.е. освоить принципиально иные образцы поведения в коллективе, нормы взаимодействия с коллегами, учителями, воспитателями.

Прохождение учебной (ознакомительной) практики является необходимой основой для последующего изучения различных дисциплин профессионального цикла.

Формы проведения практики

Способ проведения учебной (ознакомительной) практики – стационарная практика.

Организация проведения практики осуществляется следующим образом: дискретно по видам практик – путем выделения в календарном учебном графике непрерывного периода учебного времени для проведения каждого вида практики.

Форма проведения учебной практики – ознакомительная. Формы проведения практики для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья могут быть установлены с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.

Наши рекомендации