Основные модели взаимодействия воспитателя с детьми
Тип взаимодействия | Задачи педагога | Содержание действия педагога | Описание педагогического действия |
Директивное | Направлять | Директива | Воспитатели дают конкретные указания детям о том, как действовать, предельно ограничивая область возможных ошибок |
Демонстрировать | Демонстрация | Воспитатели демонстрируют образец детям, которые наблюдают за ними | |
Содействовать | Совместное конструирование | Воспитатели решают проблему вместе с детьми (например, конструируют домик, делают кошелёк из бумаги). | |
Посредническое | Подтягивать | «Строительство лесов» | Воспитатели бросают «вызов» ребёнку или оказывают ему помощь, которая позволяет ему работать на грани его возможностей |
Оказывать поддержку | Создание условий | Воспитатели предоставляют ребёнку помощь, необходимую ему для достижения следующего уровня функционирования (дополнительные колёсики на велосипеде, ярлыки, наглядные схемы и т.д.) | |
Облегчать | Разовая помощь | Воспитатели предоставляют детям кратковременную помощь, позволяющую ребёнку выйти на следующий уровень функционирования (поддерживают велосипед рукой в момент начала движения, поправляют захват инструмента, дают недостающий материал) | |
Моделировать | Моделирование | Воспитатели ненавязчиво демонстрируют желаемый способ или намекают, подсказывают, с комментариями или без них. Например, во время Утреннего сбора воспитатель моделирует, как нужно слушать друг друга | |
Недирективное | Одобрять | Одобрение/подкрепление | Воспитатель уделяет внимание ребёнку, положительно оценивает, подбадривает и поддерживает его в том, что он делает |
Педагоги используют разнообразные методы обучения и поддерживают детей с различными потребностями в обучении, учитывая их интересы и сильные стороны развития. Они постоянно следят, не появятся ли сигналы, которые свидетельствуют о том, что, возможно, их метод не «работает» в отношении конкретного ребёнка или группы детей; и тогда они готовы предпринять соответствующие меры для адаптации.
• В личностно-ориентированных программах педагог направляет и облегчает процесс познания. Он стимулирует познание, разделяя с ребёнком ответственность за обучение; он планирует и создаёт условия для развития детей. Педагоги должны всегда учитывать индивидуальные способности каждого из детей. Так, если вы хотите сделать вместе с детьми игровое тесто и знаете, что у какого-то ребёнка из группы плохо развита мелкая моторика, то попросите этого ребёнка переливать воду в миску из мерной кружки, а ребёнку с хорошо развитой мелкой моторикой поручите отмерить чайную ложку растительного масла. Ребёнка, который уже умеет читать, попросите прочесть для всей группы рецепт теста. Ребёнка, который ещё плохо умеет считать, попросите считать ложки муки вместе с другим ребёнком, который уже считает хорошо. Воспитатели должны всегда заранее продумывать эти аспекты в работе с детьми.
• Педагог предоставляет детям разнообразные материалы и создаёт ситуации, которые дают им неограниченные возможности взаимодействия с окружающим миром. Лучше всего дети учатся, когда делают что-либо самостоятельно. Им необходимо самим выяснять, пусть с помощью проб и ошибок, как именно устроен мир. Изученные понятия хорошо закрепляются с помощью активных упражнений. Например, такое понятие, как регулярность/нерегулярность структуры ребёнок может усвоить, переплетая разноцветные нити, чередуя цвета; нанизывая на нитку бусины – синяя, жёлтая, синяя, жёлтая, синяя.
• Педагог внимательно наблюдает за тем, как дети работают с материалами. Такое наблюдение помогает ему определить, какие задания следует давать детям, исходя из их интересов, какие у детей есть специфические потребности, какие у детей стили восприятия. Точно так же педагогу следует отмечать, к каким материалам дети явно не проявляют интереса, стараться выяснить причины его отсутствия и разнообразить игры и задания к этому материалу.
• Педагог должен иметь представление о типичном развитии детей этого возраста и индивидуальных особенностях каждого ребёнка. Он должен знать, какие материалы необходимы каждому ребёнку на том конкретном этапе развития, на котором он находится.
• Педагог должен уметь задавать детям открытые вопросы, что помогает детям продолжать исследовать и узнавать новое. Открытые вопросы предполагают более одного «правильного» ответа. Они также позволяют понять мыслительный процесс ребёнка. Вопросы-ответы помогают развивать не только мышление, но и речь ребёнка. Если воспитатель в группе часто задаёт вопросы, дети тоже начнут о многом спрашивать. Развитие мышления имеет гораздо большее значение для образования, чем запоминание фактической информации.
• Педагог даёт детям время на обдумывание того, что они делают. Это позволяет им лучше усвоить вводимое понятие. Воспитатель отводит время на вопросы и ответы и на самостоятельное выражение мыслей.
• Педагог обсуждает с детьми все сделанные выводы и заключения, как верные, так и не совсем. Часто обсуждение идеи, которая в результате оказывается неверной, приносит больше пользы, чем обсуждение верного ответа.
• Как и дети, педагог должен уметь идти на риск. Он должен пробовать новые материалы и новые пути использования старых материалов. Некоторые занятия окажутся особенно успешными; некоторые – наоборот. Не ждите, что каждый ребенок будет с удовольствием участвовать в каждом занятии. Инициативный педагог вовремя заменит материалы или найдёт способ продолжить и развить занятие, которое имеет особенный успех. Он предлагает детям новые занятия, чтобы приучить их активно пробовать новое.
• Педагог должен уметь признать, что он чего-то не знает – это лучше, чем дать неверную или неточную информацию. Говоря «не знаю», воспитатель тем самым создаёт обстановку, в которой он и дети вместе участвуют в поиске ответов и решений, совместно исследуют мир. Это также учит детей пользоваться различными источниками. Кроме того, дети видят, что и взрослые тоже учатся.
• Педагог общается и играет с детьми. Он разделяет их стремление узнать новое и проявляет интерес ко всему, что дети делают и исследуют.
• И ещё более важно для педагога уметь почувствовать, когда его присутствие не нужно; когда детей следует предоставить самим себе, чтобы они самостоятельно управляли процессом познания.